ПОДЕЛИТЬСЯ
29 июня 2020 | 09:17
"Я снова учусь". Как увеличить доходы в пандемию коронавируса
"Этот кризис не пощадил никого, ни бедных, ни богатых. Жить в условиях неопределенности должны научиться все люди", – говорит инвестиционный советник из Алматы Ольга Эм.
ПОДЕЛИТЬСЯ
"Этот кризис не пощадил никого, ни бедных, ни богатых. Жить в условиях неопределенности должны научиться все люди", – говорит инвестиционный советник из Алматы Ольга Эм.
Tengrinews.kz расспросил финансиста, которая работает в инвестиционном бизнесе с 2003 года, а с 2017 года консультирует состоятельных клиентов в сегменте wealth management (управление благосостоянием), как увеличить доходы в пандемию коронавируса, как жить в условиях неопределенности, где брать энергию и за что мы можем сказать спасибо коронавирусу.
Сегодня много где мелькает слово "обнуление", правда, в совершенно разных контекстах. Я думаю, что сейчас пора каждому из нас осознать, что он - реальный ноль. Единичка скоро возникнет. Хороший вопрос: что сделать, чтобы она возникла?
Действительно ли самые главные вопросы сейчас: "Как заработать побольше денег, пока нас снова не закрыли по домам?", "Как увеличить доходы в пандемию коронавируса?" Люди обсуждают, как они будут жить осенью и зимой, когда, вероятно, увеличится число заболевших и умерших, и нас, скорее всего, снова обяжут оставаться дома. Прогноз Министерства здравоохранения РК еще пессимистичнее: дистанцироваться, возможно, придется до 2022 года.
Также слышу вопросы: "Стоит ли думать об отдыхе этим летом или надо вкалывать, пока есть возможность?", "Рассчитывать, что дети пойдут в офлайн-школу или настраиваться с 1 сентября вновь обучать их самостоятельно?", "Покупать дом, чтобы не сидеть впятером в однокомнатной квартире без возможности прогулок на свежем воздухе?"
Однако, я считаю, главный вопрос на сегодня звучит совсем иначе: "Где брать энергию в условиях неопределенности?" Человек сможет справиться со всем – и с потерей работы, и с активным участием в обучении детей, и с вынужденной изоляцией в квартире, если у него есть энергия. А вот где брать энергию, как восполнять ее в условиях новой реальности – именно на этот вопрос надо искать ответ.
Так все же: отпуск или пахать? Моя личная мантра звучит так: "Хорошо поработал - хорошо отдохнул". Карантин пройдет, и лето пройдет. Мне вспоминается, что в своей книге "Искусство заключать сделки" Дональд Трамп писал, что он заключает сделки во время игры в гольф. Я думаю, что у многих людей есть возможность следовать этому совету: решать рабочие вопросы, отдыхая. Что им мешает?
Думаю, многие люди не соблюдают колесо баланса жизни, где есть место и работе, и семье, и отдыху, и хобби. Многие люди - трудоголики, они привыкли идентифицировать себя с работой и рабочими достижениями. А если работы нет, достижений нет, то кто я? Никто? Проблема в отсутствии собственной самоценности. С этим хорошо работают психологи.
А менять ли квартиру на дом? Однозначно стоит задуматься о личном пространстве, в принципе, его можно структурировать и в небольшой квартире. Закон РК "О жилищных отношениях" говорит, что на человека полагается не менее 15 квадратных метров жилья. По нормам ВОЗ рабочее место должно быть не менее 8 квадратов на человека. По моей логике – личного пространства должно быть столько, чтобы человека не беспокоили во время работы онлайн. Мозг не может параллельно решать две задачи: рабочую и семейную.
Я думаю, что люди, у которых есть финансовая подушка, рассредоточатся по территории страны. Также получит развитие сельское хозяйство. Возможно, будет тренд на покупку домов в сельской местности, чтобы можно было всей семьей в любой момент переместиться туда из закрытого на карантин города, спокойно гулять на свежем воздухе и в целом беспрепятственно передвигаться. Возможно, даже появятся жилищные программы на эти цели.
Если коротко, то источников энергии два: финансовая подушка и саморазвитие. Саморазвитие в свою очередь опирается на критическое мышление.
Когда я думаю о карантине, то я думаю о выгорании. Поясню: для жизни нужны ресурсы, но ресурсы - это не только деньги, которыми сейчас все озабочены. Ресурсы – это в том числе жизненные силы. И хорошо думать не только о том, как заработать и инвестировать, но и о том, как восстановить свои силы, чтобы быть готовыми к новым волнам карантина. Потому что если вы будете с приличным счетом в банке, но при этом эмоционально измотанными, выгоревшими, без желания жить и мечтать, то для вашего здоровья это даже страшнее возможного коронавируса.
Мой прогноз таков: мы будем жить в среде неопределенности очень долго, может быть, даже всегда. И чтобы не просто выжить, а еще и наслаждаться жизнью, надо найти себя снова, пересобраться, написать или обновить план, к чему вы стремитесь в своей жизни, и следовать ему. Старый план по достижению мечты не отменяется, а пересматривается.
Коронавирус и вызванные им обстоятельства - это хороший тест на ценность и жизнеспособность наших ранее поставленных целей. Точно ли я хочу этого теперь? Точно ли это по-прежнему важно? Может быть, некоторые цели стоило давно вычеркнуть, но из-за постоянной гонки не было возможности остановиться и поискать ответы на эти вопросы? Карантин дал нам эту возможность, как под лупой показав все плохое и все хорошее, что есть в нашей жизни.
Есть такая житейская поговорка "Лошадь сдохла, слезь с нее". Как лично я понимаю это и использую для себя и в работе?
Я по ней оцениваю источники дохода. Приведу пример: 2 года назад за лекцию в университете мне как преподавателю платили 10 000 тенге в час. И вот спустя 2 года ставка не изменилась. А во время карантина этот доход вообще исчез. И я начала с того, что спросила себя: "А приносит мне преподавание по-прежнему удовольствие?", "Это мое призвание?", "Готова ли я делать это даже бесплатно?" И если выясняется, что не приносит, что я рассматриваю это именно как источник заработка, то, наверное, пора слезть с этой лошади. И переключить внимание на то, что приносит и удовольствие, и прибыль.
Есть еще одна методика, позволяющая оценить то, насколько выгодна для меня та или иная деятельность. Источник дохода можно сравнить с инфляцией, конкурентами и самим собой. Два года назад ставка инфляции составляла 6 процентов. То есть через год моя ставка должна была вырасти до 10 600 тенге, а через два – 11 200 тенге. А она по-прежнему 10 000 тенге. Также должно насторожить возросшее количество конкурентов, которые работают, предположим, за 5000 тенге в час. Тогда мне сам рынок сигналит, что моя ставка неконкурентна. Надо либо менять нишу, либо меняться самому, улучшать качество контента. Это самый болезненный момент: люди часто думают, что они самые лучшие, им не надо улучшаться и развиваться.
Я сейчас коротко описала, как финансовые аналитики оценивают стоимость бизнеса, стоит ли в него инвестировать или нет. Во-первых, сравнивают актив сам с собой – насколько он улучшился за год. Приходят ли ко мне за новыми идеями старые клиенты, студенты? Или люди сотрудничают со мной, обучаются у меня один раз? Во-вторых, сравнивают с отраслью. Компании, которые производили пленочные фотоаппараты, с приходом цифры либо переориентировались, либо умерли. В-третьих, сравнивают с ближайшим конкурентом.
Первый шаг. Осознать, что так, как было, уже не будет.
Второй шаг. Понять, кто я в пищевой цепочке: исполнитель, руководитель, топ-менеджер, собственник бизнеса? Мне нравится быть в своей пищевой цепочке на своей позиции? Очень часто люди не хотят признаваться самим себе в истинном положении дел, предпочитая оставаться в иллюзии. Они в этот момент похожи на проигравшегося игрока казино: все проиграл, но верит, что сейчас вот-вот сорвет джек-пот. Эти люди не будут спрашивать совета, а если вы его им дадите - не прислушаются. Ведь они верят, что все вернется. Не вернется: мы никогда не будем жить в мире, где можно не думать о безопасности.
Третий шаг. Проработать разные варианты: самый негативный, оптимальный, супероптимистичный. Знаете, я скажу интересную вещь: поучиться этому вы можете у правительства Казахстана. Что такого сделало наше государство, что в мае-июне 2020 года тенге укрепился несмотря на все происходящее? Во-первых, наше государство молниеносно отреагировало на угрозу коронавируса. Во-вторых, сформировало бюджет по негативному сценарию, что баррель нефти будет стоить 20 долларов. Сейчас при текущем соглашении ОПЕК+ цена составляет 38-40 долларов за баррель. Вероятно, она будет ниже, но опустится немного. И то, что был выбран негативный сценарий, очень хорошо сказывается сейчас на экономике Казахстана.
Также и читателю я рекомендую предусмотреть 3 сценария: самый негативный, оптимальный и супероптимистичный. На третий надеяться не стоит, но забывать его нельзя. В новых условиях вы должны научиться или усовершенствовать свои навыки сбора всех фактов, всей доступной информации. Год назад многие спрашивали: чему учить ребенка? И я отвечала: критическому мышлению. Развитый аппарат критического мышления очень помогает в новых условиях. От того, насколько он развит, будет зависеть еще и психическое здоровье человека.
Умные, продвинутые люди – в частности Насим Талеб – говорят, что из-за повсеместного применения антибиотиков, которые убивают собственный иммунитет человека, в будущем человечество ждет реально страшная пандемия с очень высокой смертностью. Почему сегодня по всему миру такое большое внимание уделяется достоверности данных по заболевшим и умершим от коронавируса? Чтобы понимать, насколько страшна угроза этой пандемии, и смоделировать, какие действия надо предпринять и какие меры безопасности ввести, если мы встретимся с настоящей пандемией. И этот вариант тоже лучше включить в свой прогноз.
Лично я всю жизнь нахожусь в процессе непрерывного обучения. И сейчас я тоже учусь. Мне повезло, что в студенческие годы в КИМЭПе в голову зашили пословицу "Learn how to learn" ("Учись учиться"). Если у человека не развита привычка самообучаться, то очень сложно посадить себя за парту, не заснуть с ноутбуком или книгой в руках. Коронавирус снова сделал меня студенткой - сейчас изучаю цифровой маркетинг. Соцсети как инструмент продвижения и влияния ушли далеко вперед во всех смыслах. Стоит смотреть, как этим инструментом пользуются сильные, и как минимум копировать.
Я считаю, что карантин – для всех отличное время получать новую специальность. Однако тут есть одна рекомендация: разберитесь с собой, поймите, от чего вы получаете удовольствие и чем готовы были бы заниматься даже без денег. Все как с профориентацией школьников: учиться надо не тому, что приносит деньги прямо сейчас, а тому, что приносит кайф. Потому как в долгосрочной перспективе только занятие любимым делом приведет вас к успеху, в том числе финансовому.
Заметьте, сейчас везде мелькают похожие понятия: "анализ своей жизни", "расхламление дома и гардероба", "аудит расходов и доходов", "инвентаризация своих навыков и умений". По сути, каждому человеку, чтобы идти дальше, нужно понять, что у него уже есть. Каждому нужно провести аудит своей внутренней ценности, а также той ценности, которую он может приносить потенциальному работодателю, клиенту, контрагенту. Чтобы поставить цену на товар или услугу, надо понять его ценность.
На мой взгляд, в ближайшие 3-5 лет будет актуальным искусство грамотно излагать свои мысли и генерировать идеи своей целевой аудитории. Я с удовольствием рекомендую осваивать нейромаркетинг. Чтобы продать что-либо, нужно понять, что будет пользоваться спросом. Если клиенты из офлайна ушли в онлайн, то где их там искать?
В 18-19-х веках в ведущих государствах мира произошла промышленная революция. В начале 20-го века изобрели конвейер - каждый владелец бизнеса стремился из каждого работника сделать универсальную единицу, чтобы в отсутствие человека не встало все производство. Сейчас же в цифровую революцию каждая универсальная единица должна пройти обратный путь. Быть не просто мастером своего дела, но и понимать, как продвигать свои товары и услуги, чтобы в новой реальности смочь работать автономно.
В 2000-е годы все чаще в СМИ начал подниматься вопрос выгорания людей. 15 лет назад стал моден дауншифтинг - все, кто хотел и смог, уехали жить на острова, продолжая сдавать квартиры в мегаполисах/выполнять удаленно проекты для городов. Те, кто не смог, но хотели также, начали при устройстве на работу говорить, что они не хотят сидеть в офисе с 09:00 до 18:00. Я как управляющий партнер инвестиционной компании, сталкиваясь с такими пожеланиями соискателей, понимала, что 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя показали свою нежизнеспособность.
Действительно, никто из сотрудников офисов не работает все 8 часов. Поэтому в последние десятилетия так стали популярны KPI. Все менеджеры заинтересованы, чтобы работники трудились все время, которое им оплачивает работодатель, и искали эффективные возможности измерить это. В другой терминологии это называется "оцифровать минуту": понять, сколько стоит каждая рабочая минута времени каждого сотрудника и соответствуют ли его результаты его заработной плате.
К онлайну, в который при пандемии коронавируса резко перешли все бизнесы, легко адаптировались те, кто смогли "оцифровать минуту". Они нашли способы оптимизации своей деятельности, чтобы получать столько же или дальше больше, а тратить сил при этом меньше.
А наиболее тяжело пришлось офисным сотрудникам, которые каждый день ходили в офис, не понимая, какой результат их работы обеспечивает их уровень зарплаты. Многие, конечно, глубоко внутри себя ощущали, что часто им платят незаслуженно.
Именно они столкнулись с самым высоким уровнем выгорания. Во-первых, потому что разрушился их привычный распорядок дня. Нет кофе, смолл-токов с коллегами, времени в дороге. Есть только ты, экран ноутбука и работа, которую не факт что ты до сих пор любишь. Во-вторых, нет поддержки. Речь и про человеческое участие, и про способность самостоятельно оценить, хорошо ли ты поработал, если ты никогда не отслеживал это самостоятельно.
Вопрос выгорания - это вопрос реальной энергии, которая есть у живого человека. Как ее сохранять, перераспределять, обмениваться? Как получать адекватную плату за свой труд? Для сотрудника плохи оба случая. И когда он думает, что получает много за свою работу. Ведь тогда он будет думать, что так и будет всегда, не будет развиваться, раз сейчас все в шоколаде. И когда ощущает, что ему недоплачивают. Люди уходят, когда понимают, что стоят больше, чем им платят.
Когда 20-летний выпускник университета приходит на работу, то в месяц его зарплата может составлять 100 тысяч тенге. Это означает, что при 5-дневной 8-часовой неделе он получает 625 тенге в час. Эта стоимость человекочаса была актуальна в промышленную революцию: человек согласен – работает, не согласен - автономно не работает.
А в цифровую эпоху не только работодатель, но и сам человек может подсчитать, сколько он сейчас стоит и сколько ему нужно для счастливой жизни. Если человек понимает, что ему для покрытия всех расходов нужно 500 тысяч тенге в месяц, а он получает 100 тысяч тенге, он, не дожидаясь никаких кризисов, будет искать обучение и другие возможности, которые сделают его дороже на рынке труда. Это основы финансовой грамотности.
Сегодня многие работодатели, которые не "оцифровали минуту", не ввели коэффициенты продуктивности и производительности, столкнувшись с тем, что рентабельность бизнеса упала, в растерянности. Они не знают, по какому критерию увольнять работников.
Получается, что в самом выгодном положении на сегодня фрилансеры и самозанятые. Они все эти расчеты совершили давно и давно перестроились на работу вне офиса. Они и зарабатывают столько, сколько им нужно для жизни, и понимают, какую пользу приносят людям.
Ольга Пастухова
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также