Нам всем нужна "герань"? Истории людей, торгующих мелочами на улицах Астаны
Старая часть Астаны. Пожилая женщина сидит в переходе между домами и продает одежду. Это ее собственные вещи. "Это все свое, хоть бы продать, - говорит пенсионерка и поясняет, что устроить распродажу своего гардероба ее вынудила нужда. - У меня дедушка ослеп, не видит, а еще он после инсульта, денег много уходит на лекарства, приходится продавать кое-что".
Одно время в Сети гулял пост про нуждающихся пожилых людей, которым стыдно просить деньги, поэтому они продают на улицах городов разные мелочи - прихватки, книги, старые часы, герань. "По-моему, нам всем нужна герань", - писал автор того поста, по сути призывая всех неравнодушных обратить внимание на таких продавцов. Людей, торгующих всевозможными мелочами, можно встретить и на улицах Астаны. У них разные истории. Кто-то действительно вышел с товаром на улицу из-за сложной ситуации, а кто-то таким образом восполняет дефицит общения, чтобы не сидеть дома в одиночестве. О тех и других, - в репортаже Рената Ташкинбаева.
Светлана
Тыквенные семечки, трансформеры, маленькая коллекция машинок и цветок - это ассортимент, которым торгует Светлана. "Стакан тыквенных семечек - 100 тенге, они очень полезные, их как лекарство можно использовать. А игрушки мне приносят продать, например, где-то у кого-то от внуков остались. Вот, например, трансформер бабушка одна дала продать", - поясняет женщина. Ей 52 года. Сама работает техничкой (два дня работает, два - отдыхает), получая 50 тысяч тенге, а в свободное время, как она сама говорит, она "реализатор".
"Снимаю комнату в общежитии за 40 тысяч плюс коммунальные, получается, надо за аренду платить, а еще и самой покушать что-то, кроме этого хочется и одеться", - говорит наша собеседница.
У Светланы два кредита, она их взяла для лечения зубов. Вот и приходится, говорит женщина, продавать товар на улице. В основном торгует цветами, сама их выращивает, и на них уже есть постоянные клиенты.
"У меня дочка была, похоронила ее. Получилось так, что она сильно за квартиру задолжала и мне пришлось квартиру продать, чтобы оплатить все долги", - рассказывает женщина.
От дополнительного заработка Светлана не отказывается, говорит, может и уборкой квартир заниматься.
На жизнь она не жалуется и вообще считает, что человек сам ответственен за то положение, в котором находится. "Если я виновата, то зачем будут кого-то винить? Мы сами себе жизнь устраиваем, вот оступился человек один раз, и все пошло кувырком, но надо было раньше думать, прежде чем сделать опрометчивый шаг", - рассуждает Светлана.
Одну из игрушечных машинок покупают в момент нашего разговора. Светлана берет деньги и, как опытный продавец, проводит ими по оставшемуся товару, чтобы и тот легко ушел.
Ольга Ивановна
В другом районе Астаны, тоже в старой части, на торговлю вышла Ольга Ивановна. Она продает вязаные вещи. Признается, что хоть это занятие и приносит ей небольшую прибавку к пенсии, но все же это не главное. На улицу с товаром она выходит в том числе и для того, чтобы общаться с людьми.
"Людей вижу здесь, меня люди видят, здороваемся, сядут, поговорим о том, о сем. Ведь дома сидеть я не привыкла", - говорит пенсионерка. В этом году ей исполняется 84 года.
Женщина уверяет, что истории ее жизни хватило бы для написания целой книги, настолько она насыщена событиями: родилась в Мордовии, рано осталась сиротой, приехала в Казахстан, жила с малолетними детьми в вагончике, да всего и не пересказать. Особенно ей запомнилось время, когда она, будучи 16-летней девушкой, работала на стройке.
"Раствор делаешь на стройке, а потом на четвертый этаж ведрами таскаешь, мы фабрику строили. На обед идешь, булочку за три или за пять копеек купишь и стакан водички газированной возьмешь. Вот такой обед. С тех пор я ни один кусочек хлеба не выбрасываю, потому что я цену хлебушку знаю. А сейчас очень балованные дети", - говорит Ольга Ивановна и вспоминает, как от голода в 30-х годах прошлого века погибли ее дедушка с бабушкой.
"Я здесь пятый год, конечно, милиция выгоняла сперва, потом не стала выгонять, потому что мне уже 84 года, и они не беспокоят теперь. Обычно я выхожу на четыре часа, посижу, бывает, есть торговля, бывает нет, когда как", - говорит Ольга Ивановна. Вместе с тем у нее есть уже постоянные клиенты, которые заказывают ей вязаные вещи.
Баба Катя
"Вчера вот, подружку похоронили, 91 год ей был", - рассказывает Екатерина Григорьевна, которая представилась бабой Катей. Ей самой в феврале следующего года исполнится уже 90. История ее жизни очень богата событиями и тоже заслуживает написания отдельной книги. На вопрос, чем она занималась до пенсии, баба Катя отвечает так: "50 лет была мугалим, начала в 1945 году и закончила в 1996. Начальные классы у меня были".
"Сначала было стыдно стоять, мол, как - учитель и торгует. Но ко мне подходили, говорили, Екатерина Григорьевна, что стесняетесь, посмотрите, и профессора торгуют, и все, такое время пришло", - говорит пенсионерка. Раньше она больше вязала, а сейчас признается, что торговля для нее - это прежде всего общение.
"Бывает, что 300, бывает 500 тенге заработаешь, но сейчас вообще ничего не берут. Конечно, в первую очередь, это общение, а то ведь сижу дома одна, как в тюрьме. Сюда прихожу, здесь общение, солнышко, тепло. А так я редко выхожу, иногда давление у меня, сегодня вроде ничего, и погода располагает. Сейчас, пока тепло выходишь, а когда начнутся холода, зима, я сижу дома, вяжу. Конечно, скучно, а что сделаешь? Как Бог даст", - рассуждает пенсионерка.
Супруг бабы Кати, как и ее старший сын, умер от инфаркта. У нее есть еще один сын, он с семьей живет в Германии. "Сын давал мне вызов в Германию, я летала. В этот год хотел снова, но я говорю, сынок, так дорого, даст Бог, я доживу до 90, а в марте и у тебя день рождения, как раз на пенсию пойдешь, прилетишь, вот тогда мы и отпразднуем", - делится планами женщина.
Подошел мужчина, купил два стакана семечек и уже было собрался уходить, но баба Катя его остановила. "Молодой человек, подождите, а сдача? Я не забыла", - сказала она и достала пластиковый пузырек с монетами.
Как педагог со стажем, баба Катя не может быть равнодушной к нравам современной молодежи. "Вы, конечно, меня извините, я старая, но у некоторых молодых людей, девиц в частности, стыда нет, обнимаются, стоят целуются - некрасиво это. Вот вспомнить наше время: лето, жара, в сарае ложились все подряд - ребята, девчата, спали вместе, и ничего, даже в голове ничего плохого не было, а теперь в 13 лет девочка уже беременна, уже родит - такого мы раньше вообще не знали. Ну что жаловаться, такое, значит, время подошло. Я молю Бога, пусть Назарбаев живет, войны у нас нет, и это самое главное", - говорит баба Катя.
Бабушка, распродающая свой гардероб
Пожилая женщина сидит в переходе между домами-"хрущевками" и продает одежду. Это ее собственные вещи. "Это все свое, хоть бы продать, - говорит пенсионерка и поясняет, что устроить распродажу своего гардероба ее вынудила нужда. - У меня дедушка ослеп, не видит, а еще он после инсульта, денег много уходит на лекарства, приходится продавать кое-что". Сама пенсионерка просила не фотографировать ее и не указывать имя, говорит, для нее все это лишние переживания.
"Жалели, лишний раз не надевали никуда эти вещи, висит да и висит, а сейчас подошло такое время, что оно уже не нужно", - говорит бабушка.
"Здравствуйте, штанов нет для деда?" - интересуется ее знакомая. Она начинает перебирать вещи и между делом нахваливает вкус хозяйки гардероба: "Ух, господи, какое все красивое. Баба была нарядная".
"Сейчас ничего не надо, сейчас только здоровье нужно, а его нет", - отвечает ей продавщица.
"Да, ухудшается с каждым днем. А что делать? Мы не вечны. Хорошие, конечно, у тебя вещи, да уже не нам", - вздыхает покупательница и уходит.
Помимо платьев на прилавке можно было заметить эту вазочку. Хозяйка оценила ее в 500 тенге. С этим предметом, как и с другим товаром, у пенсионерки связаны определенные воспоминания. Ее они с супругом приобрели когда-то на отдыхе в Сочи. Но, видимо, давно это было. Теперь у бабушки с дедушкой другие заботы.
"Я так с дедушкой напереживалась, сил нет. А какой он был здоровый, я думала, ему сноса никогда не будет. Сначала он ослеп, потом его положили в больницу, а потом инсульт случился. Обидно, что не разговаривает - вот что, так-то все понимает, но сказать ничего не может. Дедушка у меня любил поговорить, пошутить, что-то рассказать, такой общительный был, а тут, раз и все. Сил нет", - говорит женщина.
Герань
Этот мини-рынок из нескольких коробок можно увидеть в районе магазина "Коктем". В основном здесь продают цветы. Герань, например, стоит 400 тенге.
"Пенсия 45 000, разве на это проживешь?" - задается вопросом женщина, а другая добавляет: - Мы сейчас вот сидим здесь до 1 октября, до нашего праздника (Очевидно, она имеет в виду день пожилых людей - прим. автора), потом холодно будет, и нас тут уже не будет".
Нужны ли нам герань, вязаные носки, старая ваза или жареные семечки? На этот вопрос каждый пусть ответит сам.
Ренат Ташкинбаев