“Сначала было трудно“. Как учить и учиться в эпоху TikTok
Корреспонденты Tengrinews.kz решили разобраться, что значит быть современным учителем в эпоху TikTok и YouTube. Для этого мы отправились в Авторскую школу Жании Аубакировой в Алматы. Там, где пытаются применять самые разные методы обучения, а опытные педагоги работают бок о бок с молодыми. Все для того, чтобы найти подход к новому поколению.
О том, что мы придем, учителя не знали, но встречать гостей тут привыкли. В школу, где внедрены принципы холакратии (подробнее о ней ниже), приходят перенимать опыт даже банкиры.
Заглядываем на урок музыки. А также в кабинеты, где практикуют игру на инструментах. Учитывая легендарный статус основательницы школы Жании Аубакировой, такой акцент на творчество тут само собой разумеющийся.
Фото Анатолия Искандарова
А этого преподавателя - Ерлана Байбазарова - вы могли видеть на экранах ТВ. В 2020 году он стал звездой "Голоса Украины" - его выступление на слепых прослушиваниях посмотрели более 8 миллионов раз. Теперь он учитель.
"Сегодня дети часто зажаты из-за огромного потока информации. Руководство школы решило провести эксперимент и ввело уроки вокала, чтобы помочь им расслабиться, научиться самовыражению, раскрыть свой потенциал. Для этого мы пригласили на работу Ерлана Байбазарова. Сначала переживали, ведь он никогда не работал с детьми, но результат превзошел все ожидания. Он нашел подход к ученикам, воспитанники его обожают и поют не стесняясь", - рассказывает ведущий педагог школы Жанат Становна.
Эксперимент оказался настолько успешным, что вокальные занятия стали популярны не только среди детей, но и среди их родителей. Те тоже захотели ходить на уроки к педагогу, чтобы попробовать себя в пении.
В 2021 году в Авторской школе Жании Аубакировой начали внедрять холакратию - систему управления, основанную на гибкости.
"Холакратия - это не просто отсутствие жесткой иерархии, это система с четко прописанными ролями, обязанностями и форматом встреч, - объясняет руководитель школы Алмас Сапаргалиев. - Холакратия нужна там, где есть общие цели и желание решать проблемы сообща. Это не что-то сложное или нелогичное - это инструмент, который помогает работать эффективнее и создает пространство для роста каждого участника".
Раньше, по словам Алмаса Сапаргалиева, педсоветы становились его монологами, после которых никто толком не понимал, что делать дальше. Теперь педсоветы - это активное взаимодействие, где каждый знает свою роль и задачи. Это позволило организовывать мероприятия, тренинги, проекты и в целом вести работу в школе на совершенно новом уровне. Сейчас, как мы упоминали выше, даже другие компании приглашают образовательное учреждение поделиться своим опытом внедрения холакратии в рабочие процессы.
Особое внимание в школе уделяют вовлечению в холакратию учеников.
"Если у учеников есть предложения или проекты по улучшению школы, они могут презентовать их на заседаниях администрации, учебной части или на законодательных встречах, на которых вместе с педагогами меняют правила или процедуры, например, связанные с экзаменами. Мы видим, как с каждым годом дети проявляют больше инициативы, создают свои проекты и участвуют в жизни школы", - добавляет руководитель.
Кстати, за самые креативные и перспективные стартапы и проекты ученики получают материальное поощрение. Многие идеи детей уже реализованы. Например, купола на территории школы - задумка одного из учащихся. Эти коворкинги идеально подходят как для проведения уроков, так и для внеклассных мероприятий.
Еще один пример - проект старшеклассниц под названием "Старшая сестра". Девочки создали психологическую группу поддержки для учениц младших классов. Идея проста: не все могут поделиться своими проблемами с родителями, а вот обратиться к "старшей сестре" в школе - легче. В такой атмосфере девочки могут поговорить по-сестрински, поделиться переживаниями и найти поддержку.
Интересно, что проекты учеников оценивают не учителя, а приглашенные эксперты - стартаперы и бизнесмены. Они дают профессиональную оценку и объясняют, насколько реалистична идея и может ли она воплотиться в жизнь.
Еще недавно школа приобрела популярный детский YouTube-канал Millimone, который насчитывает более 1,3 миллиона подписчиков по всему миру.
"Millimone — это уникальный детский YouTube-канал в формате edutainment, который объединяет творчество, музыку и образовательный контент. Мы создаем оригинальные песни, снимаем видеоролики и делаем все, чтобы вдохновлять, развлекать и учить детей со всего мира. Сегодня наш канал имеет более 1 миллиона подписчиков и 1 миллиарда просмотров, а ежемесячно нас смотрят более 50 миллионов раз. Мы являемся гордыми обладателями золотой кнопки от YouTube!" - рассказывает Алмас Сапаргалиев.
По его словам, особенность канала в том, что 70 процентов аудитории находится в США, а остальные зрители — из Европы, Австралии, Канады, Саудовской Аравии, Индии и Африки. Казахстанская аудитория составляет около 1 миллиона просмотров в месяц.
"Мы планируем, чтобы наши ученики активно участвовали в создании контента для Millimone. Это песни, видеоролики, а также идеи для новых проектов. Мы видим это как часть их развития, мы хотим дать ребятам возможность пробовать себя в роли креативных продюсеров, сценаристов, вокалистов. Наши дети имеют возможность стать мировой звездой уже сейчас! Кроме того, мы планируем интеграцию мультимедийных технологий в образовательный процесс, используя Millimone как платформу. Канал поможет детям проявлять креативность, учиться работать в команде и понимать, как использовать свои таланты для создания чего-то масштабного.
Мы планируем запускать видео-курсы по химии, физике, математике, географии, английскому и казахскому языку, которые будут вести сами дети и получать за свой труд справедливую оплату".
Фото Анатолия Искандарова
Алмас Сапаргалиев отметил, что прямо сейчас проходит конкурс среди учеников школы. Задача детей - написать сценарий для ролика, придумать уникальный слоган канала и снять обзор на канал. Победители получат денежные призы и бесплатное годовое обучение на факультете онлайн-контента, лучших учеников возьмут в команду Milllimone.
"Подпишем контракты, и дети смогут получать хорошую плату за свои таланты. Представьте только, как это круто! Получить возможность делать то, что ты любишь и получать за это вознаграждение еще в школе!
А еще мы хотим, чтобы через наш канал дети во всем мире познакомились с культурой Казахстана, с нашей богатой историей и творчеством. Например, мы уже ведем переговоры о переводе на английский и публикации старых казахстанских мультфильмов на канале Millimone. Это откроет Казахстан для миллионов зрителей и покажет, насколько уникальна наша страна. Наша цель — создать пространство, где дети могут не только развлекаться, но и учиться, вдохновляться и чувствовать себя частью чего-то большого".
По мнению ведущего педагога школы, учителя истории Жанат Макашевой, имеющей 32 года педагогического стажа, в их образовательном учреждении создана атмосфера свободы и ответственности. Повышение голоса на учеников здесь считается недопустимым.
"Для нас ключ к успеху - доброжелательность и терпение. Могу с уверенностью сказать, что в нашей школе царит особенная атмосфера свободы. Это не вседозволенность, а возможность для учеников самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу и мыслить. Это важный шаг к формированию зрелой личности, готовой к жизни за пределами школы", - рассказывает Жанат Становна.
"На уроках истории моя главная цель - не заставить детей зубрить материал, а научить их думать. Я учу анализировать сложные тексты, выделять главное и работать с историческими документами. Наши уроки проходят шумно: идут дебаты, обсуждения, креативные задания. Но это не значит, что ученик может сказать все, что угодно. У нас четкие отношения "учитель - ученик", при этом мы не зажимаем детей. Им важно чувствовать свободу, чтобы раскрыться и не бояться. Тогда учеба становится легкой и увлекательной", - объясняет она.
"И что, даже бунтарей нет?" - интересуемся мы.
"Конечно, есть. И это прекрасно! Все не могут быть одинаковыми, да и не должны. Если уж случаются серьезные нарушения, мы говорим: "У тебя всегда есть выбор - или мы прощаемся, потому что для нас это неприемлемо, или ты что-то меняешь". Но уходить никто не хочет, - смеется она. - В итоге мы всегда договариваемся".
В школе царит принцип преемственности поколений педагогов. Учителя учатся друг у друга. К примеру, молодые коллеги обучают старших, делясь знаниями о современных технологиях. В центре педагогических инноваций, созданном при школе, проводятся семинары по основам искусственного интеллекта.
"Мы обучаем не только учителей нашей школы, но и из других тоже. Обучили уже более двух тысяч педагогов. Это все бесплатно. Молодежь даже учит старшее поколение правильно пользоваться смартфонами: ведь сегодня они созданы не только для звонков. Например, в рамках проекта "Личный бренд учителя" молодые коллеги помогают взрослым, как правильно вести соцсети, чтобы их опыт распространялся для всех желающих, шире рамок школы", - отмечает педагог.
Спросили, что учитель думает о системе холакратии. Жанат Макашева отметила, что такая модель управления позволяет каждому члену коллектива быть вовлеченным в процесс принятия решений и брать ответственность за свою зону работы, что делает школу более гибкой и эффективной.
"Холакратия не терпит приказного порядка. У нас в каждом подразделении, круге так сказать, есть лидеры, которые сами выбрали для себя эту роль, - поделилась Жанат Становна. - Сначала было трудно: мы долго учились на тренингах и обсуждали принципы работы. Но теперь уже не представляем себя без этой системы. В наших реалиях, администрирование сверху вниз уже не приносит того результата, который ожидается, даже если и педагоги по привычке хотели бы получать указания".
А это молодой учитель, энергия и креативность которого сделали его звездой среди учеников. Работая в школе всего три года, он уже завоевал уважение и любовь детей.
Как говорит школьный преподаватель физики Хайдар Мурзахметов, современные ученики много времени проводят в социальных сетях. И благодаря им можно привлечь их внимание к предмету. Его страница в TikTok превратилась в мини-уроки, песни и шуточные ролики, которые помогают разобраться в сложных терминах и законах.
"TikTok – это платформа, которой активно пользуются дети. Отставать от них нельзя. Конечно, она не заменяет весь процесс обучения, но как вспомогательный инструмент работает отлично. Например, можно объяснить сложный термин через песню или создать короткий видеоролик, который привлечет внимание", – рассказывает учитель.
В ход идут не только короткие видео. На уроках физики он вместе с учениками поет переделанные песни. Знакомые мелодии помогают лучше запомнить сложные концепции, а креативность превращает процесс обучения в увлекательное занятие.
Хайдар Асхатович уверен, что академическая база важна, но куда важнее – показать детям, как применять знания на практике.
"Через 10, 15, 20 лет школьники, возможно, и не вспомнят формулы законов физики, но они точно запомнят, как я показывал им эти явления. Эксперименты, игры и песни делают сложные темы понятными и увлекательными. Считаю, задача учителя – не просто объяснить факты, которые можно найти с помощью нейросетей, а научить детей мыслить критически и творчески, помочь им раскрыть их потенциал", – говорит учитель.
Фото Анатолия Искандарова
К слову, метод креативного подхода молодой учитель перенял у своего отца, который был преподавателем истории.
"Мой папа мог из сухой темы сделать настоящее приключение. Например, на уроке про монгольское нашествие он раздавал всем роли, устраивал обсуждения, а потом находил фильм, чтобы закрепить материал. Я стараюсь делать так же – объяснять теорию и показывать, как это работает в жизни".
А что сами ученики думают о подходах школы?
"Мне нравится моя школа тем, что она не просто дает образование, но и помогает формировать личность, воспитывает любовь к творчеству и музыке, - делится ученик 10-го "В" класса Шахан. - Даже если у тебя нет особого таланта к музыкальным инструментам, ты можешь обучаться для себя. А если талант есть, то можно пойти на спецкурс и развивать его дальше".
Президент школы, ученица 10-го "Г" класса Вера, особо ценит поддержку, которую здесь оказывают инициативам детей.
"Мне нравится, что школа помогает реализовывать проекты учеников. Даже если сначала кажется, что идея странная или непонятно, зачем ее делать, нас поддерживают. Это дает мотивацию, - рассказывает Вера. - Кроме того, такая деятельность помогает при поступлении в топовые вузы. Сами мы организовываем мероприятия, и это очень сложно, но невероятно круто".
Текст: Олеся Савченко.
Фото: Алихан Сариев.