Театр за решеткой. Как в колонии строгого режима возле Алматы исправляют прекрасным
Мы идем по внутреннему двору колонии строгого режима в 60 километрах к северо-востоку от Алматы. Впереди дозорная вышка, по краям заборы с "колючкой". Съемочная группа приехала смотреть "Фауста" в театральной постановке осужденных. Пока шагаем до клуба, отмечаем уклад местной жизни. Вот заключенный что-то крикнул у забора, в ответ ему надзиратель: "Эй, ну не кричи!" Фраза вроде и приятельская, но слышится в ней доля приказа.
Через полчаса пребывания начинаешь понимать: тут главное - перевоспитание. Причем сами надзиратели подчеркивают, что они воспитатели. И воспитывают подопечных, почти как в детском саду: вошел в помещение - сними шапку, скажи "пожалуйста", скажи "спасибо".
Здание творческого клуба
Учреждение ЛА155/8 - это колония строгого режима. Здесь сидят преступники, совершившие особо тяжкие преступления, в большинстве - убийства. Численность населения зоны около 850 человек. Находится она в поселке Заречный.
На территории колонии уже несколько лет действует клуб художественной самодеятельности. Организовал его режиссер-постановщик Константин Гудаускас.
Все постановки в театре - натуральные, артисты поют только вживую. По словам Константина, клуб организовывает в год около 60 мероприятий. "Самое главное, что я понял, работая здесь, это то, что в людей надо верить. Люди здесь это особенно чувствуют", - говорит он.
"Здесь каждый имеет свою историю о том, как сюда попал. Но завтра этот человек освободится, и каким он будет, зависит от того, как проведет свой срок. Либо окружающая обстановка его ожесточит и он выйдет озлобленным и опять сядет, либо сможет переосмыслить все то, что делал неправильно", - объясняет Гудаускас.
Театр напоминает заключенным о свободе. Видно, что артисты очень стараются. По словам режиссера, осужденные адаптировали постановку под арестантские реалии.
Фауст сходит с ума от наркотиков и оказывается в психбольнице. Там к нему приходит Мефистофель. Идут рассуждения о бытие. Царь тьмы вручает Фаусту шприц. Трагедия заканчивается смертью главного героя.
"Мы пытались сделать так, чтобы тема была понятна заключенным. Так, в нашем сценарии есть слова братьев Стругацких. Или сцена со шприцем - это действие знакомо 99 процентам арестантов, эту часть мы придумали сами. В целом наша постановка от оригинала отличается примерно на 40 процентов", - поясняет Гудаускас.
"Когда сюда попадаешь, то начинаешь ценить то, что не ценил на свободе", - говорит артист театра колонии и осужденный Евгений Хохлов. "Многое понимаешь и задумываешься о дальнейшем. После освобождения хочу стать актером, может быть, буду играть в театре".
Евгений Хохлов, осужденный
Разговор с Евгением прерывает конвоир. "Расскажи журналистам, как 1 декабря выступал. Чтобы поняли, что талантливый артист, что способный", - добавляет надзиратель.