Фанаты футбольного клуба "Актобе" из 13-го сектора называют себя семьёй, собирают тысячи людей "по одному звонку" и уверяют, что весь негатив оставляют на трибунах.
Журналисты Tengrinews.kz встретились с ними на Центральном стадионе в Актобе, чтобы увидеть, как устроена самая известная и даже легендарная фанатская культура страны.
Как нам объяснили местные, когда мы сюда приехали: неприлично задавать актюбинцам вопрос:
"За кого болеете?"
Здесь и так всё понятно.
Центральный стадион имени Кобланды батыра встречает нас ветром, потертыми трибунами и запахом натурального газона.
Он маленький, старенький, местами усталый. Но с характером: здесь 12 800 мест, и каждый матч или сезон стадион забит под завязку.
Здесь футбольный клуб "Актобе" живёт, тренируется и играет.
Этот стадион давно перерос сам себя: Актобе ждёт новый — на 35 тысяч мест, в районе Алтын Орда. По плану его должны сдать в третьем или четвёртом квартале 2027 года.
Но строительные сроки — это как прогноз на матч: всегда с поправкой на реалии и погоду.
А сейчас мы в самом сердце старого стадиона. Сегодня здесь тренируются дети — возможно, будущее казахстанского футбола.
В раздевалке шумно, пахнет мокрой формой, газоном и очень искренней детской надеждой на большое поле.
Мы болтаем с ребятами: кто-то мечтает стать защитником, кто-то — нападающим, почти все уверенно говорят, что в будущем хотят играть за ФК "Актобе".
И вдруг один мальчишка честно признаётся, что вообще-то его мечта — сыграть за ФК "Кайрат".
Раздевалка моментально начинает по-взрослому гудеть, даже несмотря на то, что футболистам этим по 10–12 лет.
Мальчик краснеет, смущается, улыбается и уже раздумывает, не стоит ли ему взять свои слова назад.
Решаем оставить ребят пообсуждать эту "измену года" и выходим на само поле:
Никакого пафоса: просто место, где каждый день делают своё дело — занимаются футболом.
В этот момент к нам подходит человек, ради которого мы и приехали, — Айболат Муратулы. Но он просит звать его просто Сары. У него рыжеватые волосы — его так и называют.
Он футбольный фанат. В "13-й сектор" пришёл в 2011-м. Само движение родилось в 2006 году. И с тех пор стало тем, что сегодня называют местным феноменом.
Сары какое-то время смотрит на поле, а потом говорит фразу, которая станет лейтмотивом всего репортажа:
"Мы сейчас находимся на самом грандиозном стадионе по всей республике. Это Актобе — город, который живёт футболом. Ради футбола здесь всё оставляют".
Спрашиваем его, правда ли, что он лидер сектора. Он отмахивается:
"У нас нет лидеров. "13-й сектор" — это команда. Это одна семья. Мы болеем за клуб 19 лет. Когда-то до нас создали сектор в 2006 году, потом поколение за поколением. Мы как 13-й игрок футбольной команды".
Почему фанаты Актобе — это феномен?
Когда мы задаём этот вопрос, Сары улыбается так, как это обычно делает человек, для которого ответ настолько очевиден, что и спрашивать не стоило:
"Потому что мы любим своё дело. Мы никогда не покидали клуб. Даже когда вылетали. Всегда были рядом. Мы играем ради эмблемы. Ценим каждого, кто приходит в наш сектор. У кого-то рыбалка. У кого-то охота. А у нас футбол. Если бы в Казахстане так любили свой город и свою страну — фанатов, как мы, было бы много".
И добавляет: "Если честно, не знают, куда нас включать. Потому что "13-й сектор" — это отдельная часть культуры".
Уточняем, кто же всё-таки собирает сектор, если у них лидеров нет. Сары отвечает почти буднично:
"Две тысячи человек собрать — это один звонок. Это не проблема. Мы ездили в Семей — там весь стадион собрали. Ездили в Улытау в этом году — они только зашли в Премьер-лигу — мы поехали показать, что в Казахстане есть культура футбола, культура спорта".
Актюбинские футбольные болельщики в метро напугали алматинцев: что говорят в полиции
— Вас, фанатов "13-го сектора", около двух тысяч. Но на матч "Кайрат" — "Актобе" в Алматы в апреле 2024 года, как мне сказали, приехали пять тысяч...
— Нет, пяти тысяч не было, — поправляет Сары. — Купили 13 тысяч билетов, запустили около шести тысяч. Наших — три тысячи. Остальных не пустили, так организаторы решили, чтобы нас не было слишком много.
— Почему?
— Потому что знают, какая мы команда. Проигрываем или выигрываем, мы всегда с ними. Мы — 13-й игрок.
Кстати, гости, то есть актюбинцы, ну и "13-й сектор" тоже, конечно, выиграли тогда со счётом 3:1.
Фанаты не преступники, отмечает Сары. Он хочет, чтобы его поняли:
"Мы люди, которые любят свой город, свой футбол, свою эмблему".
Что думает аким области о ФК "Актобе", его фанатах и стадионе
Но в Актобе их преступниками никто и не считает.
Вспоминаем интервью с акимом Актюбинской области Асхатом Шахаровым, которое мы записывали в начале ноября. Обсуждали с ним многое, в основном проблемы области, но он, пожалуй, единственный аким региона, с которым не поговорить о футболе и последнем сезоне было бы преступлением.
"Да, сезон у ФК "Актобе" немного неудачный, — не без грусти сказал Шахаров тогда. — Но команда билась, играла в еврокубках, победила пражскую "Спарту". Большие победы впереди. Главное — дух фанатов. Мы будем их поддерживать".
Поддержкой не только клуба, но и в каком-то смысл его болельщиков, в том числе "13-го сектора", станет появление нового актюбинского стадиона, который сейчас строится.
Возведение нового стадиона, по предварительным расчётам, обойдётся в 65–70 миллиардов тенге, сообщил нам аким области и показал макет:
По словам Асхата Шахарова, объект должен выйти на самоокупаемость:
"Когда построим, стадион должен работать в плюс. Ежегодное обслуживание обойдётся больше чем в миллиард тенге, но столько же — а при удачном сезоне и больше — можно будет зарабатывать. Особенно если команда будет играть в еврокубках. При этом цены на билеты постараемся сохранить на нынешнем уровне — от тысячи до двух тысяч тенге".
Это хорошие новости для болельщиков.
Футбольный клуб "Актобе" сегодня принадлежит акимату области. А что аким думает о независимости движения его фанатов из "13-го сектора"?
"Фанаты погружены в культуру боления. Главное — порядок. В мире такое бывает, что фанаты его нарушают, но в разумных рамках. Когда в Алматы играем с "Кайратом", наших доходит до 10–12 тысяч. Вопрос безопасности — на первом месте".
Мы не можем не спросить акима также и о возможной продаже ФК "Актобе". К этой теме он подходит с осторожностью:
"Переговоры идут. Есть несколько инвесторов, но объявлять рано. Инвестор должен понимать: с первых лет прибыли не будет — это не только про финансирование команды, это вся инфраструктура. Мне важно учесть интересы клуба и болельщиков. У нас мощная фанатская база, и её мнение нельзя игнорировать".
И это тоже своего рода объяснение тому, почему "13-й сектор" — феномен.
"Мы не политики. Не банда. Мы балуемся"
Перед интервью Сары спросил, как лучше отвечать на наши вопросы: "по-акиматовски или честно?"
Уточняем, что он имел в виду. Болельщик немного смущается, но ещё раз подчёркивает:
"13-й сектор" ни к кому не относится. Мы не политики. Не группировка. Не банда. У нас есть постоянные фанаты — две тысячи человек. Среди них сто человек — ядро. Мы ни в каких партиях не состоим, мы сами по себе. Каждый живёт своей жизнью. Мы приходим — фанатеем, балуемся 90 минут. Потом едем домой как ни в чем не бывало".
— Что значит "балуемся"?
— Это значит — получаем удовольствие от футбола. Бывает, игра закончилась, мы спрашиваем друг у друга: какой счёт? Потому что мы полностью отдаёмся сектору. Люди думают, фанаты — это беспорядок. Но у нас люди работают в банках, в рекламных агентствах, на серьёзных должностях.
И дальше Сары произносит то, что мы запомним надолго:
"Надо здесь сплюнуть: у наших ребят никогда ни у кого не было бытовых ссор, домашнего насилия. Когда пацанам хочется поорать, подраться — они приходят в сектор. Орут 90 минут. Выплёскивают энергию и идут домой, работать".
Подготовка к матчу — как религия
В день матчей "мирская" жизнь болельщиков останавливается, да и большей части города, пожалуй, тоже.
"С утра всё бросаем. Готовимся".
А как можно подготовиться к матчу? Сары ведёт нас в магазин атрибутики ФК "Актобе". Для фанатов здесь действует 13-процентная скидка.
— Если я скажу, что я из "13-го сектора", мне сделают скидку? — шутим мы.
— Нет, — отрезает продавец.
— Почему?
— Потому что я всех знаю в лицо. Вы непохожи.
— Все две тысячи человек?
— Да.
Чтобы доказать это, Сары подзывает парней, которые проходят мимо:
"Любого спросите — он назовёт весь состав. Мы их всех знаем лично".
— А что будет с парнем, который живёт здесь, но не болеет за "Актобе"? — интересуемся мы.
Один из прохожих, которых остановил Сары, с ехидством парирует:
"Мы не осуждаем. Раз человек родился таким тупым — что поделать?"
— Правда, что недавно к вам приезжал иностранный клуб и была стычка с его фанатами?
— Если бывают стычки, никто заявлений не пишет, — Сары честен. — Встали, руки пожали и разошлись. Это спортивный интерес. Это нормально. Это спорткультура. Мы плохому не учим. Если выигрываем — гуляем от радости. Если проигрываем — тоже гуляем. Но от горя.
Англичане, поляки, израильтяне и "Зига-Зага"
Пару месяцев назад к "13-му сектору" приезжали англичане, снимали документальный фильм о том, как этот феномен возник.
Их знают и поляки. Знают украинцы. Израильтяне тоже знают — какой здесь клуб и как здесь болеют.
Атмосфера на матчах — отдельная история. На трибунах звучит "Ак Саулем" — традиционная казахская лирическая песня, которую болельщики переосмыслили:
"У нас полный стадион поёт "Ак Саулем". Только мы слово "Ак Саулем" заменили на "Актобем". Это наш гимн уже", — видно, что Сары этим горд.
Но, конечно, самая узнаваемая — это их "Зига-Зага", которую знает каждый, кто хоть раз бывал на матче "Актобе":
Старый стадион с деревянными сиденьями. Песни, которые поют хором. Две тысячи человек, которых можно собрать одним звонком. Англичане, снимающие документальный фильм. Парни, которые 90 минут выжигают свою энергию, чтобы потом жить спокойно. И новый стадион, которого фанаты ждут так же, как голов...
"13-й сектор" — это не организация, не структура и не единица бюджета.
Это — явление.
Это — голос.
Это — культура, которую невозможно ни приручить, ни отменить.
И, стоя на старой трибуне, среди этих людей, начинаешь понимать: футбол в Актобе не просто спорт, а жизнь.
Читайте также:
Футбол влияет на акима. Как чемпион мира по самбо управляет Актюбинской областью
"Актюбинцев не заставишь подыгрывать". Фоторепортаж о городе футбола, Димаша и плохих дорог
"Я не прячусь". Говорим с акимом СКО про его дом и забор, паводки, газ и проклятие Петропавловска