ПОДПИШИСЬ НА НАШ TELEGRAM-КАНАЛ
10 января 2018 | 15:23

Центральная Азия: режимы, бюрократия и нефтяные надежды

ПОДЕЛИТЬСЯ

Традиционно странами Центральной Азии принято считать Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. С развалом Советского Союза, несмотря на близкое соседство, страны слабо вовлечены во взаимную торговлю, предпочитая друг другу сотрудничество с крупными игроками - Европой, Китаем, Россией. По мнению главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Вячеслава Додонова, ситуация сложилась таким образом из-за необходимости в инвестициях.


Традиционно странами Центральной Азии принято считать Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. С развалом Советского Союза, несмотря на близкое соседство, страны слабо вовлечены во взаимную торговлю, предпочитая друг другу сотрудничество с крупными игроками - Европой, Китаем, Россией. По мнению главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Вячеслава Додонова, ситуация сложилась таким образом из-за необходимости в инвестициях.

"После развала СССР роль инвестиций была критически важной, потому что денег среди стран Центральной Азии не было ни у кого. Именно возможность привлечения инвестиций за границей определяла экономическую политику. Этих денег не было никогда, их и сейчас не особо много", - объяснил он.

Такие близкие, такие разные

С развалом Союза каждый пытался плыть в одиночку. Страны построили разные внешнеполитические модели, Центральная Азия разделилась на пять разных экономических систем. И даже политические режимы тоже стали отличаться. В Казахстане установилась самая мягкая форма, в Туркменистане - самая жесткая, в Узбекистане и Таджикистане - несколько мягче. А Кыргызстан и вовсе пошел по уникальному пути, пережил две революции и пытается построить парламентско-президентскую республику.


Фото РИА Новости

"Сегодня Центральная Азия только географически является единой. А политически, к сожалению, экономически, она была разрознена в течение многих лет. Доходило до того, что мы, будучи соседями, друг о друге знали меньше всего. Многие граждане Казахстана больше знали о том, что творится в той же самой России или в Европе, но совсем не знали, что творится в Кыргызстане, Узбекистане. То же самое происходило и в этих странах", - отмечает политолог Досым Сатпаев.


Митинг сторонников Шавката Мирзиёева. Фото РИА Новости

Толчок к сближению положила смена власти в Узбекистане, где в конце 2016 года пост президента занял Шавкат Мирзиеев. Политика нового главы государства отличается либеральностью и восстановлением партнерских отношений, что заставило внешних экономических игроков присмотреться к рынку Узбекистана.

"Безусловно, в Центральной Азии идет процесс сближения. На сегодня этому есть два основных фактора - это Евразийский союз (ЕАЭС) и открытие Узбекистана. Эта страна не состоит в ЕАЭС, но сам факт того, что она открылась, - это уже большой шаг, - говорит экономист Айдархан Кусаинов. - Это большой рынок, прежде закрытый, а значит, там есть что делить, как делить и есть большие ниши. При этом страна стратегически и экономически в партнерах не определилась. Из-за этого вокруг ее рынка будет много конкуренции и борьбы среди бизнеса", - объяснил он.

Бюрократия и "doing business на местах"

Казахстанский бизнес к рынку Узбекистана присматривается давно. Сегодня многие из его представителей твердо решили зайти на этот рынок. К тому же между нашими странами нет особых
различий в ментальном и культурном плане. Однако казахстанские компании могут встретить
серьезную бюрократию при doing business на местах.

"Нет сомнений, что если Узбекистан откроется внешним игрокам, то они столкнутся с бешеной коррупцией и обманом. Потому что на них захотят заработать все", - отметил Кусаинов. Тем не менее он добавил, что Ташкент ожидает рост в любом случае. "Страна была настолько зажата и замкнута, что сейчас она как сжатая пружина. Она так копила потенциал, что даже при отрицательных сценариях ей некуда деваться, кроме как расти. С другой стороны, сегодня реализовывается угроза, что открытие Узбекистана может перераспределить экономические приоритеты стран Центральной Азии", - добавил эксперт.

Бизнес, но не больше

С момента развала СССР среди государств Центральной Азии в экономическом плане принято считать успешным развитие Казахстана. Однако конкретный политический лидер в регионе так и не обозначился. "Сам факт лидерства может быть обсуждаемым, если это лидерство готовы будут признать другие государства. Ни Кыргызстан, ни Узбекистан, ни Туркменистан после развала Советского Союза никакого нового старшего брата видеть не хотели. Да, Казахстан был лидером, но в сфере экономического развития, с точки зрения привлечения инвестиций. О политическом лидерстве речи быть не может, - подчеркнул Досым Сатпаев. - Но сейчас, после смены власти в Узбекистане, у Казахстана есть хороший шанс реанимировать некоторые проекты регионального сотрудничества".

В ноябре прошлого года на международной конференции в Самарканде Шавкат Мизиеев предложил создать ассоциацию глав регионов стран Центральной Азии. "Это очень интересное предложение, - отметил Сатпаев. - Страны Центральной Азии сейчас могли бы попытаться наладить диалог для решения общих проблем. Это проблема воды, проблема приграничных конфликтов, борьба с наркотрафиком, терроризмом, экономическое сотрудничество. У региона очень большой потенциал, но нужна политическая воля". Сатпаев напомнил, что в свое время, например, Европейский союз создавался на основе политической воли. Потом было создано Европейское объединение угля и стали. "Аналогом Европейского объединения угля и стали может стать Центрально-Азиатское объединение водно-энергетических ресурсов. А потом мы могли бы наращивать и прочее", - считает эксперт.

Однако, по мнению Вячеслава Додонова, речи об объединении, подобном ЕАЭС, быть не может. "Попытки создать здесь интеграционное объединение уже были. Но они были неудачными. Причины были экономического характера, объем экономического взаимодействия очень низок между государствами. Сейчас, при нестабильных и неблагополучных условиях, взаимная интегрированность экономик низкая, низки товарные и инвестиционные потоки. В этих условиях создавать какой-то интеграционный союз практически невозможно. Усиление контактов будет, но только в сфере бизнеса, совместных проектов. Но не более", - отметил он.

Что будет дальше?

В текущем году, по прогнозу Айдархана Кусаинова, экономика Центральной Азии будет расти, при этом рост Казахстана в действительности окажется ниже прогнозируемых 3 процентов. Что же касается долгосрочной перспективы, то, по словам другого эксперта - Вячеслава Додонова, регион будет следовать за мировыми рынками.


Фото РИА Новости

"Центральноазиатские экономики являются сырьевыми, ориентированными на экспорт сырья. Где-то это экспорт полезных ископаемых, где-то сельхозпродукции и даже экспорт трудовых ресурсов. Поэтому все экономики наши сильно завязаны на внешнеэкономической коньюнктуре. Мы обречены двигаться за мировыми рынками. Если будет у них все хорошо, будет и у нас", - отметил Додонов.

"Поскольку Казахстан является основным ядром и крупнейшей экономикой региона, то получается, что главным фактором для Центральной Азии являются цены на нефть", - добавил он.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 484.52   529.45   5.04 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети