"Все над нами смеялись". Как алматинцы открыли единственную кофейню в Алтае
Возникает ли у вас желание бросить работу и уйти, к примеру, печь пироги? У меня такое чувство каждый день. Давно мечтаю о своей кофейне, но пока, кроме поедания баурсаков из соседней кулинарии, ничего для достижения своей цели не сделала. А вот семейная пара, о которой я вам хочу рассказать, рискнула и осуществила мечту. Они бросили престижную работу в Алматы и переехали в Зыряновск, точнее, ныне город Алтай. И вот теперь на одной из снежных улиц маленького городка в ВКО есть небольшая кофейня, где пекут круассаны. Это рассказ о людях, которые переехали из мегаполиса в тихий маленький городок, где не то чтобы не любят, а даже не слышали про французские десерты. История о том, как в Алтае появились свои, зыряновские круассаны.
Перед прочтением запастись кофе и булочками).
Жанна и Дмитрий Кулешовы работали в алматинской пекарне под руководством шефа из Франции около десяти лет. Будучи просто коллегами, каждый из них втайне мечтал о своей уютной кофейне, где бы мог печь десерты. И вот судьба свела их не только для создания семьи, но и для того, чтобы в Алтае появились фирменные круассаны.
"Мы поженились в прошлом году. И тогда окончательно решили, что откроем свою кофейню. Идею каждый из нас вынашивал давно. Мы мечтали о месте, куда можно будет прийти попить кофе и поесть круассаны. Но одной мечты, конечно, недостаточно. У свекрови было помещение в Алтае, там был магазин игрушек. Он не приносил дохода, и нужно было что-то с ним делать. И мы решили, что да, это наш шанс. Сидя в Алматы, мы разработали свой план открытия", - вспоминает Жанна о возникновении идеи.
Позже супруги приехали в Алтай, посмотрели на здание и сразу поняли, что это идеальное место для кофейни. Расположение было очень удачным, на центральной улице. Вскоре пара оставила Алматы и перебралась в тихий городок. "Это было очень смелым решением для нас", - говорят они.
Для открытия бизнеса супругам нужны были деньги. "С февраля 2018 года мы прошли все банки в городе, чтобы получить кредит. Все над нами смеялись. Ведь мы хотели открыть кофейню даже не в Усть-Каменогорске, а в 180 километрах от административного центра ВКО. Ни один банк не принимал наш бизнес-план всерьез. Говорили: "Да какая может быть кофейня в Зыряновске?" Родственники, некоторые друзья отговаривали от переезда из Алматы, переживали, получится ли у нас", - рассказывает Жанна.
Около года супруги искали деньги. Мама Дмитрия подала даже документы на кредит по дорожной карте бизнеса. Оформив заявку в апреле, лишь в декабре они смогли получить деньги, но не всю нужную сумму.
"У нас ушел практически год на поиски финансирования. Но нам выдали не всю сумму по дорожной карте. Поэтому мы продолжали работать, чтобы можно было скопить на инвентарь и закуп продуктов. Ремонт по этой причине делали дистанционно".
"Хотели изначально в другом стиле оформить кофейню. Но на это просто не хватило денег. Поэтому сделали в стиле loft. Наружную часть мы не смогли хоть как-то привести в порядок из-за погоды. Морозы и сугробы под окном просто не позволили этого".
По словам Жанны и Дмитрия, до официального открытия их никто всерьез не воспринимал в Алтае. "Люди, как я говорил, не верили. Ведь в Алтае вообще нет кофеен. Но мы очень верили в свою мечту. И уже после открытия люди заходят и удивляются увиденному. Некогда не популярный магазин изменился", - рассказал Дмитрий.
Кофейню назвали Sweet home. И, по сути, это место и стало домом для Жанны и Дмитрия. Ведь их рабочий день начинается в четыре утра и заканчивается к часу ночи.
"Лукавить не будем, сложно вставать так рано. Плюс у нас один только выходной, и зачастую он уходит на закуп продуктов, так как нужно ездить в Усть-Каменогорск. Плохо, если дорогу заметает и вы не можете уехать обратно в Алтай. Но все эти минусы перечеркиваются, когда в кофейню приходит первый клиент и с удовольствием поедает выпечку. Вообще, местным жителям полюбилась наша выпечка. Они могут съесть несколько десертов, а они у нас немаленькие, и еще с собой забрать. Повезло нам", - делится впечатлениями Жанна.
"Конечно, мы очень переживали, что наши французские десерты здесь не поймут. Мы понимали, что вкусы у людей сложились давно, они привыкли к масляным кремам, к такой совдеповской кулинарии. И бывают моменты, когда мы говорим, что это классический круассан, нам в ответ: "Давайте по-русски нам объясните, почему он пустой внутри, без крема". А ведь классический круасссан без начинки. Но клиенты наши любят пробовать новое, и это замечательно", - рассказывают супруги.
По ценовому диапазону супруги придерживаются правила, чтобы было доступно. К примеру, чашка капучино в 350 миллилитров стоит 350 тенге.
"Мы поставили невысокие цены, боялись, что не пойдет товар. Плюс мы думали, что в Алтае несильно увлекаются кофе. Но, оказывается, это не так, здесь очень любят этот напиток", - рассказывает Жанна.
Перед запуском предприниматели также изучили цены в городе, чтобы понимать, что доступно для местных жителей. "Сейчас, конечно, сложно сказать, будем ли мы в плюсе, так как пока не знаем, какие расходы будут еще. Нам повезло с помещением, что не нужно выплачивать аренду. А так, конечно, мы будем рассчитывать на прибыль, так как в минус нельзя работать. Хотя бы по той причине, что у нас есть долги, которые нужно выплачивать. Но мы придерживаемся цели, ради которой открывали кофейню. Мы хотим, чтобы можно было семьей позволить прийти сюда, попить кофе и поесть десерты. У нас на двоих тратят максимум 2 000 тенге, это даже потолок. А в Алматы, к примеру, мы за два кофе и два десерта платили обычно 5 000 тенге", - делится подсчетами собеседница.
Говоря о сложностях, Жанна и Дмитрий считают проблемой отсутствие ингредиентов для их десертов.
"Мы стараемся готовить из местных продуктов, но все равно бывают нужны специальные продукты, которые очень тяжело достать. Их в Алтае нет, нужно ездить в Усть-Каменогорск. И если даже что-то находим, то цены высокие. К примеру, кофе зерновой здесь очень дорогой, 12 тысяч тенге за килограмм. И такая проблема у всей сферы услуг в Алтае. Кто занимается салонным делом, швеи и другие, для них и нас здесь нет магазинов сырья. Поэтому мы бы очень хотели, чтобы в городах появлялись такие супермаркеты, развивалась торговля и конкуренция", - переживает Жанна.
Отвечая на вопрос о возвращении домой, в Алматы, супруги делятся своими грандиозными планами. "Мы так много работаем и устаем, что даже времени нет думать о переезде. Наоборот, наша цель - это запуск сети. Надеемся на позитивный итог. И местные жители нас очень поддерживают. Предлагают, чтобы мы их обучали кондитерскому делу, проводили мастер-классы", - говорит Жанна Кулешова.
Но главной проблемой развития бизнеса в регионах Жанна и Дмитрий считают боязнь и страх людей.
"Как вы думаете, почему у нас здесь ничего такого нет?! Потому что люди все боятся прогореть. Когда мы проходили онлайн мастер-класс по запуску своего бизнеса, все, кто из маленьких городов, жаловались, что нет заработка. Но это не так. У нас ведь покупают французскую выпечку. И порой даже не спрашивают цену, потому что им это нравится, это вкусно. Нужно не сидеть на месте, не только дома печь торты на заказ. Нужно рисковать, креативить, обучаться новому и делать это. Мы всем рискнули, все было на кону. И ни капли не жалеем, что променяли Алматы на Алтай. Мы просто следуем за своей мечтой. Не бойтесь ехать за ней в маленькие города", - подытожили Жанна и Дмитрий Кулешовы.
P.S. Если у вас есть до сих пор сомнения, сможете ли вы реализовать свою мечту, просто посмотрите на фото снизу. Каким было помещение до мечты Жанны и Дмитрия.
Каким стало.
А мне кажется, пора прекратить есть баурсаки и тоже следовать за своей мечтой.
В материале использованы фотографии из личного архива семьи Кулешовых.