ПОДЕЛИТЬСЯ
29 октября 2024 | 06:42
“Важно любить свою работу“. Как бывший пограничник стал водителем автобуса в Астане
В столичном автопарке № 1 работает водитель Берик Тулегенов. Каждый день он возит астанчан из дома на работу и обратно. И действительно любит свое дело. Однако мало кто знает, что Берик - бывший военнослужащий, который 24 года прослужил на границе. Подробности узнали корреспонденты Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В столичном автопарке № 1 работает водитель Берик Тулегенов. Каждый день он возит астанчан из дома на работу и обратно. И действительно любит свое дело. Однако мало кто знает, что Берик - бывший военнослужащий, который 24 года прослужил на границе. Подробности узнали корреспонденты Tengrinews.kz.
Мы встретились с Бериком Амангельдиевичем на территории автопарка, куда он пришел в свой выходной, за час до назначенного времени. Мужчина был одет в военную форму, а на груди у него красовались многочисленные медали.
- Ваши коллеги по автопарку знали, что вы военный? - спросили мы водителя автобуса.
- Нет, не знали. Меня на входе не узнали сегодня, попросили документы, - признался Берик.
Фото: Надежда Лыкова
Наша беседа проходила в одном из пассажирских автобусов столичного автопарка. Там Берик Амангельдиевич рассказал о своих боевых заслугах, о том, как получил контузию, как вернулся в армию спустя годы и как в результате оказался в Астане.
"Я мечтал о службе"
Берик Тулегенов родился в Кызылорде в 1975 году, а свой военный путь начал в 1993-м - после школы сам пошел в воинскую часть. Там его зачислили во Внутренние войска МВД, откуда молодой человек, мечтавший о службе, попал в миротворческие силы на таджикско-афганскую границу.
"Я мечтал о службе. Как раз зачислился, и мы в составе 100 человек пошли охранять таджикско-афганскую границу. 7 апреля 1995 года нашей роте приказали передислоцироваться с поста Подкунов в Пшихаврское ущелье. К нам для сопровождения боевой колонны присоединились российские боевые машины пехоты и бронетранспортеры. Сопровождения с воздуха не было. Стоял туман, шел дождь, в горах было небезопасно летать. 7 апреля примерно полдня мы ехали, было мирно, тихо, день был хороший, весенний. Внезапно с афганской стороны в первую машину в колонне попали из гранатомета. Нам поступила команда "К бою!", - рассказал Берик Тулегенов.
Фото: Надежда Лыкова
Наш герой тогда был командиром отделения третьего взвода. Он приказал личному составу: "К бою! Принять позиции". Это означало, что нужно найти укрытие.
"Пули летели, как дождь. Можно сказать: там убивало быстро. Мы попали в засаду. С афганской стороны была команда взять нашу колонну, забрать оружие и боеприпасы. Им это не удалось, мы дали полный отпор, держались из последних сил до прилета вертолетов", - добавил бывший военнослужащий.
В том бою погибло 17 человек, многие получили ранения, как и сам Берик Тулегенов. У мужчины была контузия, после того как в каску попала пуля.
"Я пять минут лежал. Люди, которые наблюдали, сказали, что "все, Берик погиб". Через некоторое время сзади взорвался гранатомет. От осколка я загорелся. Меня спас бронежилет. Горела шинель, мне стало очень жарко, и я очнулся. Если бы не очнулся, сгорел бы. Я побежал под мост, кричали, что там безопасно. Снял шинель, выбросил. И вдруг ребята закричали, что у меня каска прострелена, там была дырка", - рассказал он.
Тулегенов побоялся, что за простреленную каску его будет ругать командир роты, и заменил ее на целую. Однако наказания не последовало.
Фото: Надежда Лыкова
"После боя командир спрашивает: "А где твоя каска? Это не твоя каска". Оказалось, что мою каску командир сам нашел, а мне сказал: "Молодец, ты живой остался. Мы не будем тебя ругать". Эта каска сейчас находится в музее в Шымкенте, там написано: "Младший сержант Тулегенов, живой", - добавил мужчина.
"Хочу быть пограничником"
После возвращения домой в 1995 году Берик Тулегенов получил высшее образование в железнодорожном институте, но поработать на железных дорогах так и не успел, поняв, что хочет служить.
"Мне сказали идти в погранвойска, может, там инженером буду. Инженером я не был. Там очень быстрый набор. Сказали, только пограничники остаются, остальные все свободны. "А чего ты сидишь?" - спросили. Я сказал, что шесть месяцев был на таджикско-афганской границе и хочу быть пограничником. И остался. Я был на должности командира отделения, потом - водителем, потом уже поставили старшим водителем, затем - командиром взвода, старшиной роты. После, уже в предпенсионном возрасте, я был старшим техником пограничного состава", - рассказал Берик Амангельдиевич.
- Что входило в ваши обязанности за годы вашей службы в погранвойсках?
- В мои обязанности входило охранять границу.
Военнослужащий служил в Кызылорде. Его общий военный стаж - 24 года. Вышел на пенсию в звании прапорщика в 47 лет. Именно в этом возрасте пограничники уходят на заслуженный отдых. Но мужчина считает, что еще слишком молод, чтобы сидеть без дела, поэтому после армии нашел работу на "гражданке".
Фото: Надежда Лыкова
"Два года я проработал на месторождении Тенгиз. Там работал водителем автобуса. Потом мне позвонил коллега, с которым мы вместе служили на таджикско-афганской границе, сказал: "Приходи в первый автопарк в Астане". Я правила очень усиленно учил и через неделю легко сдал, на пятерку. Сейчас выбрал профессию водителя", - поделился мужчина.
В Астану Берик приехал этой весной. Сдал экзамены и устроился водителем автобуса. Для этого нужны две категории водительских прав: D – для обычного городского автобуса и E – для "гармошки".
"Чувствую себя астанчанином"
У Берика Тулегенова есть жена и двое детей, которые живут в Кызылорде. Обосновавшись в столице, он планирует привезти сюда семью. А пока работает и копит на квартиру. По его словам, мужчина уже чувствует себя как астанчанин, хотя раньше бывал в столице только в командировках.
- Как вам в Астане, нравится?
- Очень.
- Зимой холодно у нас.
- Я знаю. За 24 года, которые я отдал армии, я во всех городах был. Я жене говорю: "Я сейчас в командировке, все хорошо".
Рабочий день Берика Амангельдиевича начинается в 4:30. В это время он уже должен быть в автопарке, готовиться к маршруту. После получения маршрутного листа у диспетчера водители отправляются в медпункт, там им измеряют давление и проверяют на наличие алкоголя в крови. Если все хорошо, можно выезжать. Всего в автопарке № 1 работает около 500-600 водителей.
Фото: Надежда Лыкова
"Сутки работаем, сутки отдыхаем. С 04:30 до 23:00. Устаешь, конечно, и на следующий день отдыхаешь. Весь день я катаюсь. Есть отстои. Во время второго можно поспать. На это дается 31 минута", - рассказал Берик Тулегенов.
Один круг маршрута занимает два часа. Всего за время смены водители провозят до 900 пассажиров и делают примерно 7 таких кругов.
Фото: Надежда Лыкова
В автопарке есть специальные мойки и ремонтный блок. Там автобусы приводят в порядок к следующему дню.
"Надо любить свою работу"
Во время беседы мы спросили Берика Тулегенова о сложностях в работе. Например, о том, что водители нередко сталкиваются с агрессивными пассажирами.
"Когда человек лезет в драку, надо с ним вежливо разговаривать. Если он злой, не надо его еще больше злить, не надо нервничать. Нужно дружелюбно говорить. Я сам военный, сам психолог. Если с ним мирно разговаривать, любой человек будет мирным, так я считаю", - поделился Берик.
На случай, когда мирные разговоры не помогают, водитель может обратиться в полицию по номеру 102, добавил он. Также необходимо сообщить о конфликте диспетчеру.
Фото: Надежда Лыкова
Еще одна сложность в работе водителей - недовольные пассажиры, которым "то жарко, то холодно". Кроме этого, водители городских автобусов часто страдают из-за нарушителей на дорогах.
"Нам построили автобусную линию, все равно лезут легковые автомобили. Происходят заторы, мы не успеваем по графику. Вот это меня беспокоит – что на автобусную линию легковые авто заезжают и подрезают нас. Большинство аварий из-за этого случается. Когда мы выезжаем с остановок, нам дорогу не дают. В Алматы есть знак "Пропусти автобус", и там все пропускают, здесь – нет. И мы дожидаемся, приходится иногда рукой махать, чтобы пропустили. Я людей везу, надо все-таки ехать, а там поток, я не могу заехать. Вот это меня немного смущает. А так все нормально", - признался мужчина.
Максимальная разрешенная скорость для городских автобусов - 50 километров в час. Но Берик Амангельдиевич признался, что старается держать спидометр на 40 километрах. Так ему комфортнее.
"Главное на дороге – ни о чем не думать, только о дороге. На мобильный телефон тоже не обращаешь внимания. Другие проблемы тоже выкидываешь из головы. Только дорога и пассажиры", - сказал он.
Фото: Надежда Лыкова
Как сообщалось выше, водитель автобуса работает через сутки: один день на смене с 04:30 до 23:00, другой - выходной. Такой график ему очень нравится.
"Надо свою профессию любить. Это самое главное. Когда любишь свою работу, значит, все хорошо будет. Я люблю свою работу и уважаю. Важно к машине с любовью относиться, вовремя обслуживать, следить за ней. И никогда у тебя поломок не будет. Я выбрал эту профессию, значит, я ее люблю", - сказал Берик Тулегенов.
Сейчас мужчине 49 лет. Он признался, что планирует работать в автопарке много лет, "если не уволят". Несмотря на большое количество медалей за боевые заслуги и безупречную службу, украшающих его форму, Берик не производит впечатления строгого военного. Жизнерадостный и открытый, он верит, что его прошлое помогает ему по сей день.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также