Где сидят бывшие чиновники? Колония под Алматы пытается исправить репутацию

Лилия Гайсина Корреспондент
Болат Айтмолда Корреспондент
Ворота Учреждения №57 Комитета уголовно-исполнительной системы министерства внутренних дел РК

"Какое прекрасное место", — сказала женщина, пришедшая навестить близкого в колонии. "Пожалуйста, не называйте его прекрасным, просто скажите — созданы человеческие условия", — поправил её один из заключённых, кстати, бывший высокопоставленный чиновник. И таких людей с известными именами там немало.

"Какое прекрасное место", — сказала женщина, пришедшая навестить близкого в колонии. "Пожалуйста, не называйте его прекрасным, просто скажите — созданы человеческие условия", — поправил её один из заключённых, кстати, бывший высокопоставленный чиновник. И таких людей с известными именами там немало.

Колония общего режима №57 в селе Заречном, в 50 километрах от Алматы, провела день открытых дверей. Заключённые встретились с родственниками и показали им свои комнаты. А группе журналистов, включая корреспондентов Tengrinews.kz, рассказали, зачем заключённые здесь ходят к косметологу, в каких условиях в целом они содержатся, в том числе и бывшие госслужащие. Увидеть всё это особенно интересно, поскольку долгое время у учреждения была очень плохая репутация — оно славилось коррупцией, пытками и сбором "общаков".

Заключённые сводят татуировки

"Раньше эта была колония строгого режима и у неё была плохая репутация, мы надеемся, это исправить", — признаётся заместитель начальника по воспитательной части Самат Фозилов.

Вход в колонию №57, вид изнутри. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Плохая репутация — это коррумпированное начальство, которое покровительствовало отдельным заключённым.

В день открытых дверей заключённые встретились с родственниками в местном клубе. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Например, в начале 2025 года бывшего начальника учреждения №57 Петра Писарева приговорили к девяти годам лишения свободы за взятки. Ранее в этой колонии происходили пытки. И тогда тоже был уволен начальник. Она же попадала в криминальную хронику, когда стало известно, что местные заключённые собрали на "общак" более 50 млн тенге.

Справка: "общак" — это неофициальный общий денежный фонд, существующий в тюремной и криминальной среде. Средства из него используются для поддержки заключённых, а также для финансирования преступной деятельности и взяток. Деньги в "общак" поступают из регулярных взносов участников или "отчислений" с нелегальных доходов. Контроль над фондом обычно осуществляет "смотрящий" или "казначей", что делает "общак" одновременно символом солидарности и инструментом власти криминальной иерархии в колониях и за их пределами.

Сейчас, по словам Фозилова, в учреждении № 57 Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РК совсем другие порядки. И этот день открытых дверей администрация как раз и проводит, чтобы показать это родственникам заключённых и журналистам.

Плюс такие встречи положительно влияют на самих заключённых, говорят они.

Двор колонии. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

"В этом году в колонии оказался косметолог, мы оборудовали кабинет и к нему стали обращаться заключённые, которые добровольно решили свести свои татуировки. Сейчас в колонии нет воровской идеологии и нет радикального ислама. Мы стараемся, чтобы заключённые чувствовали себя гражданами Казахстана и жили по правилам нашей страны", — рассказывает он.

Сейчас в этой колонии отбывают наказание порядка 1100 заключённых.

Не ко всем заключённым приехали родственники. Те, кого не навестили, выстроились и по расписанию отправились на обед. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Среди них есть и знаменитые казахстанцы. Например:

  • Талгат Ермегияев, экс-глава нацкомпании "Астана ЭКСПО-2017", приговорённый к 14 годам лишения свободы за получение взятки в особо крупном размере и растрату чужого имущества;
  • бывший вице-министр спорта Ерлан Кожагапанов, осуждённый на три года за злоупотребление должностными полномочиями;
  • экс-руководитель ЕНПФ Руслан Ерденаев, получивший 12-летний срок за растрату чужого имущества и взятки;
  • а также сын депутата Даулета Турлыханова — Нурасыл Болат, которого приговорили почти на полтора года за то, что избил супругов–адвокатов.

По словам администрации, все они содержатся на общих условиях, никаких поблажек и послаблений для них нет.

Как проходил день открытых дверей?

В день открытых дверей в колонию приехали более двухсот родственников осуждённых. К одиннадцати утра они всё ещё толпились у КПП, ворча из-за долгого ожидания на холоде.

Пропускать их начали в девять, но не все успели приехать вовремя: кто-то добирался из отдалённых районов, кто-то просто запутался — в селе Заречное расположены сразу четыре колонии: две — строгого режима, одна колония-поселение и вот учреждение №57, общего режима.

Двор колонии больше похож на двор образовательного учреждения. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Тем, кому удалось пройти на территорию раньше, уже наслаждались обществом своих родственников-заключённых в актовом зале под старой вывеской "Клуб".

В клубе и около него заключённые общались со своими родственниками. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Администрация приготовила для гостей даже специальные угощения: баурсаки, бисквиты и бутылочки с газировкой. Впрочем, на еду собравшиеся в этом зале люди обращали мало внимания.

Группами по два, три, четыре человека они разбрелись по залу и увлечённо болтали друг с другом, многие держались за руки или стояли в обнимку.

Собравшихся гостей ждала и официальная часть мероприятия. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Скоро их общение нарушили, наступила официальная часть мероприятия и ведущий — кстати, эту роль взял на себя экс-руководитель ЕНПФ Руслан Ерденаев — предоставил слово начальнику колонии Улану Аргынбаеву:

"Несмотря на то, что вы нарушили закон, вы нужны обществу", — сказал он в своей речи, отметив, что в колонии проходят футбольные турниры, а сегодня лучшие команды получат призы.

Улан Аргынбаев, начальник учреждения №57. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Руслан Ерденаев выступил в роли ведущего. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Награды — кубки и бытовая техника: микроволновка, холодильник и телевизор, предоставленные коммерческой организацией-спонсором.

Победители будут использовать свои призы в колонии. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Во время официальной части гостям показали и короткий ролик о том, как устроена повседневная жизнь заключённых: где они едят, где спят, где работают и как проводят свой досуг.

Татьяна (имя изменено), которая приехала на встречу с сыном, внимательно посмотрела ролик, но потом тихо сказала: "Скорее бы уже уйти отсюда". До условно-досрочного освобождения её сына остались считанные дни, но, по её словам, тянутся они бесконечно долго.

"Мы боимся попасть к вам в кадр. Никто не знает, что мой сын здесь. Особенно переживаю, чтобы не узнала бабушка: она этого не выдержит. Каждый день придумываю новые истории", — рассказывает Татьяна.

Она говорит, что сейчас у учреждения №57 репутация действительно лучше и "все хотят попасть именно сюда".

"Тут начальник человечный. Однажды я возвращалась со свидания, стояла на трассе, замёрзла — машины не останавливались. Вдруг подъехал мужчина, предложил подвезти. По дороге разговорились, я рассказала о сыне, а он начал меня отчитывать: мол, нужно было бороться, подключать хороших адвокатов, чтобы не получить срок. Уже потом выяснилось, что это был сам начальник колонии", — вспоминает Татьяна.

Когда официальная часть закончилась и большая часть посетителей вышла во двор, журналистам удалось пообщаться с одним из известных казахстанцев, который отбывает здесь наказание, но просит не называть его имени. Он говорит, что за время, проведённое здесь, понял, что такое воля, надеется быстрее выйти и не возвращаться назад.

"Всё осознал, переосмыслил и понял, что надо меняться в лучшую сторону. Как только выйду отсюда, сразу поеду домой. Ничего больше не хочется — только домой к семье", — сказал он.

"Всё тут нормально, но нет главного — свободы"

После награждения в актовом зале родственников заключённых пригласили прогуляться по жилым помещениям. Это двухэтажные здания, отгороженные друг от друга, у каждого есть собственный двор.

В таких помещениях живут заключённые. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

В них размещены длинные казармы с ровными рядами двухъярусных, аккуратно заправленных кроватей, на которых спят заключённые, душевая, кухня и комнаты отдыха, где можно посмотреть телевизор.

В одной казарме помещается до 80 человек. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Администрация показала нам камеры, которыми утыканы почти все углы жилой зоны, за исключением душевых и туалетов. Всё, что происходит в колонии, доступно для онлайн-наблюдения в МВД и Генпрокуратуре, по словам сотрудников учреждения.

Это профилактика жестокого обращения с заключёнными, а также надзор за самими сидельцами.

Камеры есть и во дворе жилых помещений. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Заключённые вместе со своими родственниками проходили по узким проходам вдоль кроватей и рассказывали о том, как они здесь живут.

Камеры есть и внутри помещений. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

В этой толпе появился и мужчина в форме заключённого, но с блокнотом в руках, который очень грамотно и деловито стал рассказывать журналистам и другим гостям про здешнюю жизнь.

Тут же он заметил молодую женщину, которая не скрывала эмоций от увиденного, и указал на неё журналисту как на подходящую респондентку; сделал это как будто привычно.

Журналисты с его выбором согласились и решили с ней поговорить.

Томирис считает, что в колонии хорошие условия содержания. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

"Это прекрасное место", — делилась она своими впечатлениями с журналистами.

"Только, пожалуйста, не надо говорить, что это прекрасное место, скажите просто: созданы человеческие условия", — вмешался он в её интервью.

Оказалось, что этот заключённый — бывший высокопоставленный казахстанский чиновник. Он не разрешил называть его имени, но охотно рассказывал о своей жизни в этой колонии.

"Мне есть с чем сравнивать, я побывал в других колониях, прежде чем попасть сюда, тут можно жить. Администрация старается следить за порядком, старается создать условия, но, конечно, лучше сюда никогда не попадать. Всё тут нормально, но нет главного — свободы", — поделился он с журналистами.

Каждому заключённому положена кровать и тумбочка. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Почти всё время, пока мы находились в этом жилом помещении, он был рядом, общался с журналистами так, как это обычно делают чиновники во время пресс-туров.

Но потом наша экскурсия подошла к концу, мы вышли со двора, следом закрылись ворота. Он остался по ту сторону, затерялся в толпе других заключённых в одинаковых серых робах и узнать его издалека можно было только по блокноту в руках.

Как устроен штрафной изолятор?

После осмотра жилых помещений журналисты попросили показать штрафной изолятор.

Похоже, администрация к этой просьбе не была готова, но отказать не смогла.

По внутренней территории мимо белых заборов мы дошли до старого здания советских времён — сюда помещают нарушителей здешнего порядка.

Так выглядит штрафной изолятор снаружи. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Внутри — камерная система: в каждой комнате железная кровать, металлический стол, умывальник и туалет, отделённый от жилой зоны лишь невысокой стенкой.

Две камеры были заняты, и по тени у глазков было видно, что заключённые подошли к дверям — слушали, кто пришёл.

Откидная кровать в изоляторе, которую опускают только на ночь. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Администрация рассказала, как устроен быт заключённых, помещённых в штрафной изолятор: еду им подают через специальное окошко в двери, а кровать опускают только на ночь. В остальное время суток она жёстко зафиксирована в вертикальном положении: заключённым запрещено сидеть или лежать днём.

Это считается частью дисциплинарного режима, характерного для пенитенциарных систем постсоветского пространства.

Умывальник в изоляторе. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

В Европе подобная практика расценивается как чрезмерно жёсткая. Согласно Европейским тюремным правилам (European Prison Rules, Совет Европы, 2006), каждый заключённый имеет право на постоянный доступ к спальному месту, возможность отдыхать в комфортных условиях и человеческое обращение даже при применении дисциплинарных мер.

В изоляторе камерная система. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Администрация учреждения №57 подчёркивает, что стремится внедрять в колонии европейские стандарты и сохранять уважительное отношение к заключённым, несмотря на то, что те нарушили закон.

Однако выйти за рамки системы и устаревшей инфраструктуры, унаследованной от репрессивной советской эпохи, здесь пока очень сложно даже при всём желании и "человечности" начальника колонии.

Между тем, по данным Комитета уголовно-исполнительной системы, в стране функционируют 78 пенитенциарных учреждений, из которых шесть предназначены для содержания женщин и одно — для несовершеннолетних. В этих учреждениях содержатся порядка 40 тысяч человек.

Читайте также:

Нехорошая улица: соседи требуют закрыть кризисный центр для бывших заключённых-женщин

Свобода на полгода. Почему в Казахстане бывшие заключённые - женщины возвращаются за решётку

Миллиарды на проволоку, собачий корм и сарафаны: сколько в Казахстане тратят на тюрьмы и что с системой не так

Реклама
Реклама
Tengrinews
Вопрос от автора
Как вы относитесь к улучшению условий в казахстанских колониях?
news25
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама