"Слышали и молчали". Омбудсмен Закиева о том, как защитить детей Казахстана
В Казахстане ежедневно совершается шесть уголовных преступлений против половой неприкосновенности детей. Об этом в интервью проекту ODAGAI заявила уполномоченный по правам ребенка Динара Закиева, передает Tengrinews.kz.
По ее словам, каждый день в стране совершают попытку суицида или заканчивают жизнь самоубийством до двух детей. Детский омбудсмен специально для проекта ODAGAI ответила на вопросы о том, какие опасности грозят несовершеннолетним, как защищаются их права в Казахстане и как вести себя очевидцам насилия.
Гость проекта рассказала о том, как шла работа над поправками об обеспечении прав женщин и безопасности детей, какие инструменты поддержки внедряют для детей с особыми потребностями, а также о новых мерах профилактики бытового насилия и поддержки семьи.
Новый выпуск ODAGAI приурочен к Международному дню защиты детей. Полная запись интервью доступна на нашем YouTube-канале.
Ниже некоторые цитаты из интервью:
"Одной из актуальных проблем, конечно же, является насилие. Ежедневно совершается шесть уголовных преступлений в отношении детей, три преступления против половой неприкосновенности детей. Ежедневно совершается или попытка, или суицид одним или двумя детьми".
"У нас в стране 104 тысячи детей с инвалидностью, и в основном многим из них в большей части нужна постоянная реабилитация. Для того чтобы решить проблему нехватки реабилитационных центров, мы работали весь этот год в районах нашей страны, чтобы обеспечить уже шаговую доступность реабилитации, так как она нужна постоянно. И если реабилитация происходит на системной основе, то есть 60 процентов, в некоторых случаях и 80 процентов вероятности, что ребенок сможет встать на свои ножки и уже самостоятельно пойти в школу".
"Был, например, такой случай, когда в одной семье отчим подвергал ребенка насилию. И как раз-таки первый раз их примирили. И здесь стоит обратить внимание, как происходит примирение. На стороне ребенка, конечно же, находится мама, которая выступает от имени ребенка. Она, боясь гнева человека, с которым проживает, естественно, согласилась на примирение. И в следующий раз этот человек, точнее, этот преступник, ребенка поднес к печи и сжег ему спину. Соответственно совершил такое ужасное преступление, которое нанесло непоправимый ущерб здоровью ребенка, его психическому здоровью, физическому здоровью. Ребенок в результате оказался в детском доме".
"Самое главное – это нулевая терпимость к насилию в обществе. Конечно, нужны законы, конечно, нужны обученные сотрудники, компетентные кадры. Но прежде всего необходимо развивать нулевую терпимость к насилию в обществе. Согласно данным международных экспертов, только 40 процентов жертв, например, семейно-бытового насилия, обращаются за помощью и только 10 процентов из них обращаются в уполномоченные органы, то есть правоохранительные органы, за помощью".
"Кто-то знал, слышал, понимал, что в данной семье происходит насилие в отношении ребенка. Тяжелые преступления совершаются в отношении детей, но люди не сообщают. В этой связи, как вы знаете, по поручению Президента в октябре был открыт государственный контакт-центр, телефон доверия 111. За это время, за неполные, получается, 10 месяцев была проведена работа по 12 000 обращений, то есть граждане все больше и больше обращаются. Например, даже вот недавно буквально 2 недели назад человек в автобусе ехал и увидел, как ребенка бьют, обижают. Тут же позвонил на 111, и вот такая сознательность ведет именно к эффективной защите детей от насилия".
"Мы с Министерством просвещения проработали поправки, касающиеся законодательного закрепления количества сотрудников органов опеки, – это один сотрудник на 5000 детей. Вообще норматив международный такой. У нас сейчас в среднем по стране один сотрудник на 22 000 детей. Приведу пример. Например, в Шымкенте на 480 000 детей – пять сотрудников, это на одного сотрудника – 96 000 детей практически приходится. И в этой связи мы проработали необходимые изменения законодательства и подготовили поправки, направили в Мажилис, и уже с поддержкой депутатов они были направлены на заключение правительства. Правительство поддерживает данные нормы, и я думаю, что уже вскоре данная поправка будет принята, и это будет действительно такое важное историческое, можно сказать, событие для системы защиты прав детей".
"Если говорить о принятом законе об обеспечении прав женщин и безопасности детей – нет ни одной нормы, которая касается отбирания детей. Как я вам сказала, в данном законе, наоборот, предусмотрен достаточно широкий спектр мер, который направлен на своевременное оказание помощи семье в трудной жизненной ситуации именно для того, чтобы не допустить совершения каких-то преступлений, нарушения прав детей".
"С сентября в школах будет вводиться предмет, касающийся безопасности детей. В течение 10 минут детям на регулярной основе будут даваться основные правила обеспечения собственной безопасности, номера телефонов доверия, которые должны проговариваться постоянно, для того чтобы ребенок знал, куда обращаться. Кроме того, будут разъясняться правила поведения в социальных сетях, в интернете для обеспечения собственной безопасности".
Напомним, вчера, выступая на встрече в Алматы, Президент Касым-Жомарт Токаев рассказал подробности, как принимался резонансный закон о правах женщин и безопасности детей, которым усиливается уголовная ответственность за домашнее насилие.
"Признаться, далеко не все, особенно представители правоохранительного блока, были за криминализацию семейно-бытового насилия. Высказывалось мнение, что основные нормы и инициативы в данной сфере уже действуют и что некоторые государственные органы, а также консервативная часть общества выступят против такого закона. Но я все же настоял на том, что нужно правовыми средствами, именно юридическими средствами усилить борьбу с данным постыдным, как я считаю, явлением. Это моя принципиальная позиция", - подчеркнул Глава государства.
Президент убежден, что новые нормы внесут важный вклад в модернизацию нашего общества, в укрепление института семьи. Ведь всесторонняя защита прав женщин и детей, по его словам, вовсе не противоречит сохранению традиционных семейных ценностей и, напротив, способствует их укреплению.