ПОДЕЛИТЬСЯ
25 января 2019 | 12:03
Сердце романтика
18 января ушел из жизни один из крупнейших казахстанских художников современности - Бахыт Бапишев. Картины мастера представлены в постоянных экспозициях музеев нескольких стран, от Франции до Японии. Лидер поколения восьмидесятников в казахстанском искусстве получил ряд высоких наград за рубежом. Так, в соседнем Кыргызстане Бахыт Бапишев удостоен звания заслуженного деятеля искусств, а в Японии - золотой медали как лучший художник международной выставки 1987 года… Он не уставал экспериментировать всю свою жизнь, был полиглотом, участником множества международных выставок. На прощание с мастером в Алматы слетелись представители творческой элиты нескольких стран.
ПОДЕЛИТЬСЯ
18 января ушел из жизни один из крупнейших казахстанских художников современности - Бахыт Бапишев. Картины мастера представлены в постоянных экспозициях музеев нескольких стран, от Франции до Японии. Лидер поколения восьмидесятников в казахстанском искусстве получил ряд высоких наград за рубежом. Так, в соседнем Кыргызстане Бахыт Бапишев удостоен звания заслуженного деятеля искусств, а в Японии - золотой медали как лучший художник международной выставки 1987 года… Он не уставал экспериментировать всю свою жизнь, был полиглотом, участником множества международных выставок. На прощание с мастером в Алматы слетелись представители творческой элиты нескольких стран.
"Он был настоящим, - вспоминает известный казахстанский композитор, друг Бапишева с юности, Бахтияр Аманжол, - а все настоящее переживет время - так и случится с его творчеством. Он был, пожалуй, первым, кто открыл новое направление живописи Казахстана, связанное с мистикой наскальной живописи, эстетикой шаманизма. Я одним из первых увидел его картину "Символ плодородия", ставшую впоследствии знаменитой. В ней чувствовалась какая-то мистическая сила - этими ощущениями жил и сам Бахыт. Искренность его искусства подкупает и завораживает. Хотя не все
понимали его. На первой выставке, куда Бахыт отдал "Символ плодородия" - в алматинском Доме кино - завхоз просто спрятал ее в подвал, "чтобы выставку не портить". Настолько картина была непохожа на все остальное! А уже через несколько лет Бахыт с этой работой едет в Японию и привозит оттуда золотую медаль, картину тут же покупают, выставляют в музее. Я уверен, с годами степень его влияния на развитие искусства будет расти, он внес очень большой вклад в становление современной национальной живописи".
Общение с духами
Помощником и партнером Бахыта всегда была его жена - Тамара Бапишева, имя которой он всегда упоминал в своих каталогах. Стоит отметить, что Бапишеву посчастливилось увидеть признание при жизни, что удается далеко не каждому деятелю искусства. Его картины выставляются в нескольких галереях Казахстана, в том числе в Государственном музее искусств имени Кастеева, а также в Государственной Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока (Россия), в коллекции Albosinc (Япония), Музее искусств (Болгария), Музее цивилизаций (Кот-д’Ивуар), множестве французских музеев (где Бахыт Бапишев провел значительную часть своей жизни), в Германии и в десятках частных коллекций по всему миру.
Особенная история с Музеем цивилизаций - Бапишев стал первым казахстанским художником, выставленным в африканской галерее. Этому способствовала Международная организация франкофонных стран, которая насчитывает 56 государств-членов и 19 стран-наблюдателей. С ее представителями художник активно общался еще со времен своей учебы в Сорбонне. В итоге каталог работ Бапишева попал к иваурийскому министру культуры и франкофонии Морису Куаку Бандаману, который заинтересовался творчеством казахстанского художника, пригласил его в министерство и устроил официальную церемонию передачи работы Бапишева Музею цивилизаций.
Как вспоминал художник в интервью журналисту и культурологу Ольге Власенко для журнала "Эксперт", в тот момент многие ивуарийцы впервые услышали о Казахстане - до того они знали только про СССР, Россию и Украину.
Начав свой творческий путь с новаций в искусстве, особого национального стиля, не похожего ни на советский соцреализм, ни на перестроечную "чернуху", Бапишев задал высокую планку для молодых казахстанских художников конца 80-х - начала 90-х. Искусствовед Валерия Ибраева считает, что именно Бахыт был признанным лидером нового поколения казахстанских деятелей искусства:
"Хотя Бахыт был членом Союза художников СССР, он всеми силами стремился отойти от привычных шаблонов, каких-то ярлыков, которые клеили к художникам и стилям. Бахыт Бапишев был примером для многих. Он, Эдуард Казарян, Аскар Есенбаев, Галим Маданов, Аскар Есдаулетов заявили о себе особенно громко выставкой "Алуан-Алуан" ("Разноцветье-Разнотравье"). Они продемонстрировали, насколько разными могут быть стили, цвета, насколько индивидуально искусство. При этом они не конфликтовали со старым поколением художников, признавая их право на самовыражение и ценя разнообразие. Он никогда не уставал экспериментировать в искусстве, обращался к разным жанрам. А в последние годы, кстати, он вернулся к своему первому этапу творчества, пытаясь его переосмыслить".
Последний удод
Это направление в изобразительном искусстве, заново открывшее Казахстан миру, Ибраева называет "номадическими романтизмом". Бапишев и его коллеги объездили с выставками полмира, став подлинными послами культуры независимого Казахстана.
"Конец 80-х - начало 90-х годов были периодом сгущения времени: за какие-то пять лет империи и отдельно взятые страны пережили кардинальные потрясения. Тогда Бапишев и создал свой завораживающий неподвижный мир, застывший в ожидании перемен. Он придумал свою мифологию, где камни и растения были равны животным, и часто смешивал их между собой, ломая биологические и химические, органические и неорганические границы природных форм", - писала Валерия Ибраева в статье к каталогу выставки Бапишева в Кыргызстане.
Кстати, соседняя страна стала на какое-то время прибежищем для ищущего новых форм самовыражения художника: он влюбился в Иссык-Куль и его первозданную природу, на несколько лет с головой ушел в пейзажную живопись. И благодарность кыргызов не заставила себя ждать: художники Кыргызстана добились присвоения ему звания заслуженного деятеля искусств этой страны. Родной же Казахстан его регалиями не баловал, что, впрочем, Бапишева нисколько и не волновало - по крайней мере, никто из его коллег и родных не вспоминал, что видел его страдающим по этому поводу - его интересовало в жизни только чистое искусство.
Этот период творчества Бапишева так описала в статье "Меланхолия перспективы" журнала "Эксперт" Ольга Власенко: "Вообще природа для Бахыта - способ передать одиночество. Художник использовал ультрацвета, яркие оттенки, на некоторых картинах почти нет плавных цветовых переходов. Если ранний период творчества характеризовался более насыщенной палитрой, стилизацией под орнаменталистику, эмоциональностью, то в последних работах наблюдается уход в себя, попытка спрятаться за стилистику классического казахстанского пейзажа. Для них характерно и стремление копировать ранний стиль. Например, прописанные с былой тщательностью "Тунгусские метеориты". Камни, их структура, форма и природный орнамент всегда привлекали художника. Для него любой из них кажется метеоритом, пришельцем из космоса. Бахыт, как типичный городской человек, избегает попыток передать одиночество урбанистическими образами, как это уже делали французские поэты XX века, например, его любимый Жак Превер. Вместо этого он обращается к идеям классицизма и Нового времени, одна из центральных тем которых - человек, природа и их противостояние. Есть в его картинах и отдельные признаки цивилизации: посаженные человеком деревья, электрические столбы, юрты или пляжные туалеты - превращаются в маленькие точки, теряются и тонут в еще не покоренных и не обмеренных человеком диких просторах".
Позднее он периодически возвращался к остросоциальной тематике, реагируя своими картинами на события в алматинском "Шаныраке", на смерть Алтынбека Сарсенбаева… Большое сердце художника не могло не испытывать боль за судьбу своей страны и своего народа. В итоге, по словам Валерии Ибраевой, его ранняя картина "Инфаркт миокарда", посвященная декабрьским событиям 1986 года (на ней изображен рухнувший балбал - как символ депрессии и невозможности изменений), стала пророческой. Он ушел на шестьдесят первом году жизни. Инфаркт миокарда.
Инфаркт миокарда
Бахыт Бапишев родился 27 марта 1958 года в Алма-Ате. В 1979 году окончил Алма-атинское художественное училище. В 1986 - 1990 годах учился в Алма-атинском государственном театрально-художественном институте. С 1990 года - член Союза художников СССР. 1995 год - учеба в университете "Сорбонна" (Франция). Участник международных выставок во Франции, Германии, Бельгии, России, Японии и многих других. Скончался 18 января 2019 года в Алматы. Ссылка на страницу Бахыта Бапишева в проекте "Тенгри модерн".
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также