"В жизни возможно все!" Парень из Костаная создает электрокары в США
Парень из Костаная решил стать математиком, затем передумал и увлекся химической инженерией. Она вдохновляла недолго. Он пошел в ученые. Передумал. Стал инженером-механиком. И теперь он работает в Кремниевой долине в компании-конкуренте Tesla. Возможно, в следующий раз, когда будете стоять перед каким-либо выбором, вы вспомните эту историю и решите рискнуть и довериться своему внутреннему голосу. Это рассказ про Азата Сулейменова, единственного казаха в компании по производству электрокаров Lucid Motors. А еще это рассказ о целеустремленности и вере в себя.
Lucid Motors - американский производитель электромобилей, созданный в 2007 году при поддержке китайской инвестиционной компании. В 2016 году он представил свою первую модель электрокара Lucid Air. В серийное производство машину планируют выпустить в 2020 году. Для этих целей компания привлекла инвестиции в 1 миллиард долларов у фонда из Саудовской Аравии.
"Достал лист А4 и начал записывать, кем я могу стать в будущем"
Азат один из первых выпускников Назарбаев Интеллектуальных школ. После получения аттестата в 2010 году он решил продолжить учебу в Назарбаев Университете. Изначально парень намеревался поступить в МГУ и связать свою жизнь с математикой.
"В школе я часто участвовал в олимпиадах по математике и думал, что продолжу ее изучать в МГУ, но потом решил поступить в Назарбаев Университет. Там пришла мысль: а хотя можно заниматься чем-нибудь прикладным, например, инженерией. Выбрал химическую инженерию, чтобы работать потом в сфере нефти и газа, активно начал изучать это дело, но потом решил, что это все же не мое", - описывает Азат процесс выбора профессии.
Пока Азат перебирал возможные варианты, у него возникла мысль: "А может, мне пойти в науку?" Эта идея показалась логичной, и он решил поступить в зарубежный вуз. После активной подготовки и сдачи вступительных экзаменов парень получил грант на обучение в Бостонском университете. "Там я начал активно заниматься наукой. Но вскоре понял, что это тоже не мое... решил заниматься механической инженерией", - вспоминает он. Кому-то может показаться, что Азат легкомысленно метался от одной профессии к другой, на самом деле он обстоятельно выбирал профессию, которой захочет заниматься всю жизнь и которая будет приносить удовольствие.
"Мне очень нравились и нравятся машины. В своей машине я любил что-то чинить, менять, усовершенствовать. И бывало, если машина ломалась, мы с друзьями по выходным проводили время, просто копаясь в машине. Всерьез о работе в этой сфере задумался в первый год учебы в Америке. Хорошо помню тот день, сел за стол, достал лист А4 и начал записывать возможные варианты, кем я могу стать в будущем", - говорит Азат.
Отбросив варианты работы в сфере нефти и науки, он решил превратить в профессию свое хобби - увлечение машинами. "И когда решил, что буду заниматься машинами, встал еще один выбор - какими машинами? Я выбрал электрокары, за ними будущее".
Но казахстанец честно оценил свои шансы и понял: у него нет достаточных знаний и квалификации. Но разве может это остановить на пути к мечте? Со свойственным ему упорством и целеустремленностью Азат начал готовить себя к желанной профессии.
"Я понимал, что, если я очень сильно сейчас постараюсь, в будущем работа будет приносить мне наслаждение. Поэтому я все свое время и силы потратил на этот единственно верный путь. Помимо учебы, ходил на дополнительные занятия, где я готовил сам себя к этой сфере. Я понимал, что главное сейчас - хорошо вложиться и в будущем я получу плоды. И теперь очень рад, что тогда выбрал такой путь. Сейчас я очень доволен, работа в наслаждение", - радуется парень.
"Все зависит только от меня"
В 2017 году казахстанец окончил Бостонский университет и стал магистром в сфере материаловедения и механической инженерии. Почти сразу после окончания университета Азат смог устроиться на работу мечты. О том, что крупная компания по производству электрокаров ищет сотрудников, он узнал из Интернета. Рискнул и откликнулся на вакансию. Парень приглянулся сотрудникам компании, и его позвали на собеседование. Вслед за ним последовали и другие.
"Было очень-очень нелегко устроиться в Lucid Motors. Дни и ночи уходили на подготовку к собеседованиям. Проводился инженерный отбор, где смотрят, насколько ты понимаешь инженерию и как и насколько можешь связать все, что происходит вокруг тебя в мире с инжинирингом, поскольку буквально все можно описать через фундаментальные принципы", - говорит о том этапе своей жизни Азат. Компании понравились знания и навыки молодого специалиста, и ему предложили работу.
Сейчас он работает инженером-механиком в команде, которая занимается созданием электромотора. "Мы занимаемся дизайном электромотора и трансмиссий. Полностью делаем весь инженерный дизайн", - уточняет парень.
Азат во время тестирования электрокара.
Отвечая на вопрос о дальнейших перспективах в компании, Азат говорит, что "потолка и ограничений нет". "Все зависит только от меня. Главное, быть отличным инженером, показывать мастерство и эффективность. Если ты применяешь эти качества в своей каждодневной работе, показываешь, насколько классным может быть продукт, над которым ты работаешь, то все дороги для тебя открыты, кем хочешь, тем и станешь, главное - желание и трудолюбие. Если я хороший инженер, то перспективы большие", - настроен он.
Работа в Lucid Азату нравится. Как и в большинстве компаний, расположенных в Кремниевой долине, работодатель предоставляет своим сотрудникам наилучшие условия. "Приходя на работу, я чувствую себя очень комфортно. Здесь хочется проводить время. Есть кухня, есть бесплатная еда. Нет никаких ограничений, чувствую себя свободным", - описывает он свои трудовые будни.
"Казахстан должен адаптироваться под изменяющиеся реалии мира"
Азат считает, что электрокары могут прижиться в Казахстане, но для этого нужно время. "Чтобы создавать электромашины, надо уметь создавать машины, а для этого необходимо развитие автомобильной индустрии. Нам надо набираться опыта, нужно стараться, не оставлять попыток что-то изменить. Если сильно стараться и много работать в этом направлении, в конце концов что-нибудь получится", - уверен инженер.
Основной причиной того, почему пока электроавтомобили не пользуются популярностью у казахстанцев, парень называет их высокую стоимость и отсутствие необходимой инфраструктуры.
"Спрос на такие машины сейчас невысокий. Для среднестатистического казахстанца электрокар дорогая покупка, ведь за меньшие деньги он может купить подержанный бензиновый автомобиль. Во-вторых, для того чтобы ездить на электрокарах, нужно их заряжать, соответственно, нужны зарядные станции в городах и на трассах. К примеру, мой папа часто ездит из Астаны в Костанай, представьте, если бы он ездил на электрокаре, то по дороге просто бы встал, потому что негде заправиться. А тут в Калифорнии станции для электрокаров есть почти везде", - говорит он и добавляет, что Казахстан должен адаптироваться под изменяющиеся реалии мира.
На выставке
Сейчас многие страны постепенно отходят от нефти и газа, и идет упор на развитие возобновляемой энергетики. Когда будут выделяться средства на развитие этой индустрии, то дела пойдут в гору, уверен инженер. По его словам, также немаловажно воспитание достойных кадров. "Нужны люди, у которых есть страсть к этой индустрии, которые горят этим делом. Люди, которые во что бы то ни стало готовы построить электрокары в Казахстане. У нас такие люди есть, надо просто их найти, дать им возможность и необходимые условия работы", - говорит Азат.
"Если вам сегодня что-то кажется недоступным, на самом деле все возможно и все доступно"
Парень уверен, что практически каждый может добиться больших высот, если будет верить в себя и будет стремиться к своей цели. К примеру, молодым людям в Казахстане не надо бояться пробовать свои силы за рубежом. "Получить грант в зарубежный вуз на самом деле не так сложно. Все доступно, главное, понимать весь этот процесс и целеустремленно уделять время подготовке", - утверждает Азат и делится своими советами с теми, кто, как и он, хочет выучиться за рубежом и найти хорошую работу.
По его словам, для начала надо изучить процесс поступления в иностранный вуз. В большинстве случаев требования у университетов одинаковые. "Нашей молодежи надо понимать, что зарубежные вузы - в Азии, Европе, Америке - это не такие уж и недоступные университеты и вполне реально туда поступить и получить грант. Во что я верю, это в то, что главное - хотеть: если у тебя есть серьезное желание, то ты уделишь этому достаточное внимание, будешь готовиться, и в конце концов все получится", - считает Азат.
По его словам, очень много молодых людей усердно готовятся и поступают в зарубежные вузы. Если студент способный, то пары месяцев подготовки хватит, в других случаях уходит и год. Возможно, даже предстоит готовиться несколько лет, но надо понимать, что все это возможно, говорит инженер.
"Я сам во время учебы в школе представлял, что Америка - это такая недоступная страна и учиться за рубеж я не поеду, потому что английский язык был самым нелюбимым предметом в школе. Я еле как ходил на эти уроки, у меня по этому предмету была самая плохая успеваемость. И в тот момент я даже не представлял, что в дальнейшем мой каждый день будет связан с английским языком. Иными словами, если вам сегодня что-то кажется недоступным, на самом деле все возможно и все доступно.
С голливудским актером Мэттом Дэймоном.
То же самое касается работы. Хоть всем и кажется, что Кремниевая долина - это такое место, куда трудно попасть, тяжело найти работу. Здесь вполне такие же компании, как и везде. Да, возможно, попасть сюда будет несколько тяжелей, но опять-таки если у тебя есть цель и ты уверенно к ней идешь и ответственно уделяешь время подготовке, то у тебя, безусловно, все получится".