06 апреля 2017 | 17:40

"За найденный в мусоре документ обещали ключи от джипа". Истории работников главной свалки Астаны

"Обещали за найденный в мусоре документ ключи от джипа". Такие истории рассказывают друг другу работники городской свалки. Хотя они предпочитают называть себя сотрудниками экологического полигона. К слову, городская свалка Астаны известна не только специфическим запахом на всю округу, но и легендами о найденных реликвиях, деньгах и человеческих трупах. Корреспондент Tengrinews.kz Айгерим Абилмажитова и фотограф Турар Казангапов побеседовали с людьми, чей день начинается не с кофе.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

"Обещали за найденный в мусоре документ ключи от джипа". Такие истории рассказывают друг другу работники городской свалки. Хотя они предпочитают называть себя сотрудниками экологического полигона. К слову, городская свалка Астаны известна не только специфическим запахом на всю округу, но и легендами о найденных реликвиях, деньгах и человеческих трупах. Корреспондент Tengrinews.kz Айгерим Абилмажитова и фотограф Турар Казангапов побеседовали с людьми, чей день начинается не с кофе.

Реклама
Реклама

Городская свалка Астаны сейчас занимает 36 гектаров. В этом году вводятся в эксплуатацию еще 12 гектаров. В день на полигон завозят около 500-600 тонн твердых бытовых отходов и 300-350 тонн строительно-производственного мусора.

Здесь утрамбованный мусор хранится годами. Отсюда и специфический запах на всю округу и большое количество птиц. О пернатых мы расскажем немного позже.

До захоронения отходы принимают в весовой. В небольшом помещении находятся четыре-пять девушек. Кто-то работает каждый день, кто-то посменно - раз в три дня. На вопрос о запахе девушки отвечают по-разному, но не жалуются, говорят "привыкли". Мы спросили, как себя чувствовали беременные сотрудницы. Заместитель директора полигона Абай Кипшакбаев с улыбкой заявил, что на его памяти пять молодых женщин уходили в декрет и на сильный токсикоз из-за "душка" никто не жаловался.

Правда, одна из сотрудниц в административном зале призналась, что запах все же влияет на беременность. По ее словам, будучи в положении, она работала в весовой, и у нее наблюдались отеки, осложнения. Сейчас она перевелась в другой отдел. Говорит, стало легче. 

На полигоне за вредность сотрудникам каждый день выдают молоко. Всего на городской свалке трудится 71 работник. По словам руководства, сюда чаще всего приходят работать люди предпенсионного возраста. "Люди приходят, устраиваются, некоторые не выдерживают запаха этого, летом особенно. Некоторые, наоборот, привыкают. И им нравится, стабильно ведь. Зарплата хоть и небольшая, зато вовремя. В основном в возрасте люди приходят, молодежь не выдерживает здесь. У них амбиции свои, цели", - рассказал главный механик Рамазан Шолиев.

Один из тех, кто ждет выхода на пенсию, - Кабылтай ага. На полигоне он работает восемь лет.

Спрашиваем у нашего собеседника о находках на свалке. "Ну как бывает, всякое бывает, это же полигон", - говорит он. 

"Работаю с 8 утра до 16.30 часов. Я из Астаны сам, местный. 60 лет, вот, исполнилось. Три года осталось до пенсии, надо потерпеть... Главное же - зарплата", - рассказывает Кабылтай ага.

На вопрос, не стыдится ли он перед родными местом своей работы, Кабылтай ага говорит, что других вариантов в его возрасте уже нет. 

"Стыдно, с одной стороны.  Нас ведь уже никуда на работу не берут. 60 лет, кто возьмет на работу. А тут стабильно. 80 тысяч тенге получаю", - признался он. 

Чем выше мы поднимаемся по территории свалки, тем зловония становятся сильнее. "К запаху привыкаешь, если два года работаешь здесь. По началу да, трудно было. Каждый день если будете здесь, не заметите, как привыкнете", - говорит нам водитель и по совместительству наш экскурсовод.

"Кто-то документы ищет, кто-то номера машины. А тут ведь как привозят, сразу трамбуют трактора, уже ничего не найдешь. Вот, говорят, раньше деньги находили, золото, номера", - поясняет нам он. 

После проведенных на поверхности десяти минут нам кажется, что запах свалки въелся в нас самих. Уже даже не спасают две медицинские маски.

"В начале, как и вы, в маске ходил. Потом привык, да так, что уже не замечаю запаха. Домой, бывает, приходишь, и домашние запах замечают. Хотя мы тут меняем одежду, в душ ходим", - рассказывает 52-летний мастер Талгат. Он работает на свалке около девяти лет. Уточняем у него, не ругают ли его родные из-за запаха и не стыдятся ли его работой на свалке. 

"Домашним, в принципе, без разницы, откуда деньги приходят в дом, из полигона или как. Главное, чтобы приносил. Жена меня, наоборот, хвалит, когда зарплату приношу", - заявил Талгат. После таких слов сразу на ум приходит фраза римского императора Веспасиана "Деньги не пахнут". 

Есть среди сотрудников полигона и те, кто так и не привык к запаху. "Около трех лет работаю. В выходные дома побудешь, отвыкаешь от запаха. И снова приезжаешь на работу. Ну а что делать, наверное, привыкаешь со временем", - говорит один из сотрудников. 

Но все же работники мусорного полигона стараются во всем находить позитив. С юмором относятся к условиям труда. Вот, к примеру, приодели трубу, из которой выделяется зловонный газ. Но тот факт, что пяти минут достаточно для того, чтобы отравиться этим газом, как-то не вселяет в нас оптимизма. 

Еще одним плюсом работы на городской свалке сотрудники считают прекрасный панорамный вид на город. 

Причем с разных ракурсов. 

Еще на свалке любят всякого рода истории о найденных ценных вещах. Правда, многие сокрушаются, что это произошло "до" их появления здесь.

"Люди приезжали даже, ключи отдавали от джипа. Какие-то документы важные потеряли. Искали, если найдут, то джип отдадут, говорили они", - рассказывает один из рабочих. 

Как оказалось, эта история имеет несколько вариаций. Одну из них рассказал замдиректора свалки. 

"Это один раз было, не знаю, это правда или нет. С аэропорта, из Саудовской Аравии какие-то шейхи приезжали. Какой-то раритет потеряли. Искали два-три дня. Полностью полигон закрыли, искали, но не нашли. А может, и нашли, но нам не говорят", - ответил Абай Кипшакбаев.

"Форс-мажоры каждый день бывают. Люди документы теряют, вещи теряют. По незнанию в контейнер бросают, с контейнера сюда привозят мусор. Приходят, ищут, бывает, находят", - добавил замдиректора. 

"Было, что жена выбросила все документы мужа: и права, и техпаспорт, все. Приезжали, искали, не нашли", - кто-то из сотрудников тоже делится своей историей. Хотя, смотря на такую гору мусора, понимаешь, что вряд ли здесь уже что-то можно найти. 

"Слышал такое, что были трупы как-то здесь. Еще кто-то в диване прятал деньги, и старый диван загрузили, выкинули. Искали потом здесь. Знаете, тут все находят. Рыбаки вот новую лодку нашли. Для автомашины запчасти бывает, прям новые", - поделился главный механизатор Рамазан Шолиев.

В начале мы упоминали о множестве птиц на территории свалки. Тут можно увидеть не только чаек, ворон, голубей.

Но и настоящего орла.

Благодаря птицам, точнее чайкам, один из водителей трактора часто попадает в забавную ситуацию. 

"По телефону разговариваешь, люди думают, что ты в отпуске, на Черном море. А знаете почему? Потому что чайки летают..." - смеется наш собеседник.

И вправду. Если опустить запах и кучу мусора, как сделал наш фотограф, на картинке получается отличный пейзаж, прямо как на море.

Фото Турар Казангапов © Снято на Nikon D500

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная