ПОДЕЛИТЬСЯ
22 сентября 2020 | 09:18
"Второй карантин нас убил". Как выживает казахстанский бизнес
"Мы открыли кафе 17 марта, за несколько дней до объявления карантина. Если в первый карантин мы пытались выжить, второй просто нас убил", - рассказывает свою историю предпринимательница из Костаная. Марал и ее супруг вложили все сбережения в семейное дело, не предполагая, что из-за пандемии коронавируса они окажутся в долгах.
ПОДЕЛИТЬСЯ
"Мы открыли кафе 17 марта, за несколько дней до объявления карантина. Если в первый карантин мы пытались выжить, второй просто нас убил", - рассказывает свою историю предпринимательница из Костаная. Марал и ее супруг вложили все сбережения в семейное дело, не предполагая, что из-за пандемии коронавируса они окажутся в долгах.
Таких историй, как у Марал, сотни по стране. Многие представители казахстанского бизнеса были вынуждены закрыться. Те, кто еще держится на плаву, боятся банкротства. Корреспондент Tengrinews.kz Айгерим Абилмажитова записала истории предпринимателей, которые каждый день думают о том, как бы не повесить на свой объект желтый плакат с надписью "Продажа/аренда".
Марал долгое время планировала открыть свое кафе в Костанае. Уволившись с работы и вложив все сбережения семьи, она с супругом в январе 2020 года начали реализацию проекта. Но из-за затянувшегося ремонта и недобросовестных подрядчиков они смогли открыть заведение только лишь 17 марта. Через два дня объявили в стране карантин. По словам Марал, им повезло, что марте в Костанае не закрывали кафе и рестораны, вместимостью не более 30 человек.
"До открытия кафе мы раскручивали наш Instagram. Благодаря рекламе стало больше подписчиков и желающих заказать блюда на дом. С помощью курьерской доставки мы смогли в два раза повысить доход. Если в первые дни выручка была в районе 80-100 тысяч тенге, то уже с доставкой доход составлял 180-200 тысяч тенге в день. Но тогда мы даже не предполагали, что доставка блюд окажется единственным источником дохода", - начала свою историю Марал.
2 апреля все кафе и рестораны в Костанае закрыли из-за ужесточения карантина. Об этом Марал узнала только вечером 1 апреля. В этот же день аккаунт их заведения в Instagram заблокировали.
"Был шок. С одной стороны, закрытие, с другой - блокировка нашего аккаунта. На его рекламу и раскрутку мы потратили много сил и времени. Но из-за нечестных конкурентов аккаунт заблокировали, и мы остались без основного канала продаж. Наша дневная выручка упала до 40 тысяч тенге. Мы вынуждены были сократить персонал. Оставили только поваров и двух работников по кухне. По аренде нам сделали скидку в 50 процентов только на один месяц. Поэтому, чтобы дальше оплачивать аренду и выдавать заработную плату, я занимала деньги везде, где можно", - делится предпринимательница.
Но оказалось, что первый карантин для Марал и ее кафе был просто репетицией предстоящего кризиса. Во время второго карантина дневная прибыль заведения составила лишь 20 тысяч тенге.
"Если в марте-апреле было не так много заболевших, то, начиная с конца мая, болели все вокруг. У людей не было денег даже на лекарства. Сами понимаете, о каких блюдах из кафе здесь можно говорить?! Плюс к этому, офисы, которые находятся в нашем районе и заказывали у нас обеды, закрылись. Таким образом мы лишились половины заказов. Второй карантин нас просто добил. Мы были на грани банкротства. Спасло от закрытия, наверное, только то, что у нас с супругом просто не было других вариантов. Мы вложили все, и надо было выживать", - рассказывает наша героиня.
Сейчас дела в кафе Марал немного улучшились. Правда, до сих пор предпринимательница не может выплатить все долги по заработной плате.
"В Костанае послаблений на данный момент еще нет. Поэтому в выходные дни можно работать только летникам. По этой причине нам пришлось понести дополнительные расходы и оборудовать террасу. Но мы рады, что мы хотя бы открыты в будние дни. Из-за долгов по заработной плате мы никак не можем выйти в плюс. К тому же много расходов из-за требований санитарных врачей. Конечно, я лично только за безопасность, но бывает сложно найти в городе тот же дезинфицирующий коврик или пластиковые маски для официантов. Мне приходится их заказывать в Алматы, Нур-Султане или Караганде, неся дополнительные расходы из-за логистики. А сейчас каждый тенге на счету", - делится владелица кафе.
Требования санитарных врачей выбили из колеи мастера по маникюру Наталью. Она открыла свой кабинет в Нур-Султане более семи лет назад, но с такими убытками столкнулась впервые.
"В начале марта я оплатила аренду кабинета, и через пару дней нас закрыли. Работать не разрешали вплоть до июня. Мне повезло, что в начале месяца я закупила впрок продукты и живу в своем доме. То есть у меня нет ежемесячной аренды. К тому же у дочери-школьницы была дистанционка, которая позволила нам не покупать ей одежду на весну. Так и протянули до июня.
В начале лета вроде бы нам разрешили работать, но каждый раз менялись санитарные требования. Меня не удивить всякими растворами, кварцеванием, дополнительной обработкой инструментов. Все это у меня было и есть. Но, к примеру, требования к термометру тела меня поставили в ступор. Салон наш закупил ту модель, о которой нам в начале заявили. Позже требования изменили, и необходимо было приобрести уже другую модель. А после, в июле, и вовсе наша деятельность снова попала под запрет", - рассказывает Наталья.
По словам мастера по маникюру, многие ругали салонных мастеров за подпольно оказанные услуги. Писали жалобы в акимат, фиксировали нарушения на фото и видео.
"У знакомого мастера салон работал подпольно. Да, это неправильно с точки зрения безопасности. Но вот что она может сказать, к примеру, детям, которые хотят молоко и булочки?! Так и работали с закрытыми шторами. Пока жительница этого дома, где находится салон, не написала жалобу. Их закрыли, оштрафовали владелицу парикмахерской. Но вот почти все сотрудницы салона - мамы-одиночки, которые остались без средств к существованию. А женщина, которая написала жалобу - госслужащая, которая работала из дома удаленно, получая свою зарплату. Кто из них будет смотреть в лицо голодным детям?! Моя знакомая в итоге распродала за бесценок свое оборудование и материалы и уехала с детьми к маме в деревню. Говорит, повезло, что не умерли с голоду", - поделилась мастер по маникюру Наталья.
С 14 сентября салонам красоты в Нур-Султане разрешили работать в выходные дни. Наша героиня рада послаблению, но переживает за отток клиентов.
"Во-первых, доходы у людей упали. Раньше, кто мог позволить себе маникюр, теперь вычеркивают эту статью расходов. К тому же из-за повышения курса доллара в марте подорожали все материалы. Вопрос времени, когда нужно будет повышать стоимость услуг. А это тоже приведет к очередному оттоку клиентов. К тому же пугают второй волной коронавируса, и никто не знает, что будет завтра", - говорит салонный мастер Наталья.
Владелец отдела по продаже сантехники Еркин из Алматы опасается, что финансовое положение населения будет только ухудшаться. По его словам, такой низкий спрос он и его родители не наблюдали уже более 20 лет.
"Даже в кризис в 2008 году дела у родителей шли куда лучше, чем сейчас. Это впервые, чтобы в июне-августе, в разгар ремонтов, не было продаж. У людей нет денег. А если даже есть, и они планировали сделать ремонт, то сейчас поменяли свои планы. Всех пугает будущее, и никто не хочет тратить свои деньги", - заявил предприниматель.
Перед закрытием на карантин Еркин успел оплатить аренду контейнеров. Но администрация рынка не вернула ему деньги. Более того, все последующие месяцы, несмотря на запрет работы, он исправно выплачивал аренду.
"Администрация строительного рынка сразу предупредила, что в случае отсутствия оплаты нас выселят. И неважно, что с марта по май включительно мы не работали. Ни о каких послаблений, скидках не было и речи. Более того, мы вынуждены были выплачивать и заработную плату своим двум сотрудникам. Они давно работают с нами, и мы знаем, что они единственные кормильцы семей. Вот скажите, как мы могли оставить целые семьи без хлеба?! В минус себе, но мы оплатили зарплаты, хоть и не работали. Но у нас была финансовая подушка на черный день. Знали бы мы, что будут черные месяцы", - переживая, отвечает на вопросы Еркин.
К тому же владелец отдела сантехники возмущен выборочностью проверяющих. По словам Еркина, некоторые отделы могут проверять чуть ли не каждый день, к другим вообще не заглянут.
"В неделю несколько раз приходят, проверят. А штрафы для юридических лиц вы сами знаете, какие высокие. Но если бы от нас это только зависело. Мы свой отдел, к примеру, всем оборудовали. Я сам и наши продавцы носим только одноразовые комбинезоны, маски, перчатки и меняем их соответственно правилам. Но, бывает, приходят клиенты и не хотят надевать маски. Так и говорят: "Коронавируса нет, и что ты мне сделаешь?". Приходится их не запускать или просить выйти. В ответ они возмущаются, матерятся, иногда и в драку лезут. Но что делать, терпим и не запускаем. Ведь проверяющие придут со штрафами к нам, а не к покупателю", - рассказал собеседник.
Алматинский предприниматель уже задумался над закрытием своего отдела. По словам Еркина, у них больше убытков, чем прибыли.
"По городу вы, наверное, замечали, сколько закрытых объектов торговли, общепита. Везде эти желтые плакаты с одним и тем же текстом "Продажа или аренда". Нам столько говорили о поддержке МСБ, но на деле - ничего. Каждый выживает, как может.
Поймите, закрыть свое дело для любого настоящего предпринимателя - это удар в сердце. Это же твое детище, о которым ты заботишься и отдаешь все свое время. Не зря говорят, что работа на себя - это работа 24 часа в сутки. Пандемия коронавируса и карантин по всем сферам ударили. Но нас, предпринимателей, убивает даже не это, а постоянно меняющиеся правила и требования. Я даже клиентам не могу сказать точно, будем ли мы работать в эти выходные или нет. То, что сейчас происходит у нас - это ад для любого представителя МСБ".
Имена героев статьи по их просьбе изменены.
Подготовила Айгерим Абилмажитова. Фото: Алихан Сариев
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также