А утром она пришлет СМС: "Сегодня не приду, уехала на юбилей к дяде"
За свою жизнь каждый казахстанец может несколько раз сам стать работодателем. Будь то поиск няни или репетитора для ребенка, водителя, который будет регулярно отвозить на работу и обратно, помощницы по дому или сиделки для пожилого родственника...
№1. Определить обязанности
Подбор любого специалиста - сотрудника в компанию или домашнего персонала - проводится по одной схеме: составить список обязанностей, описать профиль сотрудника, провести анализ рынка, прописать требования к сотруднику, оценить опыт работы и уровень образования кандидатов, провести телефонное интервью и пригласить на личную встречу.
Поиск любого специалиста всегда начинается с оценки функционала. Вам надо ответить на вопрос: "Что я хочу доверить этому человеку?" Необходимо четко написать, какие обязанности он будет выполнять. Няня няне рознь. Одна отведет ребенка в школу, заберет его после уроков и выведет на прогулку. А другая фактически заменит маму, пока она на работе: и покормит, и уроки вместе с поделками поможет сделать, и ужин приготовит.
Неверная оценка функционала - очень частая причина недовольства домашним персоналом. Люди в начале ставят одни требования, а в ходе процесса пытаются навешать много дополнительных обязанностей. Если человек отказывается, что, кстати, совершенно правомерно, то возникает недовольство.
***
Когда Гульмире понадобилось нанять няню, она попробовала представить себя на ее месте. Чтобы не забыть ничего из предполагаемых обязанностей, она прожила один день из "ее жизни" как будто в чужом доме. Также обратилась к мужу и старшей дочери с вопросом: "Что должно измениться в жизни семьи, когда придет няня?" Выяснилось, что мужу было важно самому купать малыша - он не хотел, чтобы это делал кто-то кроме него. А дочка-старшеклассница попросила учесть, что планирует ходить на занятия по английскому. Поэтому теперь в субботу утром не сможет как раньше присматривать за братишкой.
№2. Описать портрет кандидата
Когда вам известен функционал сотрудника, то появляется возможность прописать портрет кандидата: какими знаниями, навыками и личными качествами он должен обладать. Это важный пункт, который нужно выполнять всегда - даже если вы ищете приходящую няню, которая будет с ребенком вечером в выходной, когда вы отправились с мужем в кино.
Вроде бы казалось простая задача: найти водителя, который будет отвозить вас утром на работу и привозить вечером после нее. Но если для одного человека допустимы разговорчивость водителя, громкая музыка и курение в салоне, то другому важны тишина, ненавязчивость, чистота машины и пунктуальность. Именно поэтому ошибкой будет без детального разговора нанять соседа, с которым, как выяснилось, вы по утрам ездите в одну сторону. Если вы платите другому человеку деньги, то имеете право получать качественную услугу.
***
Далее Гульмира позвонила подругам, которые нанимали нянь раньше - воспользоваться их рекомендациями она не могла, так как они живут в другом городе. Но детально расспросила об этом опыте: какие сложности возникали в поиск человека, а когда няня вышла на работу? Для женщины стало сюрпризом, что наличие своих детей у няни не является преимуществом перед еще не замужними и бездетными кандидатками. Она исключила этот стереотип из портрета кандидата.
№3. Проанализировать рынок зарплат
Анализ рынка труда даст вам представление, сколько зарабатывают такие специалисты за такой объем работы. Чтобы выполнить его, необходимо открыть сайт с предложениями о работе и понять: сколько денег платят другие работодатели и сколько просят соискатели. Важно сравнивать не только уровень оплаты, но и функционал работника. Чем меньше вы готовы платить - тем меньше у вас будет уверенности в работнике. БОльшие деньги абсолютной гарантией не являются, но в десятки раз сокращают процент вероятности внезапной СМС однажды утром: "Сегодня не приду, уехала на юбилей к дяде".
Когда человек стоит дорого, то у него есть некое имя на рынке - иначе бы ему не платили за это деньги. Он стал дороже в цене, в том числе потому что кто-то рекомендовал его при новом трудоустройстве. А рекомендуют почему? Потому что у него есть ответственность, внимательность, трудолюбие, результаты - то есть рекомендатель удовлетворен им как профессионалом. Рынок труда таков, что работодатель, платящий меньше денег, получает менее ответственного работника.
***
Одним из лайфков поделилась подруга Гульмиры: найти ответственного работника за небольшие деньги можно, если взять начинающего: "Если у него нет опыта работы, он будет просить меньше денег". Подруга рекомендовала смотреть не столько на опыт работы в резюме, сколько на итог пробного оплачиваемого дня: поставить задачи и оценить качество их выполнения. В некоторых случаях опытность няни, ее установка, что она "лучше всех знает об уходе за ребенком", может быть минусом для конкретной мамы.
№4. Дать объявление и собрать отклики (резюме, контакты)
В Казахстане на поиск домашнего персонала хорошо работают не столько работные сайты, сколько рубрика работа на сайтах, где продают б/у вещи. В объявлении важно рассказать всем, кого вы ищите, и по каким критериям вы будете выбирать. После этого надо отследить отклики -данные тех людей, кто заинтересовался вашим предложением.
Даже если у людей нет резюме, то вы можете сами по итогу разговора составить его. По сути резюме - это письменные ответы на вопросы, которые интересуют работодателя. Это первоначальный фильтр, чтобы пригласить на личную беседу.
№5. Провести телефонное интервью
Самое важное на этом этапе - не делать сразу предложение о работе всем, кто откликнулся. Рекомендуется провести мини-интервью по телефону, задав самые важные вопросы. Вопросы определяются параметрами портрета кандидата - важных именно вам качеств человека. Если это няня, то уместно будет уточнить, есть ли у нее собственные дети или опыт работы с ними, курит ли она и прочее.
4-5 важных вопросов - всех, кто ответил на них утвердительно, можно приглашать на личную встречу. Если вы будете лично встречаться со всеми откликнувшимися, то потеряете огромное количество времени. Экономьте время - и свое, и людей, которые заранее вам не подходят.
№6. Провести личную встречу
Когда вы выбрали 2-3 человек, то назначается встреча. В этот момент рекомендуется перед глазами держать функционал должности и потрет этого человека, проверяя указанные человеком сведения. Самый простой способ - спросить с какими сложностями в работе человек сталкивался и как он их решал. Ответить "Да, делал" на тот или иной вопрос может любой человек, а вот рассказать, как исправить ошибку - только человек с реальным опытом работы.
Также важно слушать свою интуицию, потому что вам с этим человеком контактировать практически каждый день, причем в условиях частной жизни. Дискомфорт терпеть не стоит.
Когда вы определились с сотрудником, то хорошо будет заключить договор, в котором прописать размер заработной платы, когда отпуск и что делать с больничными. Сегодня многие работающие в частном порядке сотрудники имеют свое ИП. Нанимая работника, рекомендуется заключить или Трудовой договор, или договор гражданско-правового характера. Договор важен не только для сотрудника, который, конечно, получает гарантии постоянства - человек работает спокойно, когда знает, что завтра не окажется на улице. Он важен и для нанимателя, потому что лояльный сотрудник делает больше, чем прописано в договоре, делает качественнее.
Также важно в договоре прописать увольнение. Да, расставание с человеком, оказывающим вам какую-либо услугу, это тоже увольнение. Также, как и в компаниях, важно проговорить время отработки. С 2-4 недель время может быть сокращено до 3-7 дней. Важно проговорить на человеческом уровне, так, чтобы удобно было обеим сторонам. Тогда больше вероятности, что сотрудничество будет удовлетворительным для обеих сторон.
***
На поиск няни у Гульмиры ушло 3 недели. Поначалу она думала, что возьмет пожилую женщину с педагогическим или медицинским образованием по рекомендации кого-то из своих друзей. Однако в итоге остановила свой выбор на 40-летней женщине, которая имеет сына-старшеклассника. Она увидела объявление в социальной сети, общие знакомые уверенно дали ей рекомендации. Женщина не имеет высшего образования, до того, как начать работать няней, она была офис-менеджером. Гульмире понравилось спокойствие и доброжелательность женщины, чистота речи, отсутствие вредных привычек и общие взгляды на то, что правильно для детей. Также как и хозяйка дома она не считает, что окна в доме следует держать закрытыми, иначе ребенок простудится. Также выяснилось, что женщина живет недалеко от дома, и иногда готова работать в выходные дни.
Ольга Пастухова