1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Тенге и рубль обвалили текстильную отрасль Кыргызстана

Интересная и полезная статья ✅ Тенге и рубль обвалили текстильную отрасль Кыргызстана ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Каждая вторая внутренняя мигрантка Кыргызстана - швея. 5 процентов составляет доля текстиля в экспорте Кыргызстана. Китай свой товар стал маркировать лейблами "made in KG". В чем секрет взлета кыргызской швейной отрасли, как не столь экономически развитой республике удалось затмить текстиль Китая и даже некоторых турецких производителей, и почему сейчас отрасль погрузилась в кризис, пыталась разобраться корреспондент Tengrinews.kz в Бишкеке. 

Асель Сюльпинова всю жизнь работает в текстильной отрасли. Сначала трудилась на крупном в Бишкеке швейном предприятии, потом открыла свое дело. Сейчас возглавляет большое швейное производство. В ее подчинении около 500 человек - швеи, закройщики, механики. Продукция предприятия Асель прямо со складов раскупалась предпринимателями из Казахстана и России. Однако в последнее время производство пришлось сократить. Кризис ударил и по крупным объектам легпрома Кыргызстана.

Реклама
Реклама

"Резкое повышение курса доллара и девальвация тенге в Казахстане напрямую отразились на нашем производстве. Мы же ткани и фурнитуру покупаем в Турции за доллары. С удорожанием доллара возросла себестоимость изделия на выходе из цеха. Естественно, наши заказчики из Казахстана и России сократили закуп. У них в странах из-за кризиса резко снизилась покупательская способность. А работать себе в убыток никто не будет", - сетует Асель Сюльпинова.

По словам текстильщиков Кыргызстана, казахстанские и российские заказчики привыкли к дешевым изделиям. А со вступлением республики в ЕАЭС сырье подорожало. Однако по-прежнему текстильное производство выгоднее развивать в Кыргызстане. По данным министерства экономики КР, в стране самое дешевое в СНГ налогообложение в текстильной отрасли. Патент на одно рабочее место швеи стоит 289 сомов (1156 тенге) в месяц, отчисления в социальный фонд - 680 сомов (2720 тенге). Если раньше казахстанские предприниматели закупали готовую продукцию, то сейчас, с началом работы Кыргызстана в ЕАЭС, у бизнеса появился интерес инвестировать в первичное производство. Инвестору выгоднее вложиться в пошив и получать продукцию заведомо дешевле, чем сейчас продают кыргызстанские производители. В этом есть плюс для бюджета Кыргызстана в виде увеличения налоговых отчислений. И минус для владельцев цехов в Кыргызстане. Казахстанские предприниматели способны попросту демпинговать текстильный рынок страны. Но пока такие варианты ведения бизнеса казахстанские предприниматели только прорабатывают, начали действовать единицы. Основная масса работает с кыргызстанскими производителями напрямую. Но и здесь не все гладко.

"Они же удешевляют наш труд. Приезжали предприниматели из Атырау. Хотели заказать куртки. Модели сложные в пошиве, а платят за эту работу копейки. В среднем за одну куртку 400 тенге. Как из дохода в 400 тенге с одной куртки заплатить зарплату швеям, оплатить коммунальные услуги в цехе? У нас же совсем дохода не остается, - поясняет менеджер по продажам швейного предприятия Алена Меркер. - От таких заказчиков приходится отказываться. Но взамен никто не приезжает. Россияне с удешевлением рубля вообще перестали делать заказы. Казахстанцы норовят покупать изделия за бесценок. Конечно, все наши предприятия уйдут в минус. Сколько цехов уже закрылось".

По данным министерства экономики Кыргызстана, за 2015 год в Кыргызстане объемы швейного производства снизились почти на 40 процентов. По стране закрылось около 300 крупных предприятий. Счет мелких цехов идет на тысячи. В министерстве экономики Кыргызстана причинами сложившейся ситуации назвали снижение заказов на продукцию; неплатежеспособность заказчиков и нехватка оборотных средств на развитие. Все это эксперты связали с повышением курса доллара к сому, со снижением курса российского рубля и казахского тенге по отношению к доллару и  кыргызскому сому, что привело к снижению покупательской способности отечественных основных торговых партнеров - России и Казахстана. Кроме того, специалистами была отмечена недостаточная информированность предпринимателей об условиях ведения предпринимательской деятельности в рамках Евразийского экономического союза. Также есть проблемы, связанные с недобросовестным  ведением торговли некоторыми предпринимателями, которые завозят готовые швейные изделия из третьих стран, декларируемых как ткань. Отмечены также факты необоснованного повышения цен на ткани и фурнитуру оптовыми продавцами, что способствует увеличению себестоимости  производимых товаров и снижению их конкурентоспособности.

Что будет дальше? 

Официальный Бишкек открыто признал кризис в текстильной отрасли в страны, хотя перед вступлением в ЕАЭС швейникам обещали золотые горы и, как минимум, увеличение объемов продаж текстиля в страны объединения. Но этого не произошло. Как долго продлится кризис, не берется прогнозировать никто. А вот факт пополнения армии безработных за счет швей из закрывшихся цехов и предприятий очевиден.

Но, несмотря ни на что, казахстанцы привыкли покупать кыргызстанский текстиль. Первый аргумент в выборе - цена. За счет дешевой рабочей силы себестоимость изделия значительно ниже китайских и турецких аналогов. Второй аргумент - качество. Добросовестные кыргызстанские производители предпочитают держать марку и не опускаться до закупа китайских тканей. Предпочтение отдают турецким производителям сырья. Третий аргумент - шить в Кыргызстане умеют хорошо. За 20 лет полного развала экономики людям, чтобы выжить, пришлось научиться шить. Научились. Достойно. И брака в изделиях стараются не допускать, чтобы не ударить в грязь лицом перед покупателями. Поэтому хороший товар всегда будет пользоваться спросом. Швейники Кыргызстана уповают только на себя. Удалось же поднять отрасль после развала Союза, удастся и выжить в непростые кризисные времена. 

Ирина Крутова, Бишкек