ПОДЕЛИТЬСЯ
20 октября 2017 | 14:42
"Серый импорт" и проблемы на границе. Мнение Рахима Ошакбаева
17 октября, выступая на пресс-конференции в Астане, министр финансов РК Бахыт Султанов рассказал об ущербе от нелегального, или "серого", импорта, провозимого через территорию Казахстана. "Проблема "серого" импорта из Китая присутствует давно. (...) Есть определенные продвижения в данном направлении, но, к сожалению, в рамках ЕАЭС мы наблюдаем нарастающую проблему с момента присоединения Кыргызской Республики. Здесь мы видим значительный переток импорта в эту страну в связи с более низким уровнем таможенного контроля", - отметил министр, добавив, что ежегодно Казахстан теряет от этого порядка 20 миллиардов тенге.
ПОДЕЛИТЬСЯ
17 октября, выступая на пресс-конференции в Астане, министр финансов РК Бахыт Султанов рассказал об ущербе от нелегального, или "серого", импорта, провозимого через территорию Казахстана. "Проблема "серого" импорта из Китая присутствует давно. (...) Есть определенные продвижения в данном направлении, но, к сожалению, в рамках ЕАЭС мы наблюдаем нарастающую проблему с момента присоединения Кыргызской Республики. Здесь мы видим значительный переток импорта в эту страну в связи с более низким уровнем таможенного контроля", - отметил министр, добавив, что ежегодно Казахстан теряет от этого порядка 20 миллиардов тенге.
Позже по итогам переговоров между премьер-министрами Казахстана и Кыргызстана создана рабочая группа для подготовки совместной "Дорожной карты" по актуальным вопросам двусторонних экономических отношений. Кроме того, стороны договорились с 00.00 19 октября обеспечить приоритетный порядок пересечения казахстанско-кыргызстанской границы для физических лиц с личным багажом, регулярных пассажирских рейсовых автобусов, легкового автотранспорта, порожних грузовых автотранспортных средств.
Директор Центра прикладных исследований "ТАЛАП" Рахим Ошакбаев объяснил, чем грозит "серый" импорт и почему бюджеты стран ЕАЭС не в полной мере получают налог на импорт, а также о возможных путях решения проблемы.
"4,1 миллиарда долларов - такова минимальная сумма "серого" импорта, завезенного в Кыргызстан из Китая в 2016 году, большая часть которого проникает на наш и российский рынки. Что, на минуточку, существенно больше, даже чем весь экспорт Казахстана в Россию (3,4 миллиарда).
Эта шокирующая цифра легко высчитывается, если сравнивать официальные данные кыргызстанских властей об импорте из Китая - 1,5 миллиарда долларов (которыми они отчитываются в Евразийскую комиссию), с цифрами китайского экспорта в Кыргызстан - 5,6 миллиарда долларов.
Разница между 5,6 миллиарда долларов и 1,5 миллиарда долларов составляет 4,1 миллиарда долларов.
Министр финансов Казахстана Бахыт Султанов также упомянул вышеуказанное расхождение в цифрах импорта в Кыргызстан и оценил ежегодные прямые потери общего бюджета ЕАЭС от недоплаты пошлин при импорте в Кыргызстан в 300 миллионов долларов, или около 100 миллиардов тенге.
Наконец-то правительство обратило внимание на существование этой реальной проблемы. О подобных рисках мы говорили еще с начала 2015 года.
Конечно, возникает вопрос, почему раньше закрывали на эту проблему глаза и в чем причины текущей "внезапной озабоченности" правительства. Оставляем это на обсуждение политологам.
Но с экономической точки зрения мы не можем не поддержать этот правительственный дискурс и на выразить большие ожидания, что это не останется просто словами, а мы начнем реально наводить порядок на границах и защищать рынок от "серого" импорта и контрафакта, которые делают бессмысленным любое производство торгуемых товаров в Казахстане.
Мы в Центре прикладных исследований "ТАЛАП" провели небольшой анализ и решили внести наши экспертные предложения о возможных путях совместного решения этой актуальной проблемы.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 1. Инициировать трехсторонние консультации таможенных органов "Китай - Казахстан - Кыргызстан" для налаживания информационного обмена данными внешней торговли на этапе проведения таможенных операций и предотвращения занижения таможенной стоимости и количества на этапе растаможки в Казахстане и Кыргызстане.
Индикатором прогресса должна стать снижающаяся динамика расхождений "зеркальной" статистики, которая публикуются ежемесячно.
*Пояснение: Проблема "серого" импорта актуальна не только для Кыргызстана, но и для Казахстана. "Зеркальный" анализ статистики показывает, что объемы "серого" импорта через границы Кыргызстана и Казахстана из Китая на территорию стран ЕАЭС могут достигать девяти миллиардов долларов ежегодно.
В 2016 году - 4,1 миллиарда "серого" импорта было ввезено через границу Кыргызстана и 4,6 миллиарда долларов через границу Казахстана. За десять лет объем "серого" импорта может достигать 90 миллиардов долларов.
В России также сталкивались с подобной проблемой, но смогли ее решить. По оценкам Института проблем рынка РАН, в 2013 году нерегистрируемый российский импорт составлял 23 миллиарда долларов. Однако уже в 2016 году проблема расхождения статистики внешней торговли между Россией и Китаем практически решена - импорт России в 2016 году составил 38,1 миллиарда долларов, в то время как экспорт КНР - 37,3 миллиарда долларов.
Таким образом, проблема решаема и ее индикатором может стать сравнение статистических данных таможенных органов КНР, Казахстана и Кыргызстана.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 2. Применение Казахстаном временных специальных защитных мер ВТО на 200 дней в виде квот на импорт по 22 товарным позициям легкой промышленности, ввозимым с территории Кыргызской Республики, из-за серьезного ущерба отраслям отечественного производства Казахстана. Размер квот определить в пределах объема импортируемой из КНР в КР продукции за 2016 год по данным кыргызстанских таможенных органов.
По истечении 200 дней применения временных специальных защитных мер, в случае сохранения угрозы для отраслей (в том числе "серого" импорта), должна быть инициирована процедура применения специальных защитных мер на основе расследования по нормам ВТО.
*Пояснение: "Зеркальный" анализ расхождения данных статистики внешней торговли КНР - КР показывает, что 70 процентов "серого" импорта приходится на 22 товара из шести тысяч. Практически все они относятся к легкой промышленности, а именно к товарным группам 42, 52, 54, 60, 61, 62, 64 (обувь, сумки, ткани, брюки, свитеры и так далее).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 3. Введение дополнительных мер контроля в соответствии со статьей 29 "Исключения из порядка функционирования внутреннего рынка товаров" Договора о ЕАЭС при ввозе товаров с территории Кыргызстана для обеспечения защиты от некачественной и потенциально опасной продукции.
*Пояснение: Защиту внутреннего рынка будут обеспечивать пункты интегрированного контроля (в том числе мобильные), осуществляющие девять видов контроля: контроль за соблюдением технических регламентов, санитарно-эпидемиологический контроль, ветеринарный контроль, фитосанитарный контроль, учет перемещения товаров для целей налогообложения, контроль за перемещением подакцизных товаров, транспортный контроль, пресечение реэкспорта товаров, экспортный контроль товаров "двойного" назначения.
Еще до вступления Кыргызстана в ЕАЭС в 2015 году НПП "Атамекен" предлагала ввести систему интегрированного контроля на казахстанско-кыргызстанской границе, в связи с чем целесообразно вернуться к рассмотрению данного вопроса.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 4. Инициирование изменений в Соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Кыргызской Республики о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции и Протокол между правительством Республики Казахстан и правительством Кыргызской Республики о техническом содействии от 26 декабря 2017 года, позволяющие перераспределить большую часть суммы помощи в 100 миллионов долларов на организацию интегрированного контроля на казахстанско-кыргызстанской границе.
*Пояснение: 15 октября 2017 года президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев публично выступил катасельно технической помощи Казахстана в 100 миллионов долларов: "Сейчас нас упрекают, что Казахстан даст нам на инвестиции 100 миллионов долларов. Но это соглашение подписали еще в 2007 году. Тогда я предложил помочь оборудованием, "железками", которые им не нужны. Техническая помощь это называется. Это было в 2014-м, и вот они три года ждали. Честно говоря, нам эта помощь не нужна".
Соглашением и Протоколом не определены конкретные сроки оказания технической помощи, что позволяет приостановить выделение технической помощи до внесения соответствующих изменений.
Кроме того, стоит отметить, что в своем высказывании президент Кыргызстана ошибся в дате Соглашения: по его словам "соглашение подписали еще в 2007 году". На самом деле оно было заключено в декабре 2016 года.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 5. Установить нормативы провоза физическими лицами товаров для личного пользования, превышение которых рассматривалось бы как импорт в коммерческих целях для последующего камерального налогового контроля физического лица - импортера.
*Пояснение: Существует проблема нерегистрируемых товарных перетоков, которые осуществляются физическими лицами и в силу отсутствия таможенного контроля на границах между странами ЕАЭС, не учитываются, однако используются в коммерческих целях. Значительный объем данного вида "серого" импорта может завозиться в Казахстан из Кыргызстана.
Таким образом, помимо официально зафиксированных таможенными органами объемов "серого" импорта, существуют иные схемы, не отображающиеся в торговой статистике в принципе. На сегодняшний день точный объем подобных потоков неизвестен.
В этой связи предлагается рассмотреть целесообразность установления нормативов провоза товаров физическими лицами, свыше которых подобное перемещение рассматривалось бы как предпринимательская деятельность по импорту с необходимостью уплаты НДС на импорт по месту регистрации физического лица.
Нормативы можно определить по аналогии с Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, в котором согласно подпункту I.1 приложения № 3 не облагаются пошлинами товары для личного пользования, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1 500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов.
Более того, следует учитывать, что ЕЭК планирует постепенное снижение порога для внешних перетоков до 2021 года. Так, в 2019 году размер порога составит тысячу евро, в 2020 году - 750 евро, начиная с 2021 года - 500 евро. Аналогично в натуральном выражении - с текущих 50 килограммов до 25 килограммов к 2021 году".
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также