"Я не смог открыть в банке депозит". Вещи, о которых не задумываешься в обычной жизни
Современные банки стараются сделать все и больше для комфорта своих клиентов. Однако всем ли клиентам действительно доступны все банковские услуги? Об этом не задумываешься, пока не узнаешь, что в XXI веке в казахстанском банке кто-то не смог открыть депозит. Банк не принял принесенные ему на хранение деньги?!
"Отказывают в кредитах"
На интервью в редакцию пришли три человека с ограниченными возможностями. Каждый из них добился успехов в своей сфере.
Вениамин Алаев - известный казахстанский правозащитник, руководитель Комиссии по правам людей с ограниченными возможностями имени К. Иманалиева, внештатный советник акима Алматы, член Коалиции нового поколения правозащитников.
Кенжегул Сейтжан, он видит только силуэты, передвигается с помощью палочки, на интервью он приехал на социальном такси. Предприниматель, в 2017 году он открыл по франшизе хостел, который принимает ежемесячно 1500 человек.
Ернар Сарсеев - председатель общественного объединения НЛП "Независимость - лучший подарок", юрист АРДИ (Ассоциация родителей детей-инвалидов). У него также ДЦП, он инвалид 1-й группы и передвигается на коляске.
Они не только опытные борцы за свои права, но и просто образованные люди с широким кругозором. За годы жизни они были в США, Японии, Англии, Финляндии и множестве других стран, видели, как там живут люди с ограниченными возможностями, и готовы добиваться того же для казахстанцев. На сегодня Алаев, Сейтжан и Сарсеев не объединены в какую-либо отдельную организацию, они представляют интересы всех казахстанцев, имеющих инвалидность и столкнувшихся с трудностями в банках.
Два года назад в адрес Комиссии по правам людей с ограниченными возможностями имени К. Иманалиева начали поступать сообщения от граждан с инвалидностью, что им не дают кредиты, они не могут самостоятельно воспользоваться другими банковскими продуктами. Люди с инвалидностью разных категорий приходят в банк, получают консультации, и когда сотрудники банков видят - либо сразу, либо потом, после предъявления справки или других документов, что они являются людьми с ограниченными возможностями, - им отказывают в кредитах.
Вениамин Алаев:"Мы хотим, чтобы банки увидели в нас потенциальных клиентов"
"Два года назад мы начали отстаивать наше право на доступ к финансовым инструментам и создали проект "Финансовая инклюзия", его поддержал Фонд "Сорос-Казахстан". Мы хотим, чтобы банки увидели в нас потенциальных клиентов и устранили все существующие барьеры.
Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, а она дает нам право на самостоятельное управление собственными финансовыми делами и равный доступ к банковским ссудам и другим формам финансовых услуг. Ведь в социальном государстве с инклюзивным обществом уважаются и ценятся отличия одних людей от других, а также идет активная борьба с дискриминацией", - говорит Вениамин Алаев.
Барьеры бывают трех типов: инфраструктурные, отсутствие удобного доступа к информации, а также отсутствие правильно обученного персонала, который мог бы эффективно ассистировать людям с особыми потребностями.
"Инфраструктурные барьеры - это отсутствие пандусов в отделениях и высокие кабинки касс, банкоматы, которые недоступны пользователям инвалидных колясок. Отсутствие удобного доступа к информации - далеко не все сайты банков адаптированы для использования незрячими, нет материалов, напечатанных шрифтом Брайля. Также у банкоматов отсутствует "озвучивание процессов" при нажатии кнопок, из-за чего незрячим гражданам неудобно ими пользоваться. А персонал банков зачастую считает нас недееспособными.
Самое главное - нет закона, который бы позволил пересмотреть оценку финансовой состоятельности людей с инвалидностью. На сегодня, если у тебя нет пенсионных отчислений, а у инвалидов их нет по определению, значит ты не можешь подтвердить заработную плату, значит в глазах банка ты финансово несостоятельный. Среди нас нет иждивенцев, которые хотят получить кредит, а потом говорить: "Ой, мы не можем вернуть кредит, потому что мы люди с инвалидностью". Это может произойти из-за отсутствия финансовой грамотности или вследствие форс-мажорных обстоятельств граждан", - поясняет общественный деятель.
Также Алаев указывает, что в Казахстане нет законов, которые помогли бы наказывать банки, не идущие навстречу людям с инвалидностью:
"Хотя в нашей Конституции прописано, что никто не может быть дискриминирован по признаку инвалидности, пола, возраста, религии, национальности и так далее, но по факту дискриминацию людей с инвалидностью достаточно сложно доказать. В законе "О социальной защите инвалидов" даже отсутствует детализация, что такое "дискриминация".
Кенжегул Сейтжан:"Я не смог открыть в банке депозит"
Наш второй спикер - Кенжегул Сейтжан, бизнесмен, общественный деятель, спортсмен, представляющий сообщество людей с нарушениями зрения в сферах бизнеса, спорта, образования. Его бизнес - сеть хостелов в Алматы. Компания существует более шести лет, он ею владеет последние 2,5 года. Один из его хостелов находится в "студенческом" районе - Тимирязева-Весновка. Площадь хостела - 200 квадратов, вместимость - 58 коек, в месяц здесь могут остановиться 1500 человек. Цены здесь очень бюджетные: 1000-3000 тенге с человека, рассчитаны они на студентов и спортивные команды. В 2018 году на нашем сайте выходил материал про то, как незрячий спортсмен покорил мировую гонку в Нур-Султане.
Кенжегул рассказывает, что ему, как директору юридического лица, отказывают в кредитах. Полгода назад для развития бизнеса Кенжегул хотел получить кредит по государственной программе - под 6 процентов годовых, но в одном из банков ему отказали: "По внутреннему порядку банка людям с инвалидностью претендовать на кредит нельзя". Когда ситуация повторилась еще в одном финансовом учреждении, он пытался жаловаться в сами банки. Не помогло. Тогда написал письмо депутату Мажилиса РК Ирине Владимировне Смирновой, она сделала запросы в Нацбанк и Ассоциацию финансистов Казахстана. Пришли ответы, что банки - это частные структуры, вмешиваться в деятельность которых даже финрегулятор не имеет права.
Кенжегул Сейтжан и тут не сдался. Привел в качестве созаемщиков брата и других людей. Но банки снова были непреклонны: он сам, как инвалид, не может выступать в роли созаемщика.
Как физическое лицо он тоже сталкивается с ограничениями в банках. Вынесенный в заголовок случай с невозможностью открыть депозит в банке произошел именно с ним:
"Три года назад я не смог разместить свой депозит в банке. Потому что банк не принимал штампики. У незрячих с рождения людей, как я, нет подписи, которой клиент должен подтверждать свое согласие в договоре. Подпись заменяет специально изготовленный штампик с ФИО. И банки отказывались принимать оттиск штампика вместо подписи. Позже уже начали принимать штампики, видимо, сами поняли абсурдность ситуации. Однако по-прежнему в банке перед подписанием договора менеджер отказывается зачитывать вслух весь договор".
Также он указывает, что неправильно или нелогично в банках обустроены тактильные дорожки (в идеале они должны вести человека от остановки общественного транспорта до кассы), звуковые сигналы, а также банкоматы (шрифт Брайля если и есть, то на английском языке, а не на казахском или русском; нет аудиосопровождения операций на банкомате). Сейчас ему во всех операциях с банком требуется просить помощи других людей.
Ернар Сарсеев:"Деньги в банкоматемне снимает 10-летняя дочь"
Наш третий герой - Ернар Сарсеев, он также столкнулся с ограничениями в банках как физическое лицо. Мужчина передвигается на коляске, и первое, на что он обратил внимание:
"Один из казахстанских банков в последнее время накрыл свои уличные банкоматы "чехлом" - железной конструкцией, которая, по видимости, защищает от непогоды и любопытствующих взглядов. Я же на коляске теперь к этим банкоматам не могу даже боком подъехать. Как колясочники должны снимать свои деньги? Я вынужден следовать к банкоматам других банков. Но и там есть проблемы: экраны большинства банкоматов расположены очень высоко, зачастую я ими пользуюсь почти вслепую. Я хоть и зрячий, но мне очень помогло бы аудиосопровождение. Я нашел выход: деньги в банкомате мне снимает 10-летняя дочь..."
Также Ернару Сарсееву неудобно обращаться в отделения банков, многие из которых расположены в жилых домах. Когда у директоров филиалов спрашивают, почему нет пандуса, то они отвечают, что это "ответственность владельца, управляющего недвижимости - бизнес-центра или жилого комплекса". "Получается, нужно обязать банки организовывать отделения только в зданиях, которые пригодны для этого?" - вопрошает мужчина.
Также он вспоминает, что, получив от государства квартиру, не смог получить потребительский кредит на покупку холодильника и плиты. И опять же из-за отсутствия пенсионных накоплений, которых у людей с инвалидностью нет по определению.
"Получается замкнутый круг. У меня стаж работы юристом 20 лет, из них в одной организации - 12 лет. И кредит не дают, потому что я инвалид, у которого по закону нет пенсионных отчислений. С бытовой техникой тогда ситуацию решить удалось: сделал это через третьих лиц. А вот сейчас я бы хотел взять в кредит машину казахстанского производства по программе, где 4 процента годовых. Но мне опять отказывают. Буду вынужден брать другую машину, без кредита, когда накоплю достаточно", - резюмирует юрист.
"Мы хотим быть независимыми"
Жалобы жалобами, но что делать со всем этим? У Вениамина Алаева и его товарищей есть предложения.
Кенжегул Сейтжан рассказывает:
"В центральных банках многих стран - США, Германии, Великобритании, Индии и других - есть департамент, который контролирует качество оказываемых услуг населению. Среди них есть сотрудники-инвалиды: например, с инвалидностью по зрению, с нарушениями слуха и проблемами опорно-двигательного аппарата. Когда я учился в Великобритании, то мне, незрячему, понадобились некоторые услуги, в банке мне ответили: "Скажите, что вам нужно, мы сделаем". В течение недели мне действительно предоставили договор по Брайлю, карточку и прочие документы.
Я спросил, как они это сделали. Мне ответили: "У нас есть департамент, где работают люди с нарушением зрения и другие люди разных категорий. И все услуги и продукты для клиентов с особенными потребностями проходят через контроль удобства их использования".
Вениамин Алаев продолжает:
"Действительно, если нанимать людей с инвалидностью, то они помогут создавать услуги, удобные людям с ограниченными возможностями. А кроме того, у сотрудников банка появится навык общения с такими людьми. Это поможет избежать даже позитивной дискриминации, обеспечит общение со всеми клиентами на равных.
На сегодня у казахстанских инвалидов есть возможность получать пенсию по инвалидности с почтальоном на дому. Но они считают, что у них должен быть выбор, должна быть возможность прийти в отделение самостоятельно. А отсутствие этой возможности - нарушение закона. Фундамент у всех проблем один: отсутствие в законе о социальной защите понятия дискриминации и ответственности за нее. Есть утвержденная в 2015 году Конвенция о правах инвалидов ООН, где написано, что мы самостоятельно имеем право пользоваться всеми финансовыми ресурсами и управлять ими самостоятельно, без посторонней помощи. Государство присоединилось к этой конвенции, значит именно его задача требовать от финансовых институтов качественно обслуживать людей с инвалидностью".
Люди с инвалидностью подчеркивают, что они хотят иметь право быть независимыми, идти туда, куда они хотят, в том числе и без сопровождающих, получать финансовые услуги наравне со всеми. Они могли бы добиваться той же цели через суд, но Алаев, Сейтжан и Сарсеев решили начать с конструктивного диалога с Национальным банком и банками второго уровня.
Ольга Пастухова,
фото Андрея Зайцева