В редакцию Tengrinews.kz в апреле пришло письмо от читателя. Шелек "загибается" – таким был посыл этого обращения. В нем мужчина описывал проблемы своего родного села, как хорошо там жилось раньше и как – по его мнению – все изменилось в худшую сторону. Корреспонденты отправились в командировку в Алматинскую область, в Шелек (Чилик), что в 136 километрах от мегаполиса. Они ожидали увидеть разруху. А что увидели, чем живет село в 2025 году, есть ли там работа, есть ли чем заняться сельским детям – читайте в репортаже.
В начале приведем письмо читателя полностью:
"Вот если бы сказать о моем родном селе – бывшем райцентре Шелек... Оно точно загибается после того, как сняли статус райцентра. Раньше там проживало тысяч 50 населения, шесть заводов функционировали, восемь школ, включая спортивную и музыкальную, детские сады, пятиэтажки: горячая вода в домах, все условия. Вокруг винсовхоз, табаксовхоз, фермы, где скотопоголовье занимало в Союзе призовые места, рощи огромные, две площади, большое количество организаций, автовокзал, даже пляж был собственный. В селе был даже подземный переход... Потом все в частное ушло и пропало. Только больших кинотеатров в селе было три, кафе, рестораны, церкви и мечети. Три-четыре общественные бани, две газеты, радио, автопарк, маршрутные автобусы курсировали по поселку, три больницы и куча поликлиник, включая детскую и женскую... А сейчас дороги распахали и стоят уже года два-три... Школы вроде строят, но подступы к ним не очень. В многоэтажках отопления нет, трубы торчат из окон... Да чего уж говорить...".
"Зато никого не сбивают..."
В Шелек мы едем в апреле. Село встречает нас пустыми улицами и серым небом. Погода дождливая, ветреная и прохладная, поэтому и людей на улицах не так много.
"Зато у нас ДТП нет, никого не сбивают. По таким дорогам не разгонишься", – шутит заместитель местного акима Куат Абдакимов, который нас встречает.
"В поселке 141 улица и 10 тысяч домов, 38 из которых многоквартирные, – добавляет он уже всерьез. – Сейчас Шелек полностью обновляется, идет капитальный ремонт трубопровода, канализации. К сегодняшнему дню уже проложено 115 километров труб из 125 километров. Как только закончат эти работы, начнем дороги восстанавливать. До конца этого года должны все закончить".
"Вы когда дома делаете ремонт, вы же терпите. Так и тут – капитальный ремонт идет. Вот второпях в угоду жителям улицу Бижанова заасфальтировали, новый асфальт проседает, потому что земле и покрытию не дали осесть", – приводит он пример.
"Люди тут живут особенные..."
Как уже говорилось, в местной администрации нас встречает заместитель акима Куат Абдакимов. Глава поселка в это время – на учебе в соседнем районе.
"Я младший в семье. В 2008 году вернулся в село, восстановил отцовский дом. Собираюсь тут прожить всю жизнь. Мне нравится Шелек, люди тут особенные живут", – говорит немного о личном замакима.
Затем продолжает о селе: в настоящее время здесь проживает около сорока тысяч человек. Это только зарегистрированных. И население, по его словам, постоянно увеличивается.
"Еще лет 10-20 лет назад люди уезжали, работы тут для них не было. Но сейчас многие возвращаются, молодежь особенно. Они старые дома восстанавливают, брошенные когда-то их отцами крестьянские хозяйства поднимают. Мы откуда это знаем – они подают заявки на субсидирование минеральных удобрений, воду, и мы видим хороший прирост населения", – рассказывает Абдакимов.
"У нас безработных практически нет. Есть самозанятые, их много: в торговле, частном извозе, общепите, услугах разных: швеи, парикмахерские, ремонт обуви и крестьянские хозяйства, которые обеспечивают людей рабочими местами", – отмечает замакима.
"По сравнению с другими поселками, я считаю, что у нас в Шелеке – благодать. Дороги только вот плохие, но это временно", – говорит он.
Бизнес и кандасы
Но дороги, подчеркивает замакима, делают, а кроме них ремонтируют и многоэтажки: провели отопление и газ. Улучшают и внешний облик, причем стараются следовать моде – выписали художника из города.
"Специально из Алматы приглашали муральщика. Пока вот только на одном доме мурал появился, но мы будут еще приглашать художников. Жителям нравятся такие новшества", – добавляет чиновник.
Куат Абдакимов также отмечает, что к настоящему времени в поселке газифицировано более 90 процентов всех домов.
"Основной упор в нашем регионе делается на животноводство и растениеводство. 40-50 процентов земли занимают хозяйства по выращиванию сои. Основные покупатели – Россия и Китай. Из сои производится масло, которое используется в пищевой промышленности, оборонной системе, производстве косметики", – объясняет замакима.
"У нас людей стало больше, заводов и фабрик нет, а работать где-то надо, поэтому процветает МСБ. У нас тут в "шаговой" доступности "Хоргос" (Международный центр приграничного сотрудничества для беспошлинной торговли между Китаем и Казахстаном – прим. ред.) Местные предприниматели туда ездят, покупают товары, тут реализуют. Большинство предпринимателей приехали из Китая. Они молодцы, работают лучше, чем местные. Им надо зацепиться тут, остаться, построить жизнь с нуля, поэтому они стараются".
"Я владею площадями на центральном базаре, в торговом доме и сдаю их в аренду. У меня сейчас 25 кандасов работают. Когда они только приехали я на полгода-год освобождал их от аренды, чтобы они могли встать на ноги. Они просто платили за охрану и коммуналку".
"Сначала думали, что временно в Шелеке и потом переедем в населенный пункт побольше. Но, пожив тут, решили остаться. Я открыла свой бизнес. Увидела, что в ауле нет фотосалонов и открыла такой. К тому же, тут и конкуренции такой нет, как в городе. С годами обзавелись друзьями, среди них и казахи, и уйгуры, и русские. Уже никуда уезжать отсюда не хочется. Наоборот, хочется остаться и работать, чтобы поселок процветал", – такая история у женщины и ее семьи.
Жумагуль в Шелеке своего рода – "хранитель истории". Фотографироваться к ней приходят практически все местные, начиная с раннего возраста.
"Это удивительно. Я фотографирую ребенка, потом он приходит сделать фото на выпускной, например, и я вижу каким он стал, потом я делаю его свадебную фотографию. Получается, наблюдаю и сохраняю памятные моменты из жизни своих односельчан", – делится отношением к работе Жумагуль.
"Такое не в каждом городе есть..."
За последние пару-тройку лет, продолжает рассказывать Куат Абдакимов, поселок сильно преобразился: тут открыли новую школу, спортивно-оздоровительный комплекс, обустроили рощу, отремонтировали больницу.
"Сейчас у нас обучаются 740 учеников с 1 по 11 класс и 42 дошкольника. Помимо этого функционирует масса кружков и секций – спортивных, научных, таких как робототехника, например, и творческих, в частности, фотостудия", – рассказывает директор этой школы Ляззат Карабаева.
"Сейчас дети меньше интересуются художественной литературой. В основном они берут книги по бизнесу, экономике", – делится наблюдениями библиотекарь.
"В восьмистах метрах находится другая школа, которая была рассчитана на тысячу с чем-то учеников, обучалось там 800. После строительства новой школы, многие ушли в нее, и в старой школе осталось всего 300 учеников. Огромное здание, получается, пустует. При этом в некоторых соседних селах школ вообще нет".
Всего в Шелеке функционирует 10 школ. Причем, как отмечает замакима, нехватки с учителями в поселке нет. Специалисты едут по программе "С дипломом – в село", так как условия хорошие: и зарплаты выше, и жилье льготное. Сейчас в Шелеке строиться многоквартирный дом для учителей и других госслужащих.
"Мы открылись в марте 2024 года, и в первый же день к нам в секции записалось 1400 детей. На базе школы было открыто 18 секций по разным видам спорта, среди которых те, которых у нас в регионе раньше не было. Например, тхэквондо, джиу джитсу, гандбол, самбо. За восемь месяцев работы мы уже воспитали 25 КМС (Кандидатов в мастера спорта. – Прим. редакции). Недавно наша команда девочек стала призерами области по баскетболу", – не без гордости рассказывает Даурен Рамазанов, директор детской спортивной школы.
"Они волейболом, футболом, фитнесом занимаются. По субботам весь состав РОВД здесь тренируется. Также у нас занимаются пенсионеры. Для них функционируют такие секции, как, например, йога цигун. Пенсионеры – вообще самые дисциплинированные спортсмены, никогда не пропускают тренировки, занимаются с полной отдачей", – хвалит их Дауренов.
"Тут сельская местность, как молодым специалистам нам выдают беспроцентные кредиты, ипотеку, зарплаты хорошие. В общем, создают условия, чтобы мы ту работали. К тому же, многие люди меня тут знают как врача, доверяют мне. В городе тоже все было прекрасно у меня, но в селе все же комфортнее. Сейчас тут вообще хорошо: мои дети ходят в новую школу, посещают спортивные секции. Два парка в селе обустроили, мы с семьей там часто проводим время. Горы рядом, река или рыбалка..."
Также в селе есть свой медколледж, где готовят средний медперсонал, Дом культуры и музей.
"Мы стараемся хотя бы раз в две недели проводить в Доме культуры мероприятия – концерты, спектакли, кинопоказы – для этого из города привозят кассовые фильмы. Тут же у нас для детей есть творческие кружки: танцы, домбра и другие", – рассказывает замакима Куат Абдакимов и приглашает нас посетить музей.
Здание местного музея само по себе – экспонат. Оно было построено в 1902 году и когда-то было домом купца. В 1981 году его передали под музей.
"Все экспонаты здесь относятся к Чилискому региону. Мы их бережно собираем, храним. Многие экспонаты приносят местные жители, поэтому фонд музея постоянно пополняется. Не в каждом городе такое есть", – подчеркивает замакима.
По его словам, ежегодно музей посещают 2,5 - 3 тысячи человек.
"Нужен ли статус города..."
Если вернуться к письму нашего читателя, из-за которого мы поехали в командировку, то можно обратить внимание на такие его строки: "...Село точно загибается после того, как сняли статус райцентра...".
Разговоры о том, чтобы сделать Шелек городом или хотя бы вернуть ему статус районного центра, идут давно. Однако на вопрос "А нужен ли он – этот статус?" однозначного ответа нет. Вот, заместитель акима Куат Абдакимов, говорит, что у Шелека как у села есть будущее.
"Сейчас в планах строительство индустриальной зоны на 240 гектарах земли. Уже приезжали инвесторы, которые планируют открывать там заводы и производства. В настоящее время решается вопрос инфраструктуры. Как решится, сразу приступим к строительству. Предварительно, после открытия индустриальной зоны работой будут обеспечены 1,5 - 2 тысячи человек", – показывает чиновник схемы и карты.
А если поспрашивать местных жителей, то одни уверены, что новый статус нужен, и обязательно: по их мнению, если Шелек станет городом, сюда потекут госсредства на развитие инфраструктуры, и он преобразится. Другие отмечают, что им, по большому счету, все равно – они считают, что это существенных изменений не принесет. Третьи же видят в присвоение Шелеку статуса города своеобразную угрозу: если он перестанет быть селом, учителя и врачи лишатся части зарплат и льгот, а это, рано или поздно, неизбежно приведет к оттоку специалистов. А так, говорят, тут и сейчас неплохо.
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp