СКАЧИВАЙТЕ НОВОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ TENGRINEWS
21 января 2016 | 11:30

Цыганское счастье

Люди без родины, без документов, без жилья и без перспектив. Цыган в ЕС привечают не так охотно, как мигрантов с Ближнего Востока. Самое многочисленное нацменьшинство Старого Света с трудом интегрируется в современную европейскую реальность. Миллионы цыган живут в тотальной нищете, скрываясь от внешнего мира за тонкими стенами своих картонных поселений.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Люди без родины, без документов, без жилья и без перспектив. Цыган в ЕС привечают не так охотно, как мигрантов с Ближнего Востока. Самое многочисленное нацменьшинство Старого Света с трудом интегрируется в современную европейскую реальность. Миллионы цыган живут в тотальной нищете, скрываясь от внешнего мира за тонкими стенами своих картонных поселений.

Хижина старого Шабана

Реклама
Реклама

Когда цыган хочет сказать: "Уж такая у меня судьба", он говорит: "Такое мое счастье".

Старого Шабана счастье обмануло, как гадалка на базаре. Когда-то на ярмарку тщеславия, называемую жизнью, молодой Шабан явился при полном параде: в форме таможенника, с полными карманами денег. Жизнь манила искушениями, должность воодушевляла возможностями. Как результат - казенный дом на двадцать лет, а потом дальняя дорога куда глаза глядят.

- Жена у меня умерла,  дом разрушили злые люди, а дети разъехались кто куда, - рассказывает старый цыган. - Я отправился странствовать и в конце концов осел здесь, в Сербии, на окраине Нового Сада.  

Хибарку из найденных на помойке фанерок, дощечек и картонок Шабан сколотил сам. И живет здесь уже десять лет в полном одиночестве.

В хижине - ни света, ни воды. Из благ цивилизации - только самодельная печка. Без нее в зимнюю стужу Шабан вряд ли протянул бы и сутки.

- Гаснет быстро, - сокрушается цыган, подбрасывая в печку обломки найденной на свалке мебели. - За ночь приходится раза четыре вставать, заново разводить огонь. Но хуже всего, когда ветер. Он мало того, что во все щели дует, так еще в эти же щели и дым из трубы нагоняет. Однажды вот так усну и не проснусь.

Впрочем, ночи у Шабана короткие. В пять утра он уже на ногах: заводит самодельную моторикшу и отправляется в поисковую экспедицию по свалкам и мусорным контейнерам. Металлолом и картон - в пункт приема вторсырья, промтовары различной степени изношенности - на "блошинку".

Вырученных грошей не всегда хватает даже на хлеб. А Шабану еще нужны лекарства: у него диабет, несмотря на то, что цыганская жизнь - не сахар.

- О своей болезни я узнал случайно, когда в тюрьме был, - рассказывает отшельник. - Мне сказали, что обязательно нужен инсулин. А на какие деньги я его куплю? Я больше к врачам и не обращался. В больницу не поехал даже после аварии: на днях под грузовик залетел на своей моторикше. Сейчас все кости болят. Ничего, потерплю.

Шабану предлагали перекочевать поближе к соплеменникам. Бытовые условия в цыганском поселке, конечно, не лучше, но там хоть люди рядом, присмотр какой-никакой. Отшельник в ответ категорически мотает головой.

- Не хочу я их присмотра. Они, конечно, будут очень любезны, скажут: "Добро пожаловать, брат!" А потом украдут что-нибудь.

Имуществом своим Шабан дорожит. За долгие годы со свалки натаскано столько добра, что впору открывать филиал "блошинки". Особая гордость - два старых холодильника, которые стоят во дворе и холодят себе на морозе, ни к чему не подключенные.

- Я здесь продукты от крыс берегу, - поясняет старый цыган. - Если в доме  еду оставить, целый крысиный табун набежит. А холодильник им не по зубам.

В отличие от крыс, случайные прохожие на содержимое холодильников не претендуют. Более того, жители окрестных многоэтажек периодически снабжают провизией цыгана и его дворняжек. Два беспородных безымянных пса - единственная компания 67-летнего старика. Хотя в Германии у него есть дочь, а в Македонии - еще две, Шабан жить у них не хочет. Говорит, не привык быть обузой.

Этот Новый год, как и предыдущие десять, он встретил в полном одиночестве, в своей ветхой хижине, глядя на пламя в печке и слушая завывание ветра. Это его последняя зима в старой лачуге. Через несколько месяцев власти ее снесут. На этом месте будет парк. А Шабан, человек без документов и гражданства, снова отправится куда глаза глядят. Такое его цыганское счастье.

Интеграция нации

- Да, продаю трусы. Да, поношенные. Что ты смеешься? Они стиранные, - демонстрирует свой товар бойкая торговка.

На блошиных рынках в Восточной Европе не найдешь раннего Дега или китайский фарфор эпохи Цин. А современную китайскую вазу - пожалуйста: с отбитым горлышком или треснувшим дном.

Прежде чем попасть в руки придирчивых покупателей, критически рассматривающих будущее украшение своего интерьера, эта ваза проделала долгий путь из мусорного контейнера через свалку на "сортировочную базу" в цыганском поселении. "База" - это та же свалка, только тематическая: где-то специализируются на пластиковых бутылках, где-то на алюминиевых банках из-под пива, а где-то на предметах одежды самого широкого ассортимента.

Подобно Шабану, многие цыгане зарабатывают себе на жизнь исследованием содержимого мусорных контейнеров. Целые семьи с детьми неутомимо роются в помойных бачках днем и ночью, складывая выуженные ценности в самодельную тележку. Кто-то по старинке впрягает в тележку лошадь, кто-то впрягается сам, а некоторым везунчикам удается даже раздобыть старый трактор с прицепом для сбора старых холодильников, газовых плит и прочего металлолома.

Старьевщики часто берут работу "на дом": как и у Шабана, во дворах у многих цыган - горы найденных вещей. Этот секонд-хенд сортируют, чистят и несут на блошиный рынок. Несанкционированная торговля начинается с четырех утра. Зимой покупателям приходится приходить на "блошинку" с фонариками, без которых рассмотреть предлагаемый товар просто не представляется возможным. К восьми утра торговцы уже завершают рабочий день и спешно удаляются, нередко преследуемые коммунальной полицией.

Объясняться с властями цыганам приходится часто. "Почему торгуете в неположенном месте?", "Почему без документов?", "Почему дети в школу не ходят?" - эти вопросы им задают каждый день. И редко кто спросит: "Вы ели что-нибудь сегодня?"

Уже несколько лет в Евросоюзе, где живут 10 миллионов цыган, говорят о необходимости их "интеграции в общество". Но как осуществить эту самую интеграцию, мало кто себе представляет. В какой бы стране цыгане ни осели, они почти всегда держатся особняком и живут по собственным законам. Это - инстинкт самосохранения нации, у которой нет своего государства.

Если цыганам где-то становится неуютно, они по старой доброй традиции снимаются с места и перекочевывают в другое. Многим в свое время пришлось спасаться от войны; и именно косовские цыгане-беженцы сейчас живут в самых нищих гетто.

Значительное количество их соплеменников в поисках лучшей доли мигрировало из Восточной в Западную Европу. Это нашествие и заставило еврочиновников заговорить об "интеграции". Но когда во Франции начались трения между приезжими и местным населением, беспаспортных цыган стали попросту высылать обратно в Болгарию и Румынию.

Те, что остались, интегрируются в новую реальность с разной степенью успеха. Кому-то удается найти приличную работу, начать бизнес или заявить о себе в искусстве, равняясь на "своих": Майкла Кейна, Пенелопу Круз и Боба Хоскинса.

Но многие цыгане по-прежнему бедствуют в своих картонных фавелах. Их проблемы отошли на второй план, когда в Европу хлынул поток беженцев из стран Ближнего Востока.

Впрочем, нельзя сказать, что о кочующем народе совсем забыли. Демократические правозащитники празднуют победу: они добились того, чтобы цыган больше не называли цыганами. Вместо этого восточноевропейцам рекомендуется использовать толерантное выражение "представитель ромской национальности". Какие именно негативные коннотации содержатся в слове "цыган", многие еврограждане не поняли до сих пор. Но на всякий случай дисциплинированно заменили его на "ром".

Слова и музыка

- Слушайте, люди! Скоро придет счастливое время!

Сумасшедший бездомный с криками мечется по рыночным рядам, добавляя хаоса в обычную субботнюю толкотню. Слова базарного пророка тонут в медной разноголосице: в просвете между прилавками появляется цыганский духовой оркестр. Торговки моментально бросают свои огурцы-помидоры и самозабвенно пускаются в пляс под оглушительные звуки перелатанных-перепаянных труб.

Сорвав овации и приличный гонорар, оркестранты с песней перемещаются в спальные кварталы. В открытые окна многоэтажек просовываются головы благодарных слушателей. Головы исчезают, и появляются руки с мелкими купюрами. Музыкантов осыпают золотым дождем - правда, на довольно скромную сумму. Авторы-исполнители не расстраиваются: если прочесать за день пару-тройку больших районов, можно прилично заработать.

Новогодние праздники для цыганских оркестров - пора урожайная. Дуть в железо, пока горячо, приходится с утра до вечера. Счастье, если нечаянно набежит любопытствующая журналистка, вроде меня. Можно немного передохнуть, и как бы невзначай визитку подсунуть: "Сестра, зови нас на свадьбу! В Казахстан? Легко! В бывшем Союзе цыганские песни любят".

На визитке - имя с виндзорским уклоном: Гарри. Удивляюсь. Тезка принца снисходительно улыбается:

- Ты еще не знаешь, какие бывают цыганские имена! Наши любят, чтобы звучало. Могут сына и Элвисом назвать, и Бэкхемом, и Роналдо. В одной деревне живет старый цыган по имени Гамлет. А есть еще два брата, которых зовут Север и Юг. Слышал я и про Тарзана, и про мальчишку по имени Брюс Ли. А одного вообще назвали Ямесдин. Его родители думали, что именно так читается James Dean.

Пока одни примеряют чужие имена, другие предпочитают прославлять свои. Уличных музыкантов Дарко, Даниеля и Сандру Пилер сейчас знает пол-Европы. Ребятишки из бедной цыганской семьи, когда-то зарабатывавшие медяки на улице Князя Михаила в Белграде, однажды утром проснулись богатыми и знаменитыми. Две скрипочки и баян в руках вундеркиндов-самоучек околдовали жюри шоу I got talent на Балканах. Пилеры заняли на конкурсе первое место и получили в подарок машину и сто тысяч евро.

Теперь на улице Князя Михаила не протолкнуться от юных талантов. Окрестная ребятня, вооруженная скрипочками, гитарами и флейтами, вдохновенно пытается повторить подвиг Пилеров. Лично мне особенно запомнился щекастый цыганский мальчишка по имени Неша, который после недолгой скрипичной увертюры деловито обходил публику с огромной канцелярской корзиной для мусора. Публика смеялась и бросала в корзину динары. Мальчишка объяснял: коплю деньги на обучение в актерской школе.

А недавно я увидела его в кино. Не в зале, а на экране. Фильм назывался "Одинаковые". Неша (или, как следовало из титров, Ненад Йованович) все-таки стал актером. Такое его цыганское счастье.

Татьяна Гуторова, специальный корреспондент Tengrinews.kz в Европе 

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная