"В дождь можно заработать до 70 тысяч тенге в день". Как живут таксисты в Алматы
Таксисты - это особая категория людей. У них свой распорядок дня, свои заработки, свои правила. Сегодня это уже не мужчина средних лет в серой засаленной кепке и кожаной куртке. На вызов может приехать как пожилой человек на стареньком "Жигули", так и бизнесмен на "Гелендвагене" (да, есть и такие).
Водителем такси может стать любой желающий, независимо от наличия автомобиля и работы. Мы часто слышим от пассажиров в адрес таксистов критику, а еще именно их считают одной из причин пробок в крупных городах. Как проходят будни представителей самой популярной профессии в Казахстане? Корреспондент Tengrinews.kz поговорила об этом с алматинскими ребятами.
Фото: Алихан Сариев/Tengrinews.kz
Мерей Орымбаев, Алматы
В сфере такси около 10 лет.
"Одно из отличий работы в такси - здесь не нужно добираться до работы"
Мерей периодически устраивался работать в частные компании в разных сферах. Но всегда в свободное время не переставал таксовать. Сейчас он полностью погрузился в работу таксиста.
"В такси свободный график работы. Я пробовал и в ночную смену работать, и с утра пораньше до обеда, а потом после обеда до позднего вечера. Последние три-четыре года в основном я работаю в дневное время, это около 8-10 часов. Выходной у меня один день в неделю, в будни. В субботу и воскресенье предпочитаю таксовать, так как в эти дни в городе меньше пробок".
Мерей родом из поселка Шакпак баба (Туркестанская область). В Алматы переехал 15 лет назад.
"Сейчас я проживаю в Калкамане-2. Одно из отличий работы в такси - здесь не нужно добираться до работы. Вышел из дома, завел машину, прогрел, все, ты уже на своем рабочем месте. Даже когда заканчиваешь смену, ищешь заказ по пути домой".
Фото: Instagram merey_orymbaev
"Каждый сотый клиент - проблемный"
Безусловно, за годы работы люди в такси попадались разные.
"Один раз приехал на заказ, сел клиент. Это был мужчина, полностью переодетый в женщину. Если бы я не услышал его голос, то не понял бы, что это мужчина. И этот человек всю дорогу с кем-то ругался, на матах. Они грозили друг друга "сдать", фотки кому-то отправить. Моя задача тогда была - как можно быстрее доехать до пункта назначения.
Еще помню печальный случай. Как-то вез одну девушку из микрорайона на вокзал. Она в самом начале попросила, чтобы я не задавал лишних вопросов, и попросила поставить музыку погромче. Всю дорогу пассажирка очень сильно плакала.
А у меня сердце разрывалось, но так как она попросила не вмешиваться, я так и сделал. Довез девушку до вокзала и по пути только смог предложить ей салфетки. Каждый раз, когда вспоминаю эту историю, мне становится грустно".
Мерей отказался от работы в ночное время по причине того, что было много проблемных клиентов.
"По ночам могут тебе наблевать в машине, или пьяный человек может уснуть. А днем люди ездят по делам, там меньше проблем. Но все равно всякие попадаются. В моем случае каждый сотый клиент - проблемный. Могут указать неверно адрес, а потом обвинить меня в том, что не там припарковался, и всю дорогу доказывать, что я не прав.
Вообще, если со мной пассажир первый не заговорит, я разговор не начинаю".
О пробках, лицензировании и зарплатах
Поскольку работать в такси может почти каждый, в городе появилось много таксистов. Часто в соцсетях алматинцы жалуются на то, что именно водители такси создают пробки на дорогах. Мерей так не считает.
"Да, такси на дорогах много. Сейчас очень много людей зарабатывают себе на жизнь таким способом. Но пробки в Алматы возникают не из-за этого. Причина пробок - полное отсутствие водительской солидарности и уважения друг к другу, а также незнание ПДД. При этом люди, которые должны решать эти проблемы, некомпетентны и не справляются со своей главной задачей. Таксистов многие критикуют, но, возможно, в этом нет вины тех, кто реально этим зарабатывает. Скорее всего, репутацию такси портят так называемые бомбилы.
Нужно ли всех таксистов лицензировать? Думаю, в таком случае мы, как лицензированное такси, должны получать качественные лицензированные продукты - моторное масло, топливо, запчасти и так далее. Ведь таксисты ездят в 20-30 раз больше, чем обычные горожане. У нас на амортизацию автомобиля уходит в 20 раз больше денег, чем у других водителей. И когда каждый раз видишь, как поднимаются цены на бензин, продаются некачественные запчасти втридорога, без гарантий, о каком лицензировании такси идет речь?"
Что касается зарплаты, то, по словам собеседника, в Алматы большую роль играет сезонность. С января по март спрос на такси минимальный, с октября по декабрь - на пике. Также влияет стаж работы, знание города, наличие машины, тариф.
"Если не считать все расходы - амортизацию, бензин, обеды, комиссии, сервисы, то в среднем в час от полутора тысяч до трех тысяч тенге себе в карман вы будете откладывать. В дальнейшем все зависит от человека, сколько он готов работать. При 8-часовом рабочем дне в месяц можно как минимум заработать 300 тысяч тенге".
"Хотелось бы больше понимания"
Многие считают, что такси - это легкий способ заработка, но это отнюдь не так, говорит казахстанец.
"Если вы живете в Алматы и ездите каждый день на работу, отвозите детей в школу, то уже понимаете, какой это стресс - ездить за рулем в этом городе. А теперь представьте водителя такси, который в 20 раз больше вас ездит ежедневно. Какой это должен быть стрессоустойчивый человек! Еще когда каждый второй тебе сигналит, "фарит", ругается, учит, как ездить, говорит, как все таксисты надоели. Хотелось бы больше понимания. В наше время люди разучились ставить себя на место другого человека".
- А что еще хотелось бы пожелать пассажирам?
- Люди возмущаются, почему такси дорогое, когда идет дождь. Но вы же понимаете, что, когда растет спрос, поднимается и цена. И эту цену не ставят таксисты, ее определяют сервисы. Не вините водителя.
Если у вас очень узкий двор и там негде развернуться, ну пройдите метров 20-30. Не оставляйте в салоне после себя мусор. Если у вас крупная купюра, заранее предупреждайте водителя, а не тогда, когда мы приехали куда-то далеко. Извините, мы не касса. Иногда кажется, что некоторые клиенты специально так делают, чтобы не платить или поругаться лишний раз. У них нет никакой карты, 20 тысяч, и рядом ни одного магазина.
Еще есть обращение к людям, которые, наоборот, сильно жалеют некоторых таксистов. Я сам пользуюсь услугами такси, и иногда ко мне приезжают такие водители, которые вообще не должны в этой сфере работать. Это абсолютно неадекватные люди, с пофигистическим отношением к работе. Если в вашем такси накурено, мусор, водитель разговаривает по телефону, постоянно отвлекается, то поставьте ему самую минимальную оценку. Лучше пусть его забанят. Пока этот человек будет работать на нелюбимой работе, он будет вредить не только самому себе, от этого будут страдать клиенты.
Фото: Алихан Сариев/Tengrinews.kz
Нурбол Хасенов, Алматы
"В сутки могу работать по 16 часов"
В сфере такси 5 лет. Каждое утро у Нурбола начинается в 6 часов.
"Нужно помыть машину, приготовить перед поездкой, но первое, что мы, таксисты, делаем, когда открываем глаза, - смотрим на свой рейтинг, сколько пассажиров смогли пожаловаться на тебя вчера".
Собеседник арендует машину за 12 тысяч тенге в день. Плюс тратит 7 тысяч тенге на бензин ежедневно.
Один день - выходной. Предпочитает отдыхать в уик-энд, но иногда делает исключения.
"Сейчас, когда все дорожает, приходится выходить на линию и в воскресные дни. Хотя для водителя воскресенье считается днем с самым низким заработком. В сутки я могу работать по 16 часов. Но из них часа 3-4 уходит на отдых - съездить на заправку, пообедать, это все делается в разное время".
Нурбол живет в Наурызбайском районе. Если он отсюда забирает клиента, то до центра города они едут не меньше часа.
"Избегая пробку на "Алтын Орде", все едут на проспект Алатау, он самый загруженный утром. Не думаю, что только таксисты - причина пробок в городе. В часы пик многие водители из офисов едут домой и таксуют. Во время большого спроса можно 5-7 тысяч тенге заработать".
Казахстанец считает, что лицензии всем таксистам не нужны, это создаст лазейку для коррупции.
"Все будут покупать лицензию. Даже если все будет официально, найдутся лазейки. И вообще лицензия будет много забирать у водителей. Ты должен будешь проходить два раза в год технический осмотр, понадобится медицинское страхование пассажиров, а также терминал, чтобы возить людей, не принимая переводы".
Фото: Instagram nurik_kaz85
"Люди ругаются из-за 30 тенге"
По наблюдениям Нурбола, самые проблемные клиенты встречаются, когда применяется опция "попутчик".
"Самые ужасные заказы - когда везешь двух пассажиров, которые не хотят ехать вместе, но все равно они заказывают эту опцию, так как это дешевле.
Самый грубый пассажир чаще встречается в экономклассе. Это всегда какой-то треш. Я понимаю их, у них заработок низкий, а тут еще такси дорогое. Люди, бывает, ругаются из-за 30 тенге, которые на их ожидание уходят.
Я стараюсь клиентам не грубить, быть на позитиве. Но хотелось бы сказать, чтобы они всегда смотрели в приложении, куда будет подаваться автомобиль. Большое количество людей попросту не обращает на это внимание, потом ходят, ищут".
Снять стресс Нурболу помогает пение в машине.
"Когда я один, я пою. Так я стараюсь снять напряжение. Потому что, когда езжу в городе в качестве таксиста, все нервы трачу на безалаберное вождение других участников движения. Была б моя воля, я бы заставил всех пересдать экзамен по ПДД. К тому же у нас даже в центре отсутствует освещение, что также влияет на стиль вождения".
Алматинец вспоминает, что однажды он добирался до пассажира 40 минут из-за ремонта проспекта Аль-Фараби. Однако тот согласен был ждать.
Фото: Алихан Сариев/Tengrinews.kz
"Заработок в "экономе" - 25 тысяч тенге в день"
Нурбол рассказал о различиях в заработках в тарифах "эконом" и "комфорт".
"Платформа забирает от 16 до 25 процентов. Если говорить о чистом заработке, то получаются следующие суммы:
В "комфорте" в самый "плохой" день можно заработать 30 тысяч тенге. В самый "хороший" - 60-70 тысяч, это если будет дождь, слякоть, какая-то суета.
В "экономе" заработок - примерно 25 тысяч тенге в день. Самый низкий заработок - 15 тысяч, самый высокий - 60 тысяч тенге, опять же если повезет с погодными условиями.
Но это суммы без учета аренды авто и бензина. Понятно, что тот, кто арендует, пытается заработать по максимуму, чтобы 10-20 тысяч оставить себе.
По моему мнению, в нашем бизнесе по-настоящему зарабатывает арендодатель. Представьте, таксопарк берет 10 автомобилей через субсидии, в лизинг и передает нам. Эти автомобили через два-три года уже окупят себя. Лизинг закроют, а авто перепродадут. Останутся хорошие деньги, так как цена на машину каждый год растет, даже на б/у рынке".
Собеседник в будущем хочет создавать контент, который будет объединять всех таксистов страны. По его словам, работа в такси предполагает, что человек один на один решает все накопившиеся проблемы. Тем временем вопросов для обсуждения накапливается много, а понять водителя может только водитель.
Фото: Алихан Сариев/Tengrinews.kz
"Таксист сегодня - это уже не дядечка в засаленной кепке и куртке"
Многие горожане проводят в такси значительную часть своего времени. Мы решили поговорить с ними. По словам пассажиров, чаще всего таксисты говорят с ними о политике, акимах, а еще о личной жизни.
Ажар начала ездить на такси еще 15 лет назад. Тогда еще взмах руки заменял сервис-приложения.
"В какой-то момент я очень долго ждала автобус, было так холодно, темно, что я пообещала себе: впредь лучше я буду без обеда, но всегда буду ездить на такси. Сейчас вызываю такси по приложению не только потому, что наступил век цифровизации. Делаю это исключительно из-за соображений безопасности. Часто отправляю родным ссылку на маршрут, фото водителя.
За эти годы образ таксиста, конечно, изменился. Сегодня это уже не дядечка в засаленной кепке и куртке, с сигаретой в зубах и с пузиком. Сейчас это может быть молодой парень, сидящий в белой рубашечке и брючках, какой-нибудь неформал или пенсионер, которому дома скучно. Очень разные люди попадаются.
Есть ребята, которые работают в офисах, ездят на "гелендвагенах", "лексусах", "тойотах и таксуют, просто потому, что хотят подзаработать себе на бензин, сигареты. Эта работа уже не воспринимается как что-то из среднего или низшего разряда. Это одна из тех работ, которая спасает людей.
Встречала всего 5 водителей-женщин за эти 15 лет. Мне всегда приятно их видеть. Жаль, что их не становится больше. Одна из девушек была с ребенком в автокресле. По дороге рассказывала, что в семье работает муж, но одного заработка не хватает. Ночью она не выезжает, так как город у нас все же небезопасный".
Фото: depositphotos.com
Частенько таксисты зовут Ажар замуж. Запомнились два случая.
"Один молодой парень искал себе жену. Специально для этого он купил машину, старательно зарабатывает. Говорил, гулять ему некогда, а найти невесту нужно как можно скорее, чтобы она помогала маме по хозяйству, они держат скотину. А во втором случае был полицейский, переодетый в гражданскую одежду. Сказал, что ему 45 лет и тоже мама требует найти жену".
Бывали и конфликтные ситуации.
"Водитель в жару курил в салоне при мне и моей маме. На вопрос, почему вы это делаете, сказал, моя машина, что хочу, то и делаю, не нравится, выметайтесь. И мы вышли".
В последнее время Ажар часто видит в такси водителей - приезжих из России, Узбекистана, Таджикистана.
Самая высокая цена, которую она заплатила за поездку, - 5 тысяч тенге (от Саина - Райымбека до центра).
"В дни, когда пробки или идет дождь, снег, цена поднимается в два-три раза. За расстояние, которое в обычный день стоит 1500, просят 3000 тенге".
Фото: Алихан Сариев/Tengrinews.kz
Жанара Манапбек также часто пользуется услугами такси в Алматы. Единственное, чем она недовольна: многие водители в салоне авто курят.
"Таксисты мне попадаются разные - и областные, и городские, и бедные, и богатые. Одному лет 20 было, у него уже дети были, сказал, что кормит всю семью. Второй рассказывал, что сдает дом в предгорье в элитном районе за 700 тысяч тенге.
Я сама из Тараза и могу сказать, что в Таразе люди проще и добрее. Бывает, с базара везешь продукты, они всегда помогут донести до дома, хоть и тяжело. А в крупных городах, таких как Алматы и Астана, такого нет, скажут, что они не грузчики".
Самую дорогую цену за услугу такси Жанаре назвали в алматинском аэропорту - 10 тысяч тенге до микрорайона Айгерим-2. В приложении для вызова такси аналогичное расстояние оценивалось в три раза дешевле.
"Один раз в поездке таксист поинтересовался моим родом, я ему сказала, что я из рода жиембет (боққайнат). Он сразу оживился, говорит, а я из села Мойынкум Жамбылской области и у нас многие в селе из этого рода. Мы так долго искали девушку из этого рода для моего брата. Как жаль, что мы так поздно встретились".
Фото: Алихан Сариев/Tengrinews.kz
Гульвира часто ездит на такси из поселка Абай в центр Алматы. За это расстояние просят около трех тысяч тенге.
"Возможно, по сравнению с другими странами (например, США) такси у нас и не такое дорогое. Но если учитывать наши заработки, то оно и недешевое.
Я живу за городом, там таксисты невежливые, всем хочется денег. В основном жалуются на маленькую зарплату.
Хотелось бы, чтобы таксисты были конкретными. Если назвали одну сумму, то не меняйте ее в конце поездки. Однажды я заплатила, а водитель в середине поездки потребовал больше, чем мы договаривались. В результате он меня высадил прямо посреди дороги, в темноте.
А еще я за безопасность. Многие таксисты приезжают на драндулетах. Хочется, чтобы машины соответствовали статусу такси".
Текст: Анастасия Солнцева