"У кого есть история?". Как "Театр соседей" изменил жизнь в Тастаке
Алматинский микрорайон Тастак относят к "низам". Считается, что южнее, то есть выше улицы Толе би, ближе к горам, жить престижнее, чем севернее. Многие не рассматривают варианты аренды или покупки жилья ниже Толе би, Райымбека, Рыскулова, Северного кольца... В Тастак пиццу, суши, товары из интернет-магазинов бесплатно еще привозят, а вот ниже - чаще всего за дополнительную плату.
Тастак многолик. По Толе би раньше бегали трамваи, а теперь, благоустраивая улицу, ее постоянно ремонтируют. Летом из-за этого - пыль, в холодное время года - слякоть. И круглый год - гул клаксонов стоящих в пробке автолюбителей. Знаменитая пробка на Сайране побуждает многих объезжать оживленную магистраль, но не всегда это имеет смысл - вечером все по пути в спальные районы "стоит".
Днем к многочисленным тастаковцам добавляются продавцы и покупатели большого количества рынков: хозяйственно-продуктового, строительного, цветочного, зоо- и блошиного. Местные жители подтверждают, что и сегодня у района криминогенная слава. Говорят, ночью здесь опасно одному появляться на улице.
Именно здесь, где торгуют все и всем, весной 2017 года появился "Театр соседей". Авторы проекта сами построили здесь сцену для выступлений, на которой еженедельно в теплый период идут спектакли, встречи, мастер-классы. Всего прошло 118 мероприятий. Их посетили более 2000 человек. 100 из них стали активными участниками сообщества. Слоган этого театра: "Если Тастак не идет в театр, то театр идет в Тастак".
Что?
"Театр соседей" отработал два сезона - с апреля по октябрь в 2017 и 2018 годах. Авторами культурно-социальной инициативы была команда общественного фонда Eco Kultura во главе с социологом, урбанистом Алесей Нугаевой и труппа театра "ИЛИ".
За основу был взят тезис, что если жители спальных районов не идут в театр, то театр должен прийти к ним. Не только для того, чтобы культурно просвещаться, хотя и это тоже. А главным образом, чтобы жители района могли познакомиться между собой и с администрацией города, рассказать властям и всем остальным алматинцам, какие проблемы их волнуют.
Когда инициативная группа выбирала, где будет реализован проект, был важный критерий: это должен быть не центр. Потому что почти вся культурная жизнь Алматы сосредоточена в "Золотом квадрате" и около него. Получается, что люди, живущие в спальном районе, как бы отрезаны от цивилизации: недалеко от дома часто сходить некуда, вырваться в центр возможность есть не всегда, поэтому проще выходные проводить на диване или во дворе.
Идея создавать культурные проекты не в центре не нова - процесс децентрализации ранее пережили многие мегаполисы мира. Выбор из всех районов Алматы пал на Тастак в том числе потому, что в руках у активистов оказались результаты проведенного командой Urban Forum Kazakhstan в 2017 году исследования о социальной жизни спальных районов. В нем были данные по Тастаку, Шаныраку и Орбите. Если сказать своими словами, то, имея на руках замер ситуации "до", легче сравнить с ситуацией "после" реализации проекта.
Карта из исследования Urban Forum Almaty. Золотым отмечен "Золотой квадрат", желтым (сверху вниз) - Шанырак, Тастак, Орбита.
Никто из инициативной группы на момент старта проекта в Тастаке не жил. Горный гигант, Абылай хана - Кабанбай батыра, Байтурсынова - Гоголя, ... Для активистов это был и плюс, и минус. Плюс, потому что не могли упрекнуть, что делают для себя и своих детей - с этим у нас сталкиваются многие культурные инициативы. Минус, потому что, придя с новой идеей к жителям, чужакам предстояло показать, что они свои и пришли с добром. К слову, через год после начала работы одна из сотрудниц проекта переехала в Тастак. Говорит, что так совпало.
Костяк "Театра соседей" составили артисты плейбек-театра "ИЛИ", работающего в Алматы с 2014 года. "ИЛИ" - это аббревиатура: Интерпретация Личных Историй. В его составе - девять человек: Родион Другов, Наталья Белецкая, Анна Зуйкова, Зарина Мирабдуллаева, Дина Любченко, Алина Абилкаламова, Артур Асланян, Евгения Абкеева, Александра Деваева. Коллектив за 4 года дал около 100 перформансов, выступал на таких фестивалях, как FourЭ, "Ночь в музее" и других. У театра нет своей площадки. Артисты выступают на дружественных сценах.
В конце октября 2018 года проект "Театр соседей" подвел свои итоги. Это не значит, что театр перестанет существовать. Это значит, что закончилась организаторская часть проекта, требующая обучения, организации и контроля со стороны. Инициаторы идеи рассчитывают, что созданное ими сообщество будет продолжать самоорганизовываться, проводя свои выступления и мероприятия. Небеса благоволят им в этом. На время холодов, до весны 2019 года, близлежащая школа предложила им свой актовый зал для проведения репетиций. А вот выступления каждую субботу не обещают: узнать о мероприятиях можно в соцсетях проекта.
Создатели проекта не только подвели его итоги, но и написали методичку о том, как можно повторить опыт создания локального театра. Ожидается, что издание увидит в свет в феврале 2019 года. Первоначальный тираж в 500 экземпляров будет разослан и роздан в акиматы, КСК, активистам и локальным городским сообществам. Сейчас команда продолжает работать над другими проектами по развитию общественных пространств и городских сообществ. Помимо театра, это можно делать, проводя исследования, организуя диалоговые площадки и фестивали городских сообществ.
Где?
Сцена "Театра соседей" находится на пересечении улиц Брусиловского и Дуйсеновой, в микрорайоне Тастак-3. На этом промежутке движения нет - пешеходная аллея, лавочки, с одной стороны школа, с другой - детский сад. Отсюда до Толе би пешком несколько минут.
На сцене площадью 30 квадратных метров чисто. Она считается общественным местом: на ней нельзя пить, курить, сорить. Здесь убирает районный дворник.
Эту сцену экстренно построили сами авторы проекта "Театр соседей". Изначально в Тастаке была сцена под открытым небом, но оказалось, что она ветхая, и ее вскоре снесли. Новую построили неподалеку, на той же пешеходной аллее, по другую сторону улицы Брусиловского. Приличная часть найденного на проект бюджета ушла именно на создание этой площадки. Сцена открыта для всех в любое время: родители приходят с малышами, школьники играют в "казаки-разбойники", а парочки назначают свидания. Если в это время начинается репетиция или выступление, то им рады как зрителям.
Представителям акимата и полиции здесь тоже рады. Два сезона раз в месяц здесь проводились трехсторонние встречи с ними: местные жители, представители госорганов, эксперты. Обсуждались вопросы безопасности, благоустройства, организации работы КСК, ситуации на дорогах, развития культуры и другие. К слову, за помощью к полиции приходилось обращаться и жителям района: на площадке за все время было два ЧП. Один раз распилили и похитили скамейку из паллет, другой - украли ноутбук и три сотовых телефона.
Встреча с начальником отдела коммунального хозяйства Алмалинского района Русланом Айтановым
В первый год выступления "Театра соседей" проходили только на этой сцене. Во второй год труппа уже выезжала на "гастроли" по всему Алматы. Они давали представления во дворах на Атакенте, на Гоголя - Муратбаева, в поселке "Карасу", а также в SOS Детской деревне. Цель гастролей - обмен опытом между активистами и тиражирование опыта. Выездные выступления, когда артистов принимали на ура изголодавшиеся по искусству и общению алматинцы, показали, что добрососедство на уровне города возможно.
Когда?
Выступления "Театра соседей" на уличной сцене в теплое время года проходят каждую субботу.
Мы пришли на площадку в один из последних дней августа - рабочую субботу, 25-го числа. Обычно в 18.00 выходного дня жителям удобно приходить сюда. В этот же день народу не очень много. Сказываются и пробки после внепланового рабочего дня, и хлопоты по подготовке детей к 1 сентября.
Всем героям, которых мы встретим в этот день и в процессе подготовки материала, мы будем задавать два вопроса: "Где вы живете?" и "Хотели бы вы жить в Тастаке?"
Как?
"Театр соседей" работает в формате плейбэк. Это импровизационная форма театра, где зрители рассказывают истории, а актеры на сцене показывают их. Этот формат зародился в Нью-Йорке в 1975 году. По задумке авторов формата Джонатана Фокса и его супруги Джо Салас, "плейбэк-театр способствует открытому диалогу, усиливает взаимопонимание и сочувствие, стирает границы между сообществами людей". 11 форм плейбэк-театра были описаны еще его основателями, они определяют, в какой очередности выходят актеры, какую часть истории и в какой форме показывают - звучат, говорят, двигаются.
Выступление плейбэк-театра начинается с вопроса: "У кого есть история?" Истории принимаются любые - неважно, насколько это значимо, конструктивно, забавно или, напротив, грустно. С вами это произошло, и поэтому это уже история: как вы сегодня завтракали и поэтому опоздали на работу, как кошка защищает котят от людей и других котов или как вы прямо сейчас переживаете смерть близкого родственника.
Цель у такого формата одна - пообщаться. Фокс и Салас придумали плейбэк-театр после посещения Непала, где жители деревень каждый вечер собираются у огня и рассказывают друг другу о своей жизни. Таким образом, они понимают, что вокруг точно такие же люди с похожими проблемами, а также что можно перенять чужой опыт и, опираясь на него, решить свою трудность. Они вспомнили, что жители нью-йоркских небоскребов почти не видят соседей и других горожан и от того чувствуют себя одинокими и покинутыми. Так родилась идея создать театр как, прежде всего, диалоговую площадку.
"Плейбэк отличается от других видов современного театра. Это театр соседей. Зрители могут быть знакомы друг с другом, они могут быть знакомы с актерами на сцене…" - говорил основатель плейбэк-театра.
Кто?
Всего в труппе "Театра соседей" девять человек. Их тренируют, преподавая основы актерского мастерства, артисты театра "ИЛИ". Поначалу на сцену выходили только артисты, но постепенно они выходили из состава, освобождая места для коренных тастаковцев.
У сцены мы встречаем 18-летнюю Александру Деваеву, актрису труппы алматинского плейбэк-театра "ИЛИ", которая на этой сцене ведет мастер-классы по актерскому мастерству. Она пришла на репетицию за час до выступления первой и коротает время с книгой. Студентка-переводчица посетила на одну из открытых репетиций плейбэк-проекта и в феврале 2018 года стала его частью. Ее зацепила мгновенная обратная связь, отсутствие огромного расстояния между зрителем и актером и социальность такого формата. Александра живет неподалеку отсюда, на проспекте Райымбека, в районе ТЦ "Максима". Жить в Тастаке она, в принципе, хотела бы, хотя слышит много негатива о микрорайоне.
"Говорят, что здесь высокий уровень преступности. Но я вижу довольно уютные улицы и чувствую себя здесь спокойно. Я не задумывалась об этом районе до того, как начала здесь выступать. Но сам факт, что есть такая площадка - а они мало где есть... Мне нравится, что она стала центром притяжения для жителей Тастака. Знаю, что здесь проходят и другие общественные мероприятия. Приходя на репетицию, я вижу тут улыбающихся детей, родителей, парочки. Значит, тут все хорошо", - говорит девушка.
Вскоре на площадку прибывает 28-летний Артур Асланян. Он тоже актер Театра "ИЛИ", он сегодня будет руководить ходом репетиции. В обычной жизни молодой мужчина - программист. Его путь в театр начался четыре года назад с англоязычного казахстанского театра KELT, где он на английском языке сыграл одну из главных ролей в переводной советской пьесе. Молодой мужчина живет в районе бывшего трамвайного депо, свой район он очень любит. Тастак он оценивает нейтрально: "Такая же часть города, как и все остальные". А жить он хотел бы там, где и сейчас, - в районе бывшего трамвайного депо. Сюда он приходит, потому что здесь есть сцена, артисты, зрители. За свою работу он, так же как и другие кураторы-преподаватели, получает небольшую зарплату.
Артур аккомпанирует выступлениям, играя на таких музыкальных инструментах, как венова и пианика. В плейбэк-театре музыка - это важная часть истории: большинство сценок разыгрывается без реплик, поэтому музыка помогает создать и передать настроение. По нашей просьбе он сымпровизировал "Рабочую субботу". Двухминутное произведение началось на высоких нотах, энтузиазме, а закончилось как сдувшийся воздушный шарик.
"В чем для меня ценность проекта? "Театр соседей" - это способ создания комьюнити. Способ, чтобы люди могли вместе сойтись и что-то сделать прикольное, важное, ценное. Когда люди вместе, то могут горы сворачивать", - рассуждает герой.
Всего на сцену в этот день выйдут четыре человека. Еще двое - это местные жительницы: школьница и работающая мама с пятилетней дочерью. На репетициях девочка всегда с мамой - пока что она играет самостоятельно, а когда придут зрители - сразу появится с кем побегать.
Артисты устраивают разминку: чтобы разработать голосовой аппарат, кричат, поют, тараторят небанальные скороговорки. Такие, как "Перекувыркнувшийся садист упал" . Чтобы размять тело - делают зарядку.
За 15 минут до начала представления они, аккомпанируя себе, отправляются вдоль пешеходной аллеи - зазывать местных жителей на представление. Кто-то испуганно шарахается, многие заинтересованно подходят.
Описывать театральные постановки - дело неблагодарное. Не всегда их суть в ответах на вопросы "что?", "где?", "когда?". Часто она в деталях: атмосфере, энергии артистов, сиюминутной реакции зрителей. А если речь о плейбэк-театре, то точно формальным описанием не обойтись. Чтобы его понять, надо задействовать все органы чувств.
Всего в тот субботний вечер на выступление пришли порядка 30 человек. Некоторые взрослые заняли места на импровизированных скамейках, большинство же предпочли смотреть стоя из-за ограды. Дети же легко и спокойно освоили пространство сцены. Они то и дело подходили к Артуру, прося пощупать и сыграть на венове и пианике. Объяснения, что это индивидуальные музыкальные инструменты, помогали не особо.
Стандартное выступление в этом театре длится около 80 минут. За это время удается показать и обсудить 7-8 сценок. Многие люди стесняются заявлять свои темы, чтобы актеры прямо сейчас показали их всем. Их истории им кажутся несущественными. Но детская непосредственность творит чудеса: вот 8-летний мальчик описал, как не поделил планшет с братом, а вот его младший товарищ рассказывает, как был раздосадован, когда не смог залезть на дерево. У каждого возраста - свои проблемы, незначительных не бывает.
Зачем?
За ответом на самый главный вопрос: "Зачем все это нужно?" мы обратились к местным жительницам.
Через год после начала актриса и арт-менеджер театра "ИЛИ" и художественный руководитель "Театра соседей" Евгения Абкеева переехала в Тастак. Говорит, что это было не специально, так совпало. Она отмечает, что видит много проблем района: здесь много бомжей, попрошаек, алкоголиков. Но при этом здесь ей больше, чем в центре, нравится инфраструктура: проще с продуктами, детскими площадками, пешеходными аллеями, футбольными полями. Пробок девушка не замечает: она не за рулем, услугами такси и автобусов не пользуется. Ездит на самокате, за полчаса добираясь в центр.
Задумка театра - рассказать жителям спального района, каким может быть театр, каким может быть культурный досуг в городе: "В 2017 году мы сформировали труппу "Театра соседей" из всех желающих. Собралось около 10 постоянных человек. На некоторые репетиции приходили до 20 человек. Многие приходят разово - например, на урок актерского мастерства или урок по технике плейбэка. В прошлом году актеры выступали только в жанре плейбэк - получая вводные данные, изображали мысли, чувства, эмоции на сцене. В этом же году мы с ними дополнительно подготовили три перформанса, небольших спектакля, темы которых: "Я и Тастак", "Я и Алматы" и "Я и "Театр соседей".
Актриса "Театра соседей" Марина Скрынник работает бухгалтером. Она замужем, ее дочери Альвине пять лет. Столько же их семья живет в Тастаке. Родители Марины - из Аксая, родители мужа - из Айнабулака, она шутит, что они купили квартиру ровно посередине. Тастак ей нравится еще и тем, что все в шаговой доступности: садик, кружок, фрукты, ягоды, цветы... "Я не могу сказать, что это лучший район. Наверное, наверху, у гор, жить лучше. Но здесь тоже хорошо. Например, вчера мы гуляли на Сайране, дошли до него за 15 минут пешком. Там сейчас очень ухоженно. Закат на воде наблюдали", - отмечает молодая женщина.
На репетицию "Театра соседей" Марина пришла через месяц после начала проекта. И с тех пор каждую субботу она здесь. А еще по средам приводит дочь на детские мастер-классы, также проводимые на этой сцене: "Почему нет? Это для нас такая возможность для развития! Грех ей не воспользоваться".
Девушка объясняет, зачем ей театр: "Вот сегодня у меня был обычный рабочий день. Я закончила дела, забрала дочь из детского сада и пришла сюда. Мы провели разминку, поработали с голосом, сыграли на сцене... Я себя чувствую сейчас как после тренировки в спортзале: выплеснула эмоции, перезагрузилась, обновилась. И все буквально - за час-полтора. А так бы мой день состоял из отчетов, приготовления еды и сна. Это другая жизнь! В команде у нас есть школьники, студенты - совсем другой круг общения, ты видишь жизнь с разных граней. Кроме того у меня стало больше социальных ролей: я не только сотрудник офиса и мама ребенка, а еще и актриса".
Вторая местная жительница - 16-летняя школьница Сафия Тастанбекова - через неделю после разговора начнет учиться в девятом классе. Она была одной из тех, кто сначала пришел на выступление в качестве зрителя, а потом присоединился как участник. Кстати, в театральный проект она ходит не одна, с братом. Но его сегодня нет, уехал по делам.
"В Тастаке мы живем шесть лет. В этом районе я вижу много плюсов: много дружелюбных ребят, классные большие дворы, моя классная школа № 34, атмосфера хорошая. Минусы тоже есть: окурки, бутылки, алкаши... Это неприятно. Мне нравятся ребята из "Театра соседей", они меня многому научили. Например, не стесняться, быть собой, быть уверенной, что все получится. Я пока еще выбираю профессию, это трудный выбор. Про актерство тоже думаю", - негромко, но уверенно говорит девушка.
Вместо послесловия
Автором идеи и организатором проекта "Театр соседей" является урбанист, социолог по образованию Алеся Нугаева. Сейчас она живет в Горном Гиганте. Идея создания проекта у нее родилась после работы над социальным городским проектом "ЭТО-Двор", цель которого - создание локальных городских сообществ, инициатив во дворах жилых домов, создание временных дворовых клубов. Миссией "Театра соседей" были три аспекта: улучшить качество жизни в микрорайоне Тастак, вписать Тастак в культурный код, дать новое направление развитию социального театра в Казахстане.
Для реализации проекта "Театр соседей" требовалось порядка 5 000 000 тенге. Деньги дал один из фондов. А еще за время реализации проекта с ними захотели и успешно посотрудничали порядка 60 партнеров. Активны были такие культурные проекты и театральные площадки, как Русский театр драмы имени М.Ю. Лермонтова, экспериментальный театр "Бункер", театр-студия "Дом Q" и другие. Артисты бесплатно проводили мастер-классы и показы для жителей Тастака на этой самой уличной сцене.
Также поддержка исходила от нескольких университетов: студенты-волонтеры помогали провести предварительное исследование, а также информирование жителей. А еще помогали Центр урбанистики Алматы, дизайнерское бюро, лакокрасочный бренд, общественное пространство. Практически каждый, к кому обращались за помощью или поддержкой создатели "Театра соседей", соглашались внести посильный вклад в проект.
"Главным результатом этого проекта является появление устойчивого локального сообщества в микрорайоне Тастак. Люди объединились на почве интереса к театру и культуре, но это не значит, что только ими все ограничится. У жителей Тастака навсегда осталось открытое общественное пространство. На этой сцене любой житель микрорайона может организовать любое мероприятие. А еще местные жители увидели, что есть другие формы общения с администрацией района и города. И теперь могут пользоваться ими, чтобы самостоятельно решать свои вопросы", - резюмирует активист.
Ольга Пастухова,
фото Андрея Зайцева и из архива "Театра соседей"