03 октября 2019 | 08:32

"Я не смог открыть в банке депозит". Вещи, о которых не задумываешься в обычной жизни

Фото Андрея Зайцева

Современные банки стараются сделать все и больше для комфорта своих клиентов. Однако всем ли клиентам действительно доступны все банковские услуги? Об этом не задумываешься, пока не узнаешь, что в XXI веке в казахстанском банке кто-то не смог открыть депозит. Банк не принял принесенные ему на хранение деньги?!

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Современные банки стараются сделать все и больше для комфорта своих клиентов. Однако всем ли клиентам действительно доступны все банковские услуги? Об этом не задумываешься, пока не узнаешь, что в XXI веке в казахстанском банке кто-то не смог открыть депозит. Банк не принял принесенные ему на хранение деньги?!

Корреспондент Tengrinews.kz Ольга Пастухова встретилась с тремя алматинскими мужчинами, которые рассказали, с какими ограничениями от банков столкнулись они лично и другие люди с инвалидностью. Важно, что они не просто критикуют реалии, но и предлагают свои варианты решения ситуации. Ситуации, которая, по статистике на 2018 год, касается более 670 тысяч казахстанцев, имеющих инвалидность.

 

тказывают в кредитах"

 

На интервью в редакцию пришли три человека с ограниченными возможностями. Каждый из них добился успехов в своей сфере.

Вениамин Алаев - известный казахстанский правозащитник, руководитель Комиссии по правам людей с ограниченными возможностями имени К. Иманалиева, внештатный советник акима Алматы, член Коалиции нового поколения правозащитников.

Кенжегул Сейтжан, он видит только силуэты, передвигается с помощью палочки, на интервью он приехал на социальном такси. Предприниматель, в 2017 году он открыл по франшизе хостел, который принимает ежемесячно 1500 человек.

Ернар Сарсеев - председатель общественного объединения НЛП "Независимость - лучший подарок", юрист АРДИ (Ассоциация родителей детей-инвалидов). У него также ДЦП, он инвалид 1-й группы и передвигается на коляске.

Они не только опытные борцы за свои права, но и просто образованные люди с широким кругозором. За годы жизни они были в США, Японии, Англии, Финляндии и множестве других стран, видели, как там живут люди с ограниченными возможностями, и готовы добиваться того же для казахстанцев. На сегодня Алаев, Сейтжан и Сарсеев не объединены в какую-либо отдельную организацию, они представляют интересы всех казахстанцев, имеющих инвалидность и столкнувшихся с трудностями в банках. 

Два года назад в адрес Комиссии по правам людей с ограниченными возможностями имени К. Иманалиева начали поступать сообщения от граждан с инвалидностью, что им не дают кредиты, они не могут самостоятельно воспользоваться другими банковскими продуктами. Люди с инвалидностью разных категорий приходят в банк, получают консультации, и когда сотрудники банков видят - либо сразу, либо потом, после предъявления справки или других документов, что они являются людьми с ограниченными возможностями, - им отказывают в кредитах.

 

Вениамин Алаев:"Мы хотим, чтобы банки увидели в нас потенциальных клиентов"

 

"Два года назад мы начали отстаивать наше право на доступ к финансовым инструментам и создали проект "Финансовая инклюзия", его поддержал Фонд "Сорос-Казахстан". Мы хотим, чтобы банки увидели в нас потенциальных клиентов и устранили все существующие барьеры.

Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, а она дает нам право на самостоятельное управление собственными финансовыми делами и равный доступ к банковским ссудам и другим формам финансовых услуг. Ведь в социальном государстве с инклюзивным обществом уважаются и ценятся отличия одних людей от других, а также идет активная борьба с дискриминацией", - говорит Вениамин Алаев.

Барьеры бывают трех типов: инфраструктурные, отсутствие удобного доступа к информации, а также отсутствие правильно обученного персонала, который мог бы эффективно ассистировать людям с особыми потребностями.

"Инфраструктурные барьеры - это отсутствие пандусов в отделениях и высокие кабинки касс, банкоматы, которые недоступны пользователям инвалидных колясок. Отсутствие удобного доступа к информации - далеко не все сайты банков адаптированы для использования незрячими, нет материалов, напечатанных шрифтом Брайля. Также у банкоматов отсутствует "озвучивание процессов" при нажатии кнопок, из-за чего незрячим гражданам неудобно ими пользоваться. А персонал банков зачастую считает нас недееспособными.

Самое главное - нет закона, который бы позволил пересмотреть оценку финансовой состоятельности людей с инвалидностью. На сегодня, если у тебя нет пенсионных отчислений, а у инвалидов их нет по определению, значит ты не можешь подтвердить заработную плату, значит в глазах банка ты финансово несостоятельный. Среди нас нет иждивенцев, которые хотят получить кредит, а потом говорить: "Ой, мы не можем вернуть кредит, потому что мы люди с инвалидностью". Это может произойти из-за отсутствия финансовой грамотности или вследствие форс-мажорных обстоятельств граждан", - поясняет общественный деятель.

Также Алаев указывает, что в Казахстане нет законов, которые помогли бы наказывать банки, не идущие навстречу людям с инвалидностью:

"Хотя в нашей Конституции прописано, что никто не может быть дискриминирован по признаку инвалидности, пола, возраста, религии, национальности и так далее, но по факту дискриминацию людей с инвалидностью достаточно сложно доказать. В законе "О социальной защите инвалидов" даже отсутствует детализация, что такое "дискриминация".

 

Кенжегул Сейтжан:"Я не смог открыть в банке депозит"

 

Наш второй спикер - Кенжегул Сейтжан, бизнесмен, общественный деятель, спортсмен, представляющий сообщество людей с нарушениями зрения в сферах бизнеса, спорта, образования. Его бизнес - сеть хостелов в Алматы. Компания существует более шести лет, он ею владеет последние 2,5 года. Один из его хостелов находится в "студенческом" районе - Тимирязева-Весновка. Площадь хостела - 200 квадратов, вместимость - 58 коек, в месяц здесь могут остановиться 1500 человек. Цены здесь очень бюджетные: 1000-3000 тенге с человека, рассчитаны они на студентов и спортивные команды. В 2018 году на нашем сайте выходил материал про то, как незрячий спортсмен покорил мировую гонку в Нур-Султане.

Кенжегул рассказывает, что ему, как директору юридического лица, отказывают в кредитах. Полгода назад для развития бизнеса Кенжегул хотел получить кредит по государственной программе - под 6 процентов годовых, но в одном из банков ему отказали: "По внутреннему порядку банка людям с инвалидностью претендовать на кредит нельзя". Когда ситуация повторилась еще в одном финансовом учреждении, он пытался жаловаться в сами банки. Не помогло. Тогда написал письмо депутату Мажилиса РК Ирине Владимировне Смирновой, она сделала запросы в Нацбанк и Ассоциацию финансистов Казахстана. Пришли ответы, что банки - это частные структуры, вмешиваться в деятельность которых даже финрегулятор не имеет права.

Кенжегул Сейтжан и тут не сдался. Привел в качестве созаемщиков брата и других людей. Но банки снова были непреклонны: он сам, как инвалид, не может выступать в роли созаемщика.

Как физическое лицо он тоже сталкивается с ограничениями в банках. Вынесенный в заголовок случай с невозможностью открыть депозит в банке произошел именно с ним:

"Три года назад я не смог разместить свой депозит в банке. Потому что банк не принимал штампики. У незрячих с рождения людей, как я, нет подписи, которой клиент должен подтверждать свое согласие в договоре. Подпись заменяет специально изготовленный штампик с ФИО. И банки отказывались принимать оттиск штампика вместо подписи. Позже уже начали принимать штампики, видимо, сами поняли абсурдность ситуации. Однако по-прежнему в банке перед подписанием договора менеджер отказывается зачитывать вслух весь договор".

Также он указывает, что неправильно или нелогично в банках обустроены тактильные дорожки (в идеале они должны вести человека от остановки общественного транспорта до кассы), звуковые сигналы, а также банкоматы (шрифт Брайля если и есть, то на английском языке, а не на казахском или русском; нет аудиосопровождения операций на банкомате). Сейчас ему во всех операциях с банком требуется просить помощи других людей.

 

Ернар Сарсеев:"Деньги в банкоматемне снимает 10-летняя дочь"

 

Наш третий герой - Ернар Сарсеев, он также столкнулся с ограничениями в банках как физическое лицо. Мужчина передвигается на коляске, и первое, на что он обратил внимание:

"Один из казахстанских банков в последнее время накрыл свои уличные банкоматы "чехлом" - железной конструкцией, которая, по видимости, защищает от непогоды и любопытствующих взглядов. Я же на коляске теперь к этим банкоматам не могу даже боком подъехать. Как колясочники должны снимать свои деньги? Я вынужден следовать к банкоматам других банков. Но и там есть проблемы: экраны большинства банкоматов расположены очень высоко, зачастую я ими пользуюсь почти вслепую. Я хоть и зрячий, но мне очень помогло бы аудиосопровождение. Я нашел выход: деньги в банкомате мне снимает 10-летняя дочь..."

Также Ернару Сарсееву неудобно обращаться в отделения банков, многие из которых расположены в жилых домах. Когда у директоров филиалов спрашивают, почему нет пандуса, то они отвечают, что это "ответственность владельца, управляющего недвижимости - бизнес-центра или жилого комплекса". "Получается, нужно обязать банки организовывать отделения только в зданиях, которые пригодны для этого?" - вопрошает мужчина.

Также он вспоминает, что, получив от государства квартиру, не смог получить потребительский кредит на покупку холодильника и плиты. И опять же из-за отсутствия пенсионных накоплений, которых у людей с инвалидностью нет по определению.

"Получается замкнутый круг. У меня стаж работы юристом 20 лет, из них в одной организации - 12 лет. И кредит не дают, потому что я инвалид, у которого по закону нет пенсионных отчислений. С бытовой техникой тогда ситуацию решить удалось: сделал это через третьих лиц. А вот сейчас я бы хотел взять в кредит машину казахстанского производства по программе, где 4 процента годовых. Но мне опять отказывают. Буду вынужден брать другую машину, без кредита, когда накоплю достаточно", - резюмирует юрист.

 

"Мы хотим быть независимыми"

 

Жалобы жалобами, но что делать со всем этим? У Вениамина Алаева и его товарищей есть предложения.

Кенжегул Сейтжан рассказывает:

"В центральных банках многих стран - США, Германии, Великобритании, Индии и других - есть департамент, который контролирует качество оказываемых услуг населению. Среди них есть сотрудники-инвалиды: например, с инвалидностью по зрению, с нарушениями слуха и проблемами опорно-двигательного аппарата. Когда я учился в Великобритании, то мне, незрячему, понадобились некоторые услуги, в банке мне ответили: "Скажите, что вам нужно, мы сделаем". В течение недели мне действительно предоставили договор по Брайлю, карточку и прочие документы.

Я спросил, как они это сделали. Мне ответили: "У нас есть департамент, где работают люди с нарушением зрения и другие люди разных категорий. И все услуги и продукты для клиентов с особенными потребностями проходят через контроль удобства их использования".

Вениамин Алаев продолжает:

"Действительно, если нанимать людей с инвалидностью, то они помогут создавать услуги, удобные людям с ограниченными возможностями. А кроме того, у сотрудников банка появится навык общения с такими людьми. Это поможет избежать даже позитивной дискриминации, обеспечит общение со всеми клиентами на равных.

На сегодня у казахстанских инвалидов есть возможность получать пенсию по инвалидности с почтальоном на дому. Но они считают, что у них должен быть выбор, должна быть возможность прийти в отделение самостоятельно. А отсутствие этой возможности - нарушение закона. Фундамент у всех проблем один: отсутствие в законе о социальной защите понятия дискриминации и ответственности за нее. Есть утвержденная в 2015 году Конвенция о правах инвалидов ООН, где написано, что мы самостоятельно имеем право пользоваться всеми финансовыми ресурсами и управлять ими самостоятельно, без посторонней помощи. Государство присоединилось к этой конвенции, значит именно его задача требовать от финансовых институтов качественно обслуживать людей с инвалидностью".

Люди с инвалидностью подчеркивают, что они хотят иметь право быть независимыми, идти туда, куда они хотят, в том числе и без сопровождающих, получать финансовые услуги наравне со всеми. Они могли бы добиваться той же цели через суд, но Алаев, Сейтжан и Сарсеев решили начать с конструктивного диалога с Национальным банком и банками второго уровня.

Ольга Пастухова,

фото Андрея Зайцева

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная