ПОДЕЛИТЬСЯ
10 января 2022 | 14:43
"В письме я написал: "Помогите!" Очевидцы о захватах и погромах в Алматы
Нет ни одного человека в Алматы, кого бы не коснулись трагические январские события. Корреспондент Tengrinews.kz Анастасия Солнцева записала истории заложника, очевидца и предпринимателя, чей бизнес пострадал от рук мародеров.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Нет ни одного человека в Алматы, кого бы не коснулись трагические январские события. Корреспондент Tengrinews.kz Анастасия Солнцева записала истории заложника, очевидца и предпринимателя, чей бизнес пострадал от рук мародеров.
"В письме я написал: "Помогите!"
Виталий и его коллега оказались в заложниках в момент штурма телеканала "Мир".
Виталий Благов, заведующий казахстанским бюро АО "Первый канал"
"Мой офис находится в здании телекомпании "Мир". Когда все это началось, я как раз передавал материал о начале штурма акимата. Забежал охранник и сказал, что все, они ломают дверь, сейчас будут здесь, надо прыгать в окно. А я говорю: "Прыгать в окно не буду, потому что ноги переломаю". Тогда на территории телекомпании находилось человек пять-шесть, но в момент штурма нас осталось только двое.
Эти люди из толпы требовали выйти в прямой эфир. Но я сказал, что сделать это невозможно, отсюда мы просто передаем материалы. Человек пять сели в моем офисе. Остальные начали ломать двери, ходить по телекомпании. Я записал их обращение, но не совсем понял, что они хотят. Одно из требований было - подключить интернет. Я отправил письмо в свою редакцию, а в письме написал: "Помогите!" Тут же позвонил мой руководитель.
Я сижу, эти люди сидят вокруг меня и заставляют перегонять, а материал не идет, потому что интернет уже начали глушить. Со мной оставили одного из них. Я ему говорю, что интернет отключается, и тут понимаю, что этот парень "накаляется", что он может все, что угодно со мной сделать, потому что он говорит: "Ты врешь, только что все было".
Фото ©REUTERS
"Мое письмо загрузилось, но, как мне показалось, ему было все равно, куда я отправляю, он мало, что соображал, возможно, был чем-то накачен, сказал: "Окей" и ушел. Пришла следующая пятерка, она отличалась от предыдущей. Я заметил, что они ходили пятерками, то есть четыре человека и пятый - командир.
В моем офисе растащили антикварные фотоаппараты, которые стояли на полках, потом принесли что-то, похожее на водку. Это была какая-то жидкость желтого и белого цвета. Что там было намешано, непонятно. Все это поставили возле моего стола и предложили выпить. Я отказался. Потом заходили товарищи с палками, били двери, все раскидывали.
Те, которые находились со мной, сказали, что здесь будет их офис, и что я могу взять с собой самое ценное и покинуть здание. С собой я захватил камеру, жесткий диск, рюкзак и микрофон".
Фото ©REUTERS
"На следующий день я снова пошел на площадь, так как мне нужно было продолжать снимать, работать. На тот момент уже интернета не было, и пресса там не ходила, потому что толпа негативно относилась к журналистам, но я этого не знал. Увидел, как они со всех сторон собираются на площади, и подумал, что не смогу уйти.
Тут остановилась машина, из нее выскочили пять человек, говорят: "О, пресса, пойдем, мы будем видеообращение делать". История повторилась. Меня потащили под стелу независимости. На площади, прямо на улице, какие-то люди сидели, кушали. Женщины молоко пили из пакетов. Еду им в коробочках приносили, выглядело все организованно. Готовили, как я понял, в здании неподалеку.
Я заметил, что у них между собой были разногласия. Меня начали таскать: сюда пойдем, туда пойдем. В какой-то момент понял, что ситуация выходит из-под контроля. Сейчас мне до сих пор не верится, что спасся".
Фото: Tengrinews.kz/Алихан Сариев
"Это была толпа обкуренных, разъяренных мародеров"
Елена Свечникова, директор швейной фабрики КазСПО-n, бренд спортивной одежды Zibroo
Магазин Елены стал одним из объектов мародеров.
"Наш магазин находится на Абая - Сейфуллина. Мы уже 15 лет занимаемся производством спортивной одежды с казахстанской символикой - на каждой единичке у нас написано "Казахстан". В свое время на Олимпийские игры экипировали сборную Казахстана в Сочи, Рио. Все было оформлено на витринах, манекенах. Громадные панорамные окна. То есть мы достаточно ярко выглядели на улице".
Фото предоставлено Еленой Свечниковой
"Это произошло в ночь с пятого на шестое января. У этих людей были дубинки, арматура, с помощью которой они разбили окна. У нас сработала сигнализация, нам позвонили из охранной структуры, сказали, что магазин взломали, но попасть в эту зону они не смогут из-за возникшей ситуации. Потом подъехала машина, нападавшие все туда выгрузили, до единички, включая телевизор. А технику, компьютеры, кассовые аппараты - все это просто разгромили об пол".
Фото предоставлено Еленой Свечниковой
"Это была толпа непонятных, обкуренных, разъяренных мародеров. Видеонаблюдение было сорвано, но эти люди оставили улики - переобулись в нашу обувь, потому что мы продавали также кроссовки спортивные, а свою старую обувь оставили. Валялась термокружка, куртка, шапка. Флаг Казахстана в крови тоже оставили".
Фото предоставлено Еленой Свечниковой
"Все, что можно было сломать, сломали. У нас продукции было больше тысячи наименований. Сам магазин - больше ста квадратных метров, там была продукция нового поступления. Ущерб еще не подсчитывали, но там явно будет не менее 10 миллионов тенге. Это была единственная точка в Алматы. Наша продукция именно спортивного направления резко отличается от тех вещей, которые есть на барахолке, потому что она с символикой Казахстана и она ярких цветов, бирюзового в том числе. Сейчас эти наименования где-то будут продаваться".
Фото предоставлено Еленой Свечниковой
"Мы напишем плакат, это будет своего рода призыв к гражданам сообщать нам о местах продаж. Просим не покупать нашу продукцию на базаре и в местах, где она не аккредитована, потому что эти вещи ворованные. Это и детские горнолыжные костюмы, и взрослые куртки, и жилеты, и толстовки - все с казахстанской символикой: национальными рисунками, орнаментом и т.д. Понятно, что все это будут продавать за тысячу-две тысячи тенге, но знайте, что эти вещи украдены у местного производителя".
Фото предоставлено Еленой Свечниковой
Среди мародеров были местные жители - очевидец
Алия, жительница Алматы, очевидец
Алия проживает в квадрате Саина - Райымбек батыра. Трагические события развернулись совсем рядом с ее домом.
Фото предоставлено очевидцем/Tengrinews.kz
"Я живу в нескольких шагах от торгового центра Asia Park. О том, что его крушат, я услышала от соседа. Это было ужасно. Но то, что случилось после, ужасает не меньше".
Фото предоставлены очевидцем/Tengrinews.kz
"В уже разбитый магазин той же ночью стали забегать люди - это были те, кто проживает в этом же районе. Во всяком случае несколько человек я точно узнала".
Фото предоставлено очевидцем/Tengrinews.kz
"В основном, молодежь, на вид - студенты, они растаскивали все, что было в бутиках - косметику, одежду, игрушки, продукты".
Фото предоставлено очевидцем/Tengrinews.kz
"Поначалу шли с пакетами, а потом кто-то даже прибежал с тележками, даже с Аксая прибегали. На вопрос, зачем вы это делаете, отвечали: "Бесплатно же!"
Фото предоставлено очевидцем/Tengrinews.kz
"Восьмого января я ходила туда, там была полиция, пожарные. Военные объяснили мне, что оставаться здесь небезопасно".
Фото предоставлено очевидцем/Tengrinews.kz
"В районе, где я живу, в первый день у людей началась паника, все начали скупать хлеб. Он стоил по 90 тенге, а сейчас по 150. Лепешки у нас стоили по 120, а сейчас по 170 тенге. Яйца стоили по 520 - это десяток. А на следующий день после погромов мы купили за тысячу тенге. Сейчас их можно у нас за 600 тенге купить. Это в маленьких магазинчиках, большие пока не открыли. В первый день был дефицит хлеба, молока, яиц и муки. Сейчас все более-менее нормализовалось".
Фото предоставлены очевидцем/Tengrinews.kz
Текст: Анастасия Солнцева
Вопрос от автора
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также