Совершенно доступно. Часть 3. Полиция Жанаозена
Акимат Жанаозена располагается в физкультурно-оздоровительном комплексе. Здание городской администрации сожгли.
Начальник управления культуры Улжазира Алдашева теперь работает в фитнес-зале. Штанги и другие тренажеры аккуратно сложены в угол. Сегодня в Жанаозене, кажется, актуальнее быть сильным морально, нежели физически. Чтобы выдержать накрывшую город волну слухов.
"Сколько трупов там, лекарств не хватает, крови не хватает… Вот здесь уже сидит у меня", - говорит врач городской больницы, показывая характерный жест у горла. Но все же приехавшим из Астаны и Алматы блогерам и журналистам демонстрируют холодильники, заполненные донорской кровью, склад с коробками медикаментов и дают поговорить с больными.
Табылды Келджанов поступил в больницу с огнестрельным ранением. Как он рассказывает, в момент, когда вспыхнули беспорядки 16 декабря, он был в юрте на площади. Пуля, пройдя через войлок, попала в живот 23-летнему парню.
"Я самостоятельно вышел, прошел метров 20-30, потом упал на землю, ребята какие-то подошли, и меня увезли в больницу", - рассказывает Табылды сиплым голосом.
Он работает нефтяником уже пять лет. Говорит, что в самом начале забастовки он выходил на площадь, но когда руководство сказало, что будет увольнять прогуливающих, тут же вышел на работу. 16-го числа, рассказывает Табылды, он пришел на площадь, чтобы посмотреть на праздник, в беспорядках не участвовал.
"Сейчас вас проведут, как есть, так и покажите: гаражи, изолятор временного содержания… Но съемки запрещаю. Камеры открывать не будем, потому что это небезопасно", - комендант Жанаозена - начальник департамента внутренних дел Мангистауской области Аманжол Кабылов тоже сыт слухами по горло. В ответ на вопрос блогеров о том, что ИВС якобы переполнен и там избивают арестованных, он показывает помещения городского УВД. Переполненных камер там действительно нет. В каждой по два-три человека.
Комендант - человек достаточно резкий, в выражениях не стесняется. "Если бы личный состав УВД не вооружился бы, мы бы там нашли 100 трупов полицейских", - говорит он, комментируя применение правоохранительными органами оружия.
С ним солидарен и недавно назначенный на должность акима Мангистауской области Бауржан Мухамеджанов, который когда-то возглавлял Министерство внутренних дел.
"А что остается делать? Можно осуждать полицейских, когда это не с нами происходит. Не дай Бог кому-то из вас самих с этим столкнуться: если вы сидите дома, а к вам врываются люди, начинают грабить, избивать, сжигать вашу квартиру, вы к кому кидаетесь? Вы кидаетесь к полиции, вы забываете о негативном отношении своем к полиции, потому что, кроме этих людей, вам не к кому обратиться. И эти люди - такие граждане, как и мы", - говорит Мухамеджанов.
И все же сейчас проводится три служебных расследования по фактам превышения полномочий и нарушения воинской дисциплины представителями органов правопорядка.
Комендант и полицейские Жанаозена неожиданно благодарят телеоператоров К+ и Stan.TV.
"Благодаря этим корреспондентам К+ и Stan.TV мы многих зачинщиков, организаторов видели (по кадрам – Прим. автора). Сейчас их (съемочные группы К+ и Stan.TV) найти не можем, мы же должны всех допросить. Прокуратура им повестку за повесткой отправляет", - говорит Кабылов.
Ренат Ташкинбаев