Столетний бесік и шымылдық прабабушки. Необычные реликвии обычных казахстанцев
Мы попали в самое настоящее закулисье одного из музеев Кокшетау. Бивни мамонта, коллекции швейных машинок и самоваров, ковры с национальным казахским узором и детские колыбели - бесики. Глаза просто разбегаются от разнообразия экспонатов, коллекций и семейных реликвий. Это лишь малая часть того, что спрятано в фондах. И пусть вас не пугает репортаж о музее, это тот самый случай, когда точно нескучно. Специально для корреспондентов Tengrinews.kz и наших читателей в Акмолинском историко-краеведческом музее провели необычную экскурсию и ненадолго приоткрыли тайну хранящихся в их фондах экспонатов.
Увы, но наличием историко-краеведческого музея может похвастаться не каждый город. К слову, в Астане, несмотря на наличие Национального музея, именно историко-краеведческого, к сожалению, нет. Дабы восполнить пробел, из мегаполиса мы отправились в Кокшетау. Здесь мы посетили Акмолинский историко-краеведческий музей.
В первую очередь нам не терпелось заглянуть в фонды музея, в которых насчитывается больше 80 тысяч единиц экспонатов.
Отметим, что доступ к фондам есть лишь у сотрудников музея. Конечно, при необходимости можно ознакомиться с отдельными коллекциями или экспонатами по запросу. Но вот пройтись между стеллажами, сделать фото и послушать легенды и истории - эта уникальная возможность выпала нам, а вместе с нами и нашим читателям, пусть и через фото.
Нам сразу объяснили, почему все эти экспонаты находятся здесь, а не в выставочных залах музея.
"Раз в квартал перед отборочной комиссией выставляются все экспонаты, собранные за это время. Сотрудники фондов рассказывают легенды этих предметов, как они к нам попали и так далее. И работники музея коллективно решают, что отправится в основной фонд, что - во вспомогательный. Экспонаты из основного фонда очень тщательно хранятся и выставляются в экспозицию. Экспонаты вспомогательного фонда также хранятся и периодически выставляются во время различных выставок, мероприятий. Также всем экспонатам даются инвентарные номера, которые заносятся в инвентарную книгу. Вот так работа построена", - объясняет Вероника Антипова, наш экскурсовод.
"За всеми экспонатами сотрудники музея ухаживают. Что-то чистят через определенный период, что-то просушивается. Хранится все при специальной температуре. Есть также определенное время, которое человек может здесь находиться. Очень ценные вещи хранятся в сейфах.
Эту плетеную коляску (она на фото выше) нам передал один дедушка, которого в ней катали в детстве. Это, по сути, семейная реликвия. Такие предметы не всегда удается сохранить в семье. Что-то теряется, что-то ломается с переездами либо сгнивает из-за хранения в каком-нибудь гараже или на балконе. Поэтому если мы такие предметы в семьях находим, то объясняем, что в музее все это будет обязательно сохранено. И члены семьи, потомки всегда могут обратиться в наш музей, прийти и взглянуть на семейную реликвию", - говорит экскурсовод.
"Помню, в одном из сел мы познакомились со старенькой бабушкой, ей уже за 90 лет было. Она рассказала, что ее семья переехала сюда из Монголии в 90-х годах. У кровати висел шымылдык (занавеска). Это было приданое, которое передавалось в их семье начиная от ее прабабушки. Представляете, сколько лет было этой занавеске, и ей до сих пор пользовались. И на этой занавеске еще были перья совы как оберег. Все это она передала в наш фонд. Спустя годы, когда ее не стало, к нам приезжал ее сын. Мы показали ему дневник, в котором все было зафиксировано, и вещи, которые она передала. Он благодарил нас, что мы все это сохранили. Мы ему объяснили, что эти вещи мы периодически показываем на выставках. И вот они до сих пор у нас хранятся", - рассказывает старший научный сотрудник отдела фондов Алтынай Абдрахманова.
"Одна семья приезжала из Москвы. Они когда-то жили здесь, передали в наши фонды фотографии семейные, а также ордена и медали. И вот они спустя годы специально привезли внука, показали ему это все. По видеозвонку они показали все дедушке. Он плакал, благодарил, что все сохранили. Они сказали, что думали, что мы все это давно выкинули", - добавила Алтынай Абдрахманова.
На одной из полок замечаем большую коллекцию самоваров. Клейма, оставленные на них, говорят о том, что эти самовары участвовали в различных ярмарках.
Коллекция действительно очень большая. Некоторые из самоваров имеют нетипичную форму.
Возможно, когда-то они стояли на семейных столах, радовали вкусным чаем домочадцев во время посиделок. И были свидетелями десятков разговоров, поздравлений и споров.
А это коллекция подстаканников, всего их 32 штуки.
"Приобрели мы ее у частного коллекционера Марата Урстембаева. Самым дорогим считается подстаканник из мельхиора (сплав меди с никелем, иногда с добавками железа и марганца). У каждого есть своя эмблема и клеймо. Например, "м" означает, что город-изготовитель - Москва. "82" - это год изготовления. "Мельх" - это значит, что из мельхиора. Если нам удается найти какой-то новый подстаканник, то мы эту коллекцию пополняем", - объяснила Алтынай Абдрахманова.
На полках выше обращаем внимание на коллекцию бесиков (казахская национальная колыбель). Некоторым из них больше 100 лет. И когда-то мамы укачивали в них своих малышей, напевая колыбельную песню бесік жыры.
Сейчас бесики редко где можно встретить, на замену им пришли современные кроватки.
Коллекция деревянной посуды с национальными узорами, в том числе астау - поднос для бешбармака.
Так же, как и бесики, вся эта посуда была сделана в разные годы. Какой-то так и не воспользовались. На другой же не раз подавали вкусное мясо во время застолий и визитов гостей. Сотрудники музея отмечают, что такая посуда имеет особую энергетику, ведь ей пользовались по особым случаям. Она слышала смех людей, поздравления с днем рождения и пожелания в дни свадьбы.
Фотографии и документы, различные грамоты. Коллекция швейных машинок. И даже кости мамонтов. Все распределено по полкам.
На таких швейных машинках наши бабушки и дедушки вышивали постельное белье, нарядные платья и костюмы. Это было время, когда у каждой был свой неповторимый наряд. Да и к вещам тогда относились более трепетно.
Кости мамонтов можно встретить и в экспозициях музея. А вот эти периодически показывают на передвижных выставках. Все они были найдены в разных районах Акмолинской области.
Увидев несколько сейфов, просим открыть и показать, что в них хранится.
"Увы, вот этого сделать не можем, не положено. Там хранятся особо ценные экспонаты, в том числе дорогие украшения из ценных металлов", - объяснила Алтынай Абдрахманова.
Сундуки самых разных размеров с казахскими орнаментами. В них хранили посуду, одежду и обувь, а также драгоценности. Когда дочерей выдавали замуж, в таких сундуках готовили для них приданое.
К слову, по отделке сундука судили о благосостоянии рода. Они перевозились во время кочевок, передавались из поколения в поколение.
Есть в фондах и картины местных и иностранных художников. Для них отведены специальные двигающиеся полки, на которых картины не соприкасаются и между ними циркулирует воздух.
В помещениях фондов долго находиться нельзя, поэтому, увидев все самое интересное, покидаем их. Далее мы решили перейти к ознакомлению с залами музея. И здесь мы познакомились с научным сотрудником отдела археологии Сериком Искаковым. Он также является преподавателем истории. А еще не раз участвовал в археологических экспедициях.
Если бы мы не были журналистами, а, к примеру, школьниками, которые сейчас на этапе выбора будущей профессии, Серик бы точно заставил нас влюбиться в археологию. Настолько интересно он рассказывает о своей работе.
"Помню, как еще студентом на первом курсе, в 2006 году, первый раз участвовал в археологической экспедиции. До этого была лишь теория по учебникам. И я, честно, не верил, что можно что-то найти самому. И вот я помню, как сам тогда нашел сосуды. Эмоции непередаваемые. Ты своими руками прикасаешься к истории. Между мной и этим сосудом разница четыре тысячи лет. Его здесь оставили люди того времени, и первый, кто его находит спустя столько времени, это я", - воодушевленно вспоминает археолог.
"Сейчас я работаю в образовании – преподаю историю, но меня по-прежнему тянет к экспедициям. С детьми, бывает, выезжаем, к примеру, на две недели. Сначала они плачут, что хотят домой. А в конце плачут, что не хотят возвращаться. Настолько они за это время погружаются в эту атмосферу, - смеется Серик Базарбекович. - С 2011 по 2019 год, пока не наступила пандемия, я каждый год курировал экспедиции. Выезжал со студентами. Изучали памятники, писали научные работы. Очень много ценных вещей находили: золотые украшения, наконечники стрел, бронзовые предметы, жертвенные сосуды".
"На сегодняшний день в Акмолинской области насчитывается больше 1700 памятников. Наш край богат этими памятниками, от каменного века до Средневековья. Усатые курганы, курганы бронзового века. Все они охраняются государством. Есть инспекция, которая выявляет эти памятники. Каждый год проводится работа по изучению территорий. Сначала специалисты встречаются с местными жителями – аксакалами и краеведами. Узнают, где что видели, на что натыкались и так далее. И далее проводится выезд на места. После составляется отчет, а также уведомляется отдел земельных отношений на случай, если в том месте захотят проводить добычу полезных ископаемых. Чтобы эти памятники не разрушали.
К сожалению, в советский период много памятников были повреждены или уничтожены посевными работами. Есть и черные копатели, которые, зная, где могут быть памятники, до нас проводят там раскопки и грабят, забирая ценные предметы", - резюмировал Серик Искаков.
Далее Вероника Антипова провела для нас интереснейшую экскурсию по всем залам музея.
Сразу отметим, что лучше все это увидеть вживую. Посмотреть действительно есть на что, поэтому подробно останавливаться на каждом из залов не будем.
К примеру, некоторые сделают для себя открытие - по территории современного Казахстана когда-то ходили мамонты. Их кости, в частности бивни, до сих пор находят во время экспедиций или работ по добыче полезных ископаемых.
Экспозиции музея затрагивают как самые ранние периоды, так и события прошлого века.
Ну а мы покинули музей, оставшись под большим впечатлением. И советуем всем, кто посетит Кокшетау, заглянуть в историко-краеведческий музей. Особенно гостям из столицы, ведь в Астане, увы, такого музея нет.
Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов.