ПОДЕЛИТЬСЯ
22 июня 2023 | 08:02
"Вроде европеец, а говорю қазақша". Как литовец из Карсакпая учит детей музыке и казахскому
"Казахский я выучил благодаря соседям в общежитии", - начал рассказ Бронислав Бугинас. Литовец, который родился в поселке Карсакпай, что в Улытауской области, вот уже 10 лет преподает эстрадное пение столичным детям. Благодаря его методике слушатели изучают не только музыку, но и казахский язык и культуру.
ПОДЕЛИТЬСЯ
"Казахский я выучил благодаря соседям в общежитии", - начал рассказ Бронислав Бугинас. Литовец, который родился в поселке Карсакпай, что в Улытауской области, вот уже 10 лет преподает эстрадное пение столичным детям. Благодаря его методике слушатели изучают не только музыку, но и казахский язык и культуру.
"Изучение языка должно начинаться с общения на нем, а не со строгих правил. Люди должны не бояться разговаривать. Я сам делаю ошибки, но я бәрібір говорю и песни еще пою", - отметил педагог. О том, как казахстанец с литовскими корнями помогает детям полюбить не только музыку, но и язык - в материале Tengrinews.kz.
Брониславу Бугинасу 58 лет. Родился он в поселке Карсакпай, что в Улытауской области. Его родители переехали в Казахстан в 1960-х годах. Бронислав - младший, восьмой ребенок в семье, и единственный из детей, кто родился в Казахстане. После окончания школы он остался работать там же пионервожатым. Педагоги и пионеры научили его играть на домбре, фортепиано.
"Именно домбра подарила мне путевку в большую жизнь. Я смог пройти конкурс талантов, поступить в КазНПУ имени Абая в Алматы. Соседи по общежитию научили меня говорить на казахском, а сокурсники - петь душевно казахские песни. Там же я встретил свою судьбу - супругу Татьяну, с которой мы сначала работали в Жезказгане, а после и в Астане, во Дворце школьников. Я преподаю эстрадный вокал, а жена - игру на фортепиано. Вот уже 10 лет живем и трудимся в столице", - рассказал педагог.
Бронислав Бугинас владеет разговорным казахским, который он выучил благодаря каждодневному общению. По его словам, если бы он стеснялся своего произношения на казахском, он никогда бы не выучил язык.
"Я не стесняюсь своего акцента или ошибок. Ведь если не пытаться разговаривать, то ничего не получится. Вообще я считаю, что в изучении языка главное - это возможность общения на нем. Мои соседи по общежитию просто каждый день разговаривали со мной. И никто не смеялся над моими ошибками в произношении. И сейчас, когда ко мне приходят дети, я с ними стараюсь просто разговаривать на казахском. Я не учитель казахского языка и литературы и не знаю основ. Но удивительно: дети, не знавшие казахский, начинают на нем говорить именно в нашей вокальной студии", - рассказал наш собеседник.
По словам Бронислава Казисовича, главным секретом в стимулировании изучения казахского языка детьми является их интерес. Если что-то им любопытно, они будут это изучать.
"Я беру в руки домбру и начинаю петь казахские народные песни. Представляете, какой интерес у детей. Я для них же европеец вроде как. А тут раз, и пою қазақша. И конечно, им становится любопытно все. Тем более в нашей студии такое большое количество казахских национальных инструментов, и дети интересуются, откуда и почему у них такие названия", - поделился учитель.
Коллекция музыкальных инструментов в студии - большая гордость Бронислава Казисовича. Он собирает их на протяжении многих лет.
"Я собрал почти все казахские национальные инструменты. Что-то дарят друзья, коллеги, некоторые позиции сам нахожу. К примеру, как-то увидел в Instagram мастерскую в ЮКО. Связался с ними и попросил мне сделать уменьшенную копию жетыгена. Также прошу учеников и их родителей в случае поездки за границу приобрести национальный инструмент этой страны. В таких случаях и сами дети, и их мамы и папы не только знакомятся с самим инструментом, но и с его историей. А уже после я показываю эти позиции ученикам в студии, и мы пробуем на них играть", - отметил Бронислав Казисович.
Чтобы стимулировать интерес к казахскому языку и культуре, руководитель вокальной студии написал книгу с загадками о казахских музыкальных инструментах.
"Чтобы была возможность издавать эти работы, я предложил родителям вариант, когда на страницах книги будут изображены фотографии их детей. Это и память, и детям интересно, и для меня возможность печати. Стихи на русском я пишу сам. С переводом на казахский мне помогает коллега. Дизайн книги мне бесплатно делает мой племянник. Таким образом, отгадывая загадки, дети запоминают названия и сам инструмент", - добавил учитель.
"Я стараюсь вести уроки в игровой форме. К примеру, каждая нота у нас определенного цвета, "фа" - зеленая, "до" - красная. И когда я спрашиваю "Амина, а где у нас спит нотка "фа"?", она ставит магнитик зеленого цвета на определенное место на нотном стане. Так и зрительная память работает, и детям интересно. Поэтому многие подручные вещи, инструменты у меня в студии определенных цветов, обозначающих ноты. Стульчики, колокольчики и многое другое. Все это я приобретаю на маркетплейсах, в магазинах, что-то сам придумываю и делаю своими руками", - отметил Бронислав Казисович.
"Вот, к примеру, недавно приобрели эти яркие столы и стулья. Тоже все по цветам, которые обозначают ноты. И дети будут запоминать названия цветов легче. Ведь ребенок с легкостью запомнит, к примеру, слово "сары", так как это цвет его стульчика", - сказал учитель.
Педагог отмечает, что любые новые знания можно преподнести интереснее. По словам Бронислава Бугинаса, от заучивания текста пользы нет ни учителю, ни ученику.
"Если ребенку сказали обязательно выучить этот стих, он, конечно, его будет зубрить. Утром он расскажет этот стих на уроке, а после обеда забудет. Потому что он просто выучил его, не зная ни смысла, ни значения. В этом и проблема, что нельзя заставлять детей. Когда будет искренний интерес к предмету, ребенок сам будет проявлять инициативу. Так же и с языком", - подметил учитель.
При этом педагог отмечает, что не стоит пугать людей, которые начинают только учить язык, всевозможными правилами. Так как сначала человеку необходимо просто начать говорить.
"Представляете, он еще не знает слов, а ему уже говорят о том, как правильно нужно их писать и что он должен это обязательно запомнить. После этого у человека появляется страх неправильно написать, произносить эти слова. И конечно же, он уже будет бояться просто общаться на нем. К тому же, если человеку необходим язык, только чтобы разговаривать на нем, изъясняться, то тогда все эти тонкости правописания и вовсе не нужны. Он хочет просто понимать и общаться қазақша, вот и все", - подытожил Бронислав Бугинас.
За 10 лет Бронислав Бугинас обучил вокалу более 1000 детей. 27 апреля 2023 года он был награжден орденом "Құрмет", который он получил лично из рук Президента. В мае вокальная студия Бронислава Казисовича отметила 10-летний юбилей, где педагог собрал всех своих выпускников, учеников и их родителей.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также