ПОДЕЛИТЬСЯ
10 апреля 2019 | 18:32
"Я был здесь вторым казахом после Мустафы Шокая". В 70-х он приехал во Францию и остался там жить
Тихий и уютный пригород Парижа. Небольшие улочки, приветливые жители. Щебечут птицы, яркими красками цветут деревья. Светит приятное весеннее солнце. Во дворе одного из домов стоит солидного возраста мужчина в казахском чапане. Этого аташку зовут Яшар Динч Нургазыулы. Он приехал во Францию в 70-х годах прошлого века и остался там жить. Ренат Ташкинбаев и Турар Казангапов выслушали увлекательную историю этого человека и поинтересовались у него, как он выучил французский.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Тихий и уютный пригород Парижа. Небольшие улочки, приветливые жители. Щебечут птицы, яркими красками цветут деревья. Светит приятное весеннее солнце. Во дворе одного из домов стоит солидного возраста мужчина в казахском чапане. Этого аташку зовут Яшар Динч Нургазыулы. Он приехал во Францию в 70-х годах прошлого века и остался там жить. Ренат Ташкинбаев и Турар Казангапов выслушали увлекательную историю этого человека и поинтересовались у него, как он выучил французский.
Яшар Динч Нургазыулы приехал во Францию из Турции (о других турецких казахах читайте в предыдущем репортаже). Как только обосновался здесь, перевез свою семью. Долгие годы он занимался предпринимательством, работал с текстилем, кожей. Постепенно он отошел от своей деятельности и сейчас уже два года на пенсии.
"Я был вторым казахом после Мустафы Шокая, который обосновался во Франции, - рассказывает Яшар. - Приехал я в 1970-х годах из Турции, я вообще раньше там жил".
"Сейчас живу на пенсию. Мне ее хватает, и все мне нравится", - говорит наш собеседник. Ему 70 лет.
Он является президентом казахско-французской ассоциации имени Мустафы Шокая. Вообще, Яшара Динча можно назвать хранителем истории о французском периоде жизни Шокая.
Все началось в 2000 году, когда из Турции приехал ученый, который решил изучить период жизни Мустафы Шокая в Европе.
"Приехал профессор из Турции и попросил меня помочь. Я ему все рассказал. Он написал статью. Как известно, раньше Мустафу Шокая некоторые воспринимали как предателя, но после выхода той статьи все изменилось, его стали считать патриотом, батыром", - говорит Яшар.
Чтобы узнать больше о жизни Шокая, Динч поехал в Казахстан и изучил там все материалы о Мустафе, которые только смог отыскать. В Кызылорде изготовили бюст Шокая и доставили его во Францию.
"Потом со мной связались и сказали, что приедет Имангали Тасмагамбетов. Он приехал, и мы все вместе открыли здесь, во Франции, этот монумент. Я помню, Имангали Нургалиевич у меня спросил: "Вы казах?" Я сказал, да, казах. И с тех пор я уже начал заниматься историей Мустафы Шокая на постоянной основе", - отмечает Яшар.
Он ведет нас вниз по улочке к одному из домов.
"Мустафа Шокай жил в Париже 20 лет, а в 1932-1934 годы он жил именно в этом доме, в квартире номер 7, она расположена на втором этаже", - говорит Яшар, указывая на окна.
Сам Яшар бывал в той квартире, и даже была мысль купить ее. Но, очевидно, весь вопрос в цене. Несколько лет назад жилье это оценивали в 150 тысяч долларов (порядка 57 миллионов тенге).
"Шокай сбежал от большевиков сначала в Турцию, а потом из Турции во Францию и начал там издавать журнал о независимости Казахстана. Его преследовали и хотели поймать, но он был под защитой французского правительства", - говорит наш собеседник.
"Ему некоторые говорили, уезжайте, потому что здесь небезопасно, а он отвечал, что у казахов говорят: бірінші туған жер, екінші тойған жер - первая родина там, где ты родился, а вторая родина там, где тебя накормили. Я здесь живу, говорил он, меня здесь накормили, поэтому я здесь останусь, с вами. Если случится так, что я здесь найду смерть, то такова судьба, а если останусь жив, то посмотрим, что будет дальше", - рассказывает Яшар.
"С Мустафой в Европе была жена Мариям (Мария), с которой он познакомился в Казахстане. Она ему очень сильно помогала", - отмечает он.
"Он хотел выпускать журнал, но денег им не хватало, поэтому его супруга Мариям предложила: давай я буду готовить манты, мы будем их продавать и добавлять деньги на выпуск журнала. Так они общими усилиями выпускали журнал", - говорит мужчина.
Умер и похоронен Мустафа Шокай в Германии.
Сейчас в доме, где жил Шокай, хотят оборудовать памятный уголок. Руководитель казахско-французской ассоциации обращается ко всем желающим помочь с его оформлением, чтобы заполнить это место портретами и предметами, связанными с жизнью Мустафы Шокая.
Сам Яшар Динч регулярно бывает в Казахстане.
"Если я один-два раза в год не съезжу в Казахстан, то чувствую себя человеком, который убежал от родины", - шутит наш собеседник.
Яшар превосходно говорит на французском. Язык он учил, как говорит сам, у настоящих французов, живущих в 800 километрах от Парижа.
"Я работал с французами и там научился языку. Это были не парижане, те французы, которые меня учили, разговаривали на чистом французском. Очень хорошие люди", - говорит пенсионер.
Он отмечает, что выучить язык было ему несложно, так как он заметил, что произношение некоторых слов очень похоже на казахскую речь. Например, звучание слов je t'aime и je suis, говорит он, чем-то напоминает казахский язык.
За годы, прожитые во Франции, этот человек, кажется, всем сердцем полюбил это место и людей.
"Французы - очень культурные люди. Если случайно рукой вас заденут или вы их, то сразу извиняются, очень вежливые", - замечает наш собеседник.
На прощание он передает привет всем казахстанцам и поздравляет всех с Наурызом.
Мы покидаем этот уютный пригород Парижа, чтобы успеть на встречу с другими казахами, проживающими во Франции, и послушать их историю.
Продолжение следует...
Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также