Как вычислить площадь юрты? Учитель-зумер из Алматы покоряет сеть
Математика часто вызывает у школьников страх и непонимание. Но современные преподаватели находят новые способы заинтересовать учеников, научились подавать материал с юмором, на актуальных примерах и через социальные сети помогают сделать сложные темы понятными для всех. Сегодня мы поговорили с одним из них - учителем-зумером Евгением Солоницыным, прославившимся в сети благодаря интересным и неожиданным приемам в преподавании математики как на русском, так и на казахском языках, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В свои 24 года Евгений Солоницын уже не только работает в школе, но и активно продвигает предмет через социальные сети, набрав внушительные 266 тысяч подписчиков за считаные месяцы. Его история - пример того, как порой случайные события могут кардинально изменить жизненный путь.
В 2017 году он окончил школу с вполне обычными оценками: тройки и четверки.
"Не скажу, что был прилежным учеником, учился на тройки и четверки, и тогда совсем не думал, что свяжу свою жизнь с преподаванием", - поделился Евгений.
После школы парень поступил на физико-технический факультет по специальности радиотехника в Казахский национальный университет имени аль-Фараби. Учеба на технической специальности удовольствия не приносила.
"Я доучился до третьего курса и понял, что это не мое: не получал удовольствия от процесса обучения. Во время пандемии, когда многие студенты перешли на удаленное обучение, мама, логопед по профессии, попросила помочь одной из ее учениц с математикой. Я согласился и неожиданно для себя обнаружил, что мне нравится объяснять сложные темы доступным языком. Вскоре появились другие ученики. Так я стал преподавать онлайн через платформу Zoom", - рассказал Евгений.
Вскоре количество учеников увеличилось, было время, когда он проводил до 65 часов занятий в неделю. В какой-то момент он понял, что преподавание - это то, чем хочется заниматься, так как приносит не только удовольствие, но и хороший заработок. Помимо школьников из Казахстана, у молодого человека появились ученики из Испании и Франции, для которых он преподавал на английском и французском языках.
К слову, Евгений владеет пятью языками, и это стало еще одним его конкурентным преимуществом. Он свободно говорит на русском, английском и французском, казахский, как он сам уверяет, знает на уровне 50 процентов, а немецкий пока продолжает изучать.
Возвращение в родную школу
Окончив бакалавриат, Евгений решил продолжить обучение, но уже в педагогическом направлении - в магистратуре Казахского национального педагогического университета. Одновременно он продолжал преподавать онлайн, накапливая опыт и уверенность в своих силах. После окончания магистратуры Евгений решил работать учителем в лицее №134 в Алматы - своей родной школе, хотя у него были предложения и от частных учебных заведений.
"Мне было интересно пойти именно в государственную школу. Я сказал себе: "Хочу, чтобы это была госшкола". Это и для опыта, и чтобы внести свою лепту в развитие страны. Ведь государственные школы - это те места, где учатся дети из обычных семей. И я хочу, чтобы они становились умнее и в будущем продвигали нашу страну вперед", - объяснил Евгений свое решение.
В школе молодой учитель преподает алгебру и геометрию в девятых и десятых классах. Классное руководство считает слишком ответственной и трудоемкой задачей. По его словам, это требует много времени, к тому же себя он не считает достаточно организованным для такой роли.
Стиль преподавания: без страха перед математикой
Евгений - не сторонник жесткой дисциплины на уроках. Он считает, что главное в преподавании - это установить контакт с учениками, создать атмосферу доверия и взаимопонимания.
"Моя дисциплина нежесткая. Не знаю, хорошо это или плохо. Зато я ближе к ученикам: они не боятся меня, но уважают, как старшего брата, и прислушиваются. Благодаря такой стратегии ученики охотно вовлекаются в процесс обучения и не стесняются задавать вопросы, если что-то остается непонятным. Также мы часто ходим в горы, конечно, чтобы лучше познакомиться с математикой", - рассказал он, отмечая, что такие прогулки необходимы и для здоровья.
Спорт в жизни Евгения стоит на одной ступени с алгеброй и геометрией. Ему он посвящает практически все свободное время.
Одним из ключевых принципов Евгения в преподавании является использование юмора и примеров из жизни. Он считает, что математика не должна отбивать у детей желание учиться, наоборот, она должна быть подана интересно и увлекательно.
"Многие дети считают себя гуманитариями только потому, что когда-то пропустили важную тему по математике, потом просто не смогли догнать и, разочаровавшись, решили, что она им вообще не нужна. А математика - это такой предмет, который нужно понимать поэтапно. Я и сам до восьмого класса считал себя гуманитарием. Любовь к математике привила мне моя учительница, которая теперь уже моя коллега", - отметил Евгений.
Преподаватель делит учеников на три категории:
- одни хотят понять зачем нужна определенная тема;
- другим интересно скорее приступить к решению примеров по данной теме;
- а третьи стараются понять, почему именно эта тема/формула работает данным образом.
И если учитель сможет ответить на эти вопросы, дети будут мотивированы учиться.
Социальные сети и популяризация математики
Особенностью Евгения как учителя стало его активное присутствие в социальных сетях. В марте этого года он начал вести Instagram-аккаунт, где объясняет математические темы простым и понятным языком. Всего за шесть месяцев Евгений набрал 266 тысяч подписчиков, что само по себе говорит о популярности его подхода.
"Людям интересно узнавать математику через реальные примеры, а не через сухие формулы. Например, я снял видео о том, как математически высчитать, какую пиццу выгоднее покупать: одну большую или две маленькие. Это видео вызвало большой отклик, и даже франшиза, на чью пиццу я сослался, купила эту идею для рекламы. Я уверен, что математика нужна не только тем, кто свяжет свою карьеру с этой наукой. Математика - это инструмент, который может пригодиться в любой момент жизни, будь то подсчет обоев для ремонта или правильное измерение ингредиентов для салата. Понятно, что салат получится и в том случае, например, если на глазок разбавить 70-процентную уксусную эссенцию до 5-процентной, но с подсчетами ваше блюдо становится математически совершенным, плюс мозг работает", - с улыбкой отметил учитель.
Новые вызовы и планы
В будущем Евгений планирует создать YouTube-канал, чтобы еще больше людей могли познакомиться с математикой через его подход. Он также продолжает вести онлайн-курсы, сейчас у него 25 учеников, включая ребят из Израиля, США, Франции, Германии и России.
Хотя Евгений признает, что работа в школе - это непростая задача, связанная с большой нагрузкой, он не жалеет о своем выборе.
"Для меня работа в школе - это не про деньги, а про опыт и вклад в общество. Школа - это место, где можно реально изменить чью-то жизнь, помочь детям увидеть мир по-другому", - подвел итог Евгений.
Он искренне верит, что каждый учитель должен идти в ногу с временем, чтобы быть интересным для своих учеников. Ведь сегодняшние дети не похожи на вчерашних, поколение Google и "Альфа" - представители цифрового общества, которые не жили в мире без компьютера и интернета. А математика - это не просто наука о цифрах и формулах, а универсальный язык, который может помочь во многих жизненных ситуациях.
"Если бы я хотел чисто денег, я бы не пошел в школу. Но я хочу оставить след, помочь будущим поколениям. Ведь каждый ученик, который поймет мою тему, может потом поделиться ею с другими и так постепенно улучшить мир вокруг нас", - уверенно заявил Евгений Солоницын.
Сегодня он продолжает работать в школе, активно ведет социальные сети и надеется, что его труд принесет плоды не только для отдельных учеников, но и для всей системы образования в целом.
Беседу провела Олеся Савченко
Фото из личного архива Евгения Солоницына