"Ученик угрожал разборками". Истории казахстанских учителей
Впервые в этом году в Казахстане День учителя отмечают 5 октября. По данным Министерства просвещения, в общеобразовательных учреждениях страны трудятся 340 676 педагогов. В продолжение историй о рабочих буднях специалистов корреспондент Tengrinews.kz побеседовала с учителями и записала их рассказы.
Иллюстрация: Tengrinews.kz/Акмарал Карашон.
Учитель из Костаная
Заработная плата - 350 тысяч тенге.
Стаж работы - 14 лет.
Нашу героиню зовут Карлыгаш. Она работает в одной из школ Костаная с 2007 года.
"Очень нравится работать с детьми, давать им новые знания. На первое сентября всем ученикам подготовила и подарила небольшие, но практичные подарки. Стаж работы у меня с перерывом на декретный отпуск составляет 14 лет. В этом году я работаю во вторую смену, с с 13:30 до 18:10. В прошлом году работала в первой смене, с 8:00 до 13:00 примерно. В основном стараются, чтобы учитель работал в одну смену, чтобы было легче педагогам. Так как нам нужно заполнять большое количество документов, электронные дневники. Вот как раз таки с программой "Күнделік" часто возникают нюансы. До 9 вечера необходимо проставить оценки всем ученикам, а для этого необходимо успеть проверить их работы. Я преподаю в шести классах, а это около 250 учеников. Поэтому физически не всегда можно успеть заполнить в программе все клетки", - отметила педагог.
По словам учителя, заработная плата педагога зависит от категории и стажа.
"Так как я была в декретном отпуске, у меня пока первая категория. В прошлом году за 22 урока в неделю я получала 272 тысячи тенге на руки. В этом году я взяла дополнительные часы по замене коллеги и получаю около 350 тысяч тенге. Весной этого года я прошла аттестацию и сдала оценку знаний педагога. Мы презентовали портфолио комиссии, после этого проходили тестирование. Все прошло успешно, и я получила уже категорию "эксперт". Это значит, что заработная плата будет немного выше", - рассказала она.
Из нюансов в работе Карлыгаш называет бумаготворчество и нескончаемые отчеты.
"Условия работы в школе мне лично нравятся. Наш директор всегда старается все сделать. И окна старые заменили на новые, и скорость интернета наладили. Но очень много времени отнимает заполнение бумаг, всевозможные отчеты. Работать с детьми порой некогда, так как постоянно нужно что-то сдавать. Если я являюсь, к примеру, руководителем методического объединения, мне нужно собрать информацию у всех учителей истории, обработать, составить отчет и сдать. Много работы отнимает и работа с классом, то есть классное руководство. Надбавка за это составляет около 10 тысяч тенге, но при этом получаешь столько стресса. Боишься где-то недоглядеть за учениками, ведь всякое бывает", - добавила учитель.
Женщина отмечает, что не все понимают, насколько сложно учителям проходить аттестацию.
"Это усложненная процедура, конечно. Столько нервов тратят педагоги. В итоге я попала в больницу, так как очень сильно переживала по этому поводу. Кроме аттестации, от учителей требуют постоянно участвовать в конкурсах профессионального мастерства, писать научные работы. И при этом мы должны обязательно показывать хорошие результаты. Из-за завышенных требований учителя иной раз боятся участвовать, так как потом можно получить негативные отзывы от руководства, к примеру", - сказала Карлыгаш.
Учитель из Караганды
Заработная плата - 120-140 тысяч тенге.
Стаж работы - 2 года.
Мариям работает учителем сравнительно недавно, с 2021 года. В профессию девушка пришла после окончания колледжа. Мариям преподает английский язык. Сейчас совмещает дистанционную учебу в вузе и работу в школе.
"Так как у меня еще нет высшего образования и стажа работы, заработная плата у меня сравнительно небольшая. Также доход зависит от отработанных часов. Сама профессия мне очень нравится, как и процесс работы. Нравится обучать детей. Правда, в данное время лично у меня не очень удобный график работы. В первой смене - 3 урока, во второй смене - 5 уроков. Так как я живу далеко от работы, то выезжаю каждый день в 6:30 утра. Домой добираюсь около 21:00", - поведала нам собеседница.
Среди минусов в работе учитель английского языка называет неуважительное отношение к педагогам со стороны учеников и их родителей.
"Ученики очень наглые, в прямом смысле этого слова. Оскорбляют, хамят, перебивают во время уроков. У них нет уважения ни к старшим моим коллегам, ни к таким молодым специалистам, как я. И это все с молчаливого согласия их родителей. Учитывая, что я еще и молодая девушка, часто выслушиваю в свой адрес насмешки. Один раз ученики даже довели меня до слез. Жаловалась директору, но она не хочет конфликтовать с их родителями. Конечно, не все ученики и родители такие, но из-за таких и не хочется оставаться в профессии", - рассказала Мариям.
При этом Мариям и ее коллеги ремонтируют офисную технику в школе, подготавливают раздаточный материал за свой счет.
"Если вышел из строя принтер, то мы ремонтируем за свой счет. И цветную краску, бумагу для печати покупаем тоже сами. О ремонте в школе вообще говорить не приходится. Кабинеты все старые, столы и стулья давно нужно менять. Зимой возле окна лучше не сидеть, продует. Вроде бы столько читаем новостей про ремонты школ. Но до нас все это не доходит никак", - добавила карагандинка.
Мариям считает, что в профессию педагога не идет молодежь не только по причине неуважения и агрессии со стороны учеников, но и из-за отношения более опытных коллег.
"В нашей школе много учителей с большим стажем работы. С одной стороны, это ведь хорошо, опытом могут поделиться. Но зачастую они относятся к нам, к молодым педагогам, как к бесплатной рабочей силе. Целыми днями слышу: "принеси, сделай, распечатай, забери". Хотя мы такие же сотрудники, как и они. Тут хотелось бы, конечно, чтобы отношение немного изменилось", - резюмировала учитель.
Учитель из частной школы в пригороде Астаны
Заработная плата - 220 тысяч тенге.
Стаж работы - более 30 лет.
Айгуль работает учителем уже больше 30 лет. Она все время работала по одной специальности, и только в государственных школах. Три года назад из-за переезда Айгуль перешла работать в частную школу.
"Если сравнивать размер заработной платы, то в государственной школе в последние годы оплачивается все четко и ясно, в соответствии с категорией, стажем работы. В социальных сетях пишут, что учителя получают по 700 тысяч тенге. Это так, но только в тех случаях, когда педагог работает на две ставки и больше. Если учитель с небольшим стажем и без категории, то у него зарплата невысокая. Некоторые дополнительно берут классное руководство в нескольких классах, чтобы была надбавка. Хотя это колоссальная нагрузка. Но при этом в государственной школе оклад стабильный и все начисления можно перепроверить. В частной же школе зарплату начисляет сама администрация, подписывается договор, и не всегда все прозрачно. Я, к примеру, получаю меньше, чем в государственной школе. Все зависит, конечно, от того, какая именно это организация", - рассказала она.
По словам нашей героини, в сравнении с предыдущими годами сейчас работать учителем комфортнее.
"Педагоги, ученики и их родители знают права и обязанности, поэтому особых проблем и конфликтов не возникает. Если сравнивать частную и государственную школы, то везде есть свои плюсы и минусы. Требования к учителям одинаково строгие везде. Когда у частной школы есть соответствующее направление, то там и ученики с большим потенциалом. Они всесторонне развиты, очень коммуникабельны, есть большое желание не просто учиться, а получить много навыков. С удовольствием участвуют во многих олимпиадах, конкурсах, занимают призовые места, повышают рейтинг школы. Но есть и такие дети, которым комфортно жить в такой среде. Они просто ходят в школу, потому что их посещение оплачивают родители", - добавила учитель.
Педагог отмечает, что частные школы не всегда расположены в зданиях, которые соответствуют типовым правилам.
"У государственных школ все здания типовые. Есть условия для проветривания, поддержания чистоты и порядка. Штат технических работников оснащен полностью. Частная школа, даже если и новая, не всегда типовая. Могут быть значительные нарушения по технике безопасности, такие как узкие лестничные проходы, неудобные переходы. Не всегда продуманы выходы на случай экстренной эвакуации. Также в частных школах зачастую маленькие кабинеты с небольшими окнами, которые сложно проветривать. Световое оснащение вообще не соответствует нормам, опять же потому, что не типовое здание. Учитывая, что это не гособъект, то и проверки от санитарно-эпидемиологического контроля здесь реже", - сказала специалист.
Также педагог отмечает, что в частных школах от учителей требуют присутствовать на работе полный рабочий день, несмотря на отсутствие уроков.
"В нашей частной школе требуют обязательное присутствие на работе с 8 утра до 5 вечера. Это неудобно, особенно когда уроки заканчиваются в 20:00, но все равно нужно быть с раннего утра здесь. При этом условий для работы особых нет. Учительская маленькая, кабинеты все заняты, коллеги где могут, там и готовятся. Поэтому я считаю, что это неоправданное требование. Но, так как это частная школа, решение не обсуждается. В государственной школе же, где я работала, старались не загружать учителя. Если провел уроки и сделал все виды работ, такие как проверка тетрадей, составление поурочных планов на завтра, и заполнил систему "Кунделик", то можно было уходить домой".
Учитель из Астаны
Заработная плата - 480-500 тысяч тенге.
Стаж работы - более 30 лет.
Валентина больше 30 лет работает учителем младших классов. Когда-то она переехала из Кокшетау в Астану по приглашению бывшей коллеги. По словам педагога, в столице из-за нагрузки заработная плата выше, но и спрос другой.
"В Кокшетау было спокойнее в плане взаимодействия с родителями. Они старались выслушать рекомендации учителей, спрашивали, что им необходимо делать в тех или иных ситуациях. А вот в столице с мамами и папами гораздо сложнее. Очень часто приходится слышать в свой адрес претензии. К примеру, если ребенок только неделю походил в школу, в первый класс, то родители уже возмущаются на тему того, почему ребенок не знает алфавит и не пишет аккуратно прописью", - рассказала учитель.
Педагог отмечает, что из-за большого количества детей в классах учителя не всегда успевают уделять внимание каждому.
"В моем классе 40 детей. Как бы мне ни хотелось, но я физически одна не успеваю отследить работу каждого. Поэтому сейчас в школах и просят, чтобы у первоклассников были базовые знания. Потому что если ребенок отстанет в начале, то ему будет сложнее дальше. Тем более дети сейчас тоже разные. Есть и такие, кто, несмотря на семилетний возраст, умудряются тебе на замечания столько гадостей наговорить. Вот был у меня пример, когда мальчик каждый день хулиганил, доставал других учеников. На мои замечания он сразу начал пугать меня разборками со своими родителями. И так было несколько раз. И родители его не хотели разговаривать со своим ребенком. Поэтому я попросила директора перевести этого ребенка в другой класс или школу", - отметила учитель.
По словам нашей героини, она и ее коллеги часто слышат в свой адрес упреки о высокой заработной плате.
"Я в профессии больше 30 лет. Работала в сложные 90-е годы, когда не платили месяцами заработную плату. Но я не ушла, так как люблю свою работу. При этом мы, учителя, каждый год проходим курсы повышения квалификации, обучение, сдаем аттестацию. Поэтому моя заработная плата - это итог моего труда. Больше скажу, приглашали и приглашают в частные школы на работу, но я не хочу. Так привыкла к своей школе, коллективу. А директор наш на вес золота. Если бы не его активность, требовательность, мы бы так и сидели в старом здании, со старым оборудованием, с трехсменным обучением. А он не побоялся своего вышестоящего начальства и писал во все инстанции", - добавила она.
Педагог из Астаны считает, что успешное обучение детей зависит не только от учителей и школы.
"За все свои годы работы я не видела случайных людей в нашей сфере. Учитель и врач - это от Бога, либо это есть, либо нет. Поэтому хочется призвать всех уважать профессию педагога. Помогите нам, учителям, открывать мир знаний для ваших детей, и лучше всего своим примером. Нельзя заставить ребенка читать книги. Но если дома он видит, что мама и папа читают по вечерам или читают вместе с детьми, то у него будет интерес. Сейчас столько разных активностей, которыми можно заменить гаджеты. И самое главное, если у родителей будет уважительное отношение к учителю, то и ребенок будет с почтением относиться к своему педагогу", - резюмировала учитель.
Имена героинь изменены по их просьбе.