1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Снежный ком демократии

Интересная и полезная статья ✅ Снежный ком демократии ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Фото Турар Казангапов ©

Не так давно Президент Казахстана объявил о скором внесении поправок в Конституцию. Изменения, в случае их принятия, коснутся перераспределения полномочий между главными политическими институтами страны. Президент также намерен отказаться от части собственных полномочий и передать их Парламенту и Правительству. Это не первый пакет поправок в основной закон страны, принятый за годы независимости. Но по своим масштабам поправки 2017 года могут оказаться наиболее значительными.

Гладко было на бумаге

Реклама
Реклама

Первая Конституция Казахстана была принята в 1993 году. Однако удачным этот документ не был. Во-первых, Конституция первого образца не могла ответить на вопрос о том, является Казахстан президентской или парламентской республикой. Президент являлся Главой государства, и в то же время раздел III Конституции предполагал верховенство высшего представительного органа в государственной иерархии. А отсутствие в документе механизмов преодоления разногласий, возникающих между различными государственными институтами, стало одной из причин объективного нарастания противоречий между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Проблемы заключались не только в формулировках. В первые годы независимости, в условиях слабого Парламента, функции исполнительной власти взял на себя Президент. Вопрос о форме правления отпал: Казахстан изначально был провозглашен президентской республикой, этот статус сохраняется до сих пор. Сильная президентская вертикаль власти в первые годы обретения независимости Казахстаном была несомненна. Указы Президента, имевшие силу закона, позволяли обходить стороной неуверенность депутатов, не совсем на тот момент понимавших, какие функции на них возложены. Знаменательным стал 1995 год. После роспуска Парламента Президент издал и подписал ряд весомых, важных для страны законов, среди которых и Налоговый кодекс, и закон о земле, трепетное отношение к которому казахстанцы выражают и по сей день.

Тогда же, в 1995 году, 30 августа, была принята новая Конституция. Здесь прозвучали первые принципиальные поправки. Юридически была определена самостоятельность Правительства. За Президентом сохранялась ключевая роль в отношении Правительства при его формировании, определении стратегических направлений, а также подотчетности Правительства перед Президентом. На тот момент этим определялись основные черты казахстанской модели президентской формы правления, которая в последующем развитии перейдет в президентско-парламентскую.

В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий Президента, депутатов Сената и Мажилиса. Был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что десять депутатов Мажилиса избираются по партийным спискам.

Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году - тогда эту идею озвучил Президент на совместном заседании двух палат Парламента. Поправки 2007 года Парламента непосредственно коснулись - тогда с трибун было озвучено предложение о повышении роли обеих палат в законотворческой деятельности и состоянии дел в стране. Суть их сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса Парламента за счет введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций Президента с партийными фракциями при назначении главы Правительства. Конституционный статус получила Ассамблея народа Казахстана, приобретя вместе с ним право делегировать своих представителей в Мажилис согласно установленной квоте.

Все вышеперечисленные реформы преследовали ту же цель, что озвучена и сегодня: дальнейшая демократизация институтов государства и общества. Но сейчас, по прошествии десяти лет, приходится констатировать, что не все они были реализованы успешно. Все это время сохранялось значительное влияние Президента на политические институты. Принятые меры оказались недостаточными, и поэтому нынешние поправки намерены изменить эту ситуацию.

Начиная с малого

24 января Президент Казахстана принял участие в заседании рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти. О том, что настало время пересмотреть полномочия ветвей власти, Нурсултан Назарбаев заявил 15 декабря 2016 года.

Сейчас предлагаемые поправки вынесены на всенародное обсуждение. Помимо экспертных высказываний, принимаются в расчет и предложения простых казахстанцев, которые рассматривает специальная комиссия. В конце февраля комиссией будет представлен отчет.

Пакет поправок ожидается значительный. Президент намерен снять с себя порядка 40 различных полномочий. Предполагается исключение утверждения Президентом государственных программ, а также издания им законов в случае решения вопросов войны и мира и указов, имеющих силу законов.

Принципиальное нововведение, которое вызвало большой резонанс общественности, закреплено в пункте 1 26-й статьи Конституции. Поправка гласит, что право частной собственности на любое законно приобретенное имущество предлагается распространить на каждого человека, находящегося на территории нашей республики, независимо от того, к гражданству какой страны он принадлежит или же является лицом без гражданства.

В СМИ и социальных сетях начались горячие споры по вопросу о том, будет ли к упомянутому "имуществу" относиться казахстанская земля. Тот же вопрос занимал казахстанцев почти год назад, когда по итогам широкой волны недовольства Президент наложил мораторий на поправки в Земельный кодекс. Вне зависимости от сегодняшних трактовок мораторий продолжает действовать: в ближайшие пять лет передача казахстанских земель в аренду иностранцам и лицам без гражданства запрещена.

В целом эксперты сходятся во мнении, что оговоренная выше поправка нацелена на облегчение работы иностранного бизнеса в Казахстане. Такая норма сможет привлечь дополнительные инвестиции в казахстанскую экономику. Что же касается вопроса владения иностранцами казахской землей, то большинство экспертов сходится во мнении, что данная поправка не может регулировать право собственности на сельхозземли иностранными гражданами. Эту норму закона регулирует статья 6 Конституции страны, где написано, что "земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом".

Очередной этап перераспределения нагрузки между Парламентом, Правительством и Президентом может стать решающим. Поправки 2007 года требовали обновления и дополнения согласно новым реалиям - с момента прошлой реформы в стране многое поменялось. Большое развитие получили гражданское общество и неправительственный сектор. На всех уровнях и почти при всех госорганах приступили к работе общественные советы. Запущено в действие электронное правительство.

Неудивительно, что именно сейчас потребовалось заняться перераспределением полномочий. В случае если реформы пройдут успешно, исполнителям и законотворцам придется переходить на новый уровень ответственности. Передача социально-экономических задач Правительству даст возможность адресно спрашивать с каждого чиновника о ходе реализации программ. Большие перемены ожидают судебную систему. Гласность, присущая современному обществу, позволит держать на виду каждый шаг казахстанских чиновников. Укрепится институт гражданского права. Именно такие шаги позволят Казахстану достигнуть своей цели - перейти к новому этапу демократизации общества.