Смерть Twitter, или в какой соцсети самые образованные казахстанцы
Самой популярной социальной сетью в Казахстане называют ВКонтакте. Согласно информации, заявляемой самими соцсетями, казахстанская аудитория ВКонтакте насчитывает почти 18 миллионов аккаунтов, Facebook - 1,2 миллиона, Instagram - 4 миллиона. В Twitter число аккаунтов из Казахстана, по разным оценкам, составляет около 120 тысяч. Корреспондент Tengrinews.kz попросил отечественных экспертов рассказать о будущем социальных сетей.
"ВКонтакте доминирует, конечно, однозначно. Причем с большим отрывом. Это связано с большой популярностью в регионах и молодежным составом", - говорит президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров.
PR-специалист Ринат Балгабаев объясняет популярность ВКонтакте незаконным контентом. "Это порнография, видеоролики, музыка, пиратские фильмы и книги. Из-за этого молодежь, которая составляет большую часть аудитории ВКонтакте, не уходит из этой соцсети. Если Facebook и Instagram располагают к индивидуалистскому поведению, то ВКонтакте - к коллективному. Потому что пользователи, кроме прочего, еще общаются по интересам - в сообществах, посвященных спортивным мероприятиям, артистам, концертам и так далее. Это их объединяет", - считает он.
"Популярность - это одно, влиятельность - другое. Самая влиятельная соцсеть - Facebook, самая популярная - ВКонтакте. Но убери из нее музыку и запрещенный контент, я думаю, от этой популярности мало что останется", - высказался в свою очередь известный специалист в области коммуникаций Алишер Еликбаев.
Почему "умирает" Twitter?
По мнению Шавката Сабирова, аудитория Facebook и Twitter уменьшилась только в Казахстане. "Если в других странах популярность Facebook составляет около 70 процентов, то в Казахстане, по нашим оценкам, меньше 10 процентов. История о том, что Facebook у нас "взорвал" Интернет - это чистой воды миф, который подогревается самими пользователями этой сети. Разные данные указывают, что за лето 2014 года казахстанская аудитория Facebook увеличилась более чем в четыре раза. В нашей стране не было ни одного значимого события для этого, но, как многие помнят, 2014 год отметился конфликтом на Украине. С какой целью и какая сторона создала все эти аккаунты - неизвестно", - заявил эксперт.
Он считает, что аудиторию Facebook можно назвать более образованной. "На Facebook люди сидят более образованные, но их становится меньше", - отметил Сабиров.
Алишер Еликбаев объяснил сокращение числа пользователей Twitter текущими реалиями. "Пик популярности Twitter пришелся на время, когда скорость Интернета была невысокой, тогда людям было легче закачать 140 знаков, чем картинку и тем более видео. Потом скорость начала расти, а ограниченность Twitter 140 знаками оставалась, людям стало интереснее смотреть картинки. Это привело к естественному отмиранию аудитории", - пояснил Еликбаев.
"У нас не так много людей, которые способны изложить свои мысли кратко, емко и уложиться в 140 знаков", - добавил Шавкат Сабиров.
Кто самый динамичный?
Среди соцсетей в Казахстане быстрее всего развивается Instagram. "Это вообще отдельный мир, который живет свой собственной жизнью. Instagram - закрытая в себе сеть. Аудитория живет внутри соцсети и количество комментариев на посты могжет достигать тысяч, число подписчиков - сотен тысяч, а просмотры - миллионов. К тому же Instagram не так политизирован, как, например, ВКонтакте", - сказал Сабиров.
"Instagram очень круто развивается, потому что они постоянно вводят новые сервисы. Они берут фишки других соцсетей и внедряют. Так Instagram "убил" Periscope, внедрив у себя прямые трансляции; "убил" Snapchat, внедрив stories, и "убил" Vine, где были шестисекундные видео. Но мы видим, что сейчас Instagram облюбовали маркетологи, и он превращается в ярмарку тщеславия - это то, из-за чего пользователи могут начать искать новые площадки", - поделился Еликбаев.
"Люди стали больше потреблять информации в виде фото и видео. Кроме того, аудитория этой соцсети смешанная - там сидят и молодежь, и взрослые. Я думаю, что перспектива за теми соцсетями, которые будут делать упор на визуальный и интерактивный контент", - прогнозирует Ринат Балгабаев.
Будущее за "разжеванным" контентом
По мнению главы Интернет-ассоциации Казахстана, социальные сети разделили страну. "Facebook популярен в крупных городах. В менее крупных городах популярен ВКонтакте. Наши пользователи живут разной жизнью. К одним и тем же событиям у пользователей соцсетей другой подход и другая оценка. Все быстро меняется. Если раньше владельцы крупных соцсетей были защитниками пользовательских данных, то противостояние между Россией и Западом показывает, что и Facebook, и Твиттер стали сами активно влиять на информацию. Даже появился новый вид Интернета - сплинтернет. А это значит, что будут активно развиваться национальные сегменты", - подчеркивает Шавкат Сабиров.
Алишер Еликбаев отметил возрастающую роль мессенджеров. "Я веду свой канал и начал активно расти в Telegram, но это не значит, что я там надолго задержусь. Вдруг WhatsApp предложит что-то интереснее. У меня сейчас жизнь: 60 процентов - WhatsApp, 40 процентов - Telegram. Мессенджеры тоже достаточно сильно развиваются", - рассказывает он.
"Успешнее станет тот, кто быстрее будет улавливать тренды. А они, скорее всего, будут идти на потребление контента через гаджеты. Сейчас люди все сильнее погружаются в окружающую суету, пытаются быстрее потребить контент, буквально чтобы это заняло одно движение пальцем. Поэтому будущее за тем контентом, который сможет быстро передать информацию - фото, видео и посты почти без текста", - считает Балгабаев.
По информации исследовательской компании "АСТ Казахстан", рейтинг популярности соцсетей в Казахстане выглядит следующим образом: ВКонтакте - 43 процента, Одноклассники - 34 процента, Instagram - 31 процент, Мой Мир - 21 процент, Facebook - 19 процентов, Twitter - 5 процентов, другие - 3 процента. При этом большая часть пользователей из Алматы (18 процентов), Караганды (12 процентов), Шымкента (11 процентов) и Астаны (8 процентов).
"Нет надоедливых комментаторов". Почему известные казахстанцы переходят в Telegram?