12 июля 2023 | 06:55

"Зачем менять новые бордюры, или Что они там копают?" Репортаж о ремонте центральных улиц Алматы

Фото: Алихан Сариев

Алматинцы уже на протяжении нескольких недель задыхаются в дорожных заторах. Социальные сети превратились в жалобную книгу: пользователи пишут, что их жизнь превратилась в одну сплошную пробку. Количество часов, затрачиваемых на дорогу у водителей, выросло в разы. Люди опаздывают на работу, деловые встречи, в поликлиники. Это, безусловно, отражается на самочувствии горожан.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Алматинцы уже на протяжении нескольких недель задыхаются в дорожных заторах. Социальные сети превратились в жалобную книгу: пользователи пишут, что их жизнь превратилась в одну сплошную пробку. Количество часов, затрачиваемых на дорогу у водителей, выросло в разы. Люди опаздывают на работу, деловые встречи, в поликлиники. Это, безусловно, отражается на самочувствии горожан.

Все началось в середине июня, когда городские власти запустили масштабные работы по среднему ремонту ключевых магистралей. С тех пор алматинцы задаются вопросами: зачем вообще ремонтировать улицы, которые и так находятся в хорошем состоянии, почему нельзя проводить ремонт по ночам, зачем снова снимают бордюры и, главное, как долго это будет продолжаться? Корреспонденты Tengrinews.kz записали мнения алматинцев, а также получили ответы в Управлении городской мобильности. 

"Застряла в пробке с больной мамой на три часа"

Владислав Коробков постоянно передвигается на машине по городу по работе. Ежедневно он проезжает по 80 километров. В связи с пробками ему приходится менять маршруты.  

"Нужно спускаться, потом подниматься, снова возвращаться. Это, конечно, усложняет движение. Ежедневно вижу аварии, нарушения ПДД. Очень много улиц ремонтируется. Не хватает информационных щитов: какие работы проводятся, от какой улицы до какой, где объезд и т.д. Сегодня ситуация еще хуже, чем вчера: перекрыли Аль-Фараби, и тоже информации этой я не видел. По-хорошему нужно запустить хотя бы  SMS-оповещение". 

Гульназ Анисио Де Оливейра рассказывает, что старается лишний раз не выезжать в город. А когда выезд неизбежен, она готовится к худшему сценарию. 

"Мне приходится передвигать свой рабочий график на два-три часа. Сейчас у меня уходит в три раза больше времени на поездку, и я все равно опаздываю, чего не люблю. На днях я застряла в пробке на Аль-Фараби с больной мамой на три часа. И если бы ей понадобилась медицинская помощь, мне бы никто не помог.

"Что они там копают?"

Знаете, у меня куча вопросов ко всем ответственным за этот транспортный коллапс. Как можно перекрывать городские артерии на такой длительный период? Что они там копают? Ну и, конечно, всеми избитая фраза: "Зачем менять новые бордюры на новые?"

Почему мы ежегодно ремонтируем одни и те же улицы? В Баганашыле сейчас улицы как после бомбардировки, и никто даже не собирается их ремонтировать. Почему власти города не требуют качественного ремонта за те деньги, которые изымаются из бюджета ежегодно? Если покрытие изнашивается за год, значит, нужно менять подрядчика или требовать ремонт за их счет. Кроме того, я хочу, чтобы вся информация о затратах города на ремонт дорог, ответственных лицах за происходящее была в открытом доступе".

Гульназ считает, что проблему пробок надо решать комплексно. 

"Начинать нужно с найма профессионалов. Это касается и тех, кто принимает решения, и тех, кто выбирает подрядчиков, и тех, кто делает прогнозы, кризисных менеджеров, урбанистов и т.д. Надзорные службы также должны вовлекаться в эту работу. Далее власти должны следить за строительными объектами, контролировать городское планирование.

Мы, жители Баганашыла и Ерменсая, с ужасом ждем начала учебного года. Здесь построили новые коттеджи, школы, детсады, сейчас идут суды с новыми застройщиками, а дорога как была одна - убитая, двухполосная - так и осталась. Вот представьте, какая будет нагрузка на эту дорогу, когда все застроят? Почему на самом начальном этапе выдачи разрешений на эти застройки ответственные люди не давали прогнозы или решения будущих проблем?

"Скорость потока примерно как у черепахи"

Денис Щепин живет в микрорайоне Нурлытау. Сейчас дорога до работы (Кабанбай батыра и Сейфуллина) у него занимает 45 минут.  

"Для того чтобы объезжать пробки, я использую Яндекс. Навигатор, но сейчас с текущей ситуацией иногда даже он не справляется, потому что его не информируют о том, что дороги закрыты. Например, вчера я ехал в южную сторону по Наурызбай батыра и оказалось, что выезд на Абая закрыт, но нигде это не отражалось. Поэтому первое, что нужно сделать, это постоянно информировать (в том числе навигационные сервисы) о текущей ситуации, как это происходит во время марафонов. 

Второе: перед тем как начинать такой капитальный ремонт, нужно было отремонтировать объездные пути, сделать хотя бы ямочный ремонт, потому что все дороги, которые ведут в объезд Аль-Фараби, находятся просто в отвратительном состоянии. Мало того, что они находятся в плохом состоянии сами по себе - яма на яме, так еще их состояние окончательно ухудшили путем установки ливневой канализации.

Само по себе начинание благое, как всегда. Но как это сделали: раскопали дороги, положили туда трубы, присыпали камушками, и уже два месяца дороги находятся в таком состоянии. Понятно, что это ямы, по которым ни одна машина быстро проехать не может. Скорость потока примерно как у черепахи. Все эти ямы и дыры минимум месяц, а где-то и по два месяца держатся. 

Есть два момента, на которые должно обратить внимание Управление городской мобильности. Первое: когда дороги раскапываются, для прокладки тех же коммуникаций, полученные ямы месяцами не заделываются. Хотя на это должны уходить дни, а то и часы. Никаким здравым смыслом это не объяснить.

Второе: зачастую все эти проколы делаются некачественно, и вследствие этого появляются ямы и выбоины, которые потом требуют ремонта. Ну а ремонтировать хорошие улицы - это просто вредительство. Это уничтожение ограниченных ресурсов государства. Какие у нас дороги в плохом состоянии? Это можно легко спросить у водителей".

Эрик Соло передвигается по городу на общественном транспорте. 

"На мне лично ситуация с пробками несильно отражается, потому что я давно и упорно использую общественный транспорт. Меня это полностью устраивает, так действительно получается быстрее, чем пользоваться услугами такси или, Боже упаси, покупать собственный автомобиль. Я бы предложил построить дополнительно автобусную полосу на Жандосова - Сатпаева. 

Тот факт, что у нас машин больше, чем нужно, налицо. В верхней части города строится огромное количество нового жилья, при этом не происходит никакого расширения улиц.

Когда еду по Навои, на участке от Жандосова до Аль-Фараби, я просто удивляюсь тому, какое количество жилья сейчас там достроится, а кроме одной транспортной артерии - Навои - ничего нет. Как жильцы оттуда будут выбираться, я не представляю. То же самое на Розыбакиева, Гагарина. Либо нужно строить новые улицы, либо расширять имеющиеся. Но у нас все ЖК строят без оглядки на это".

Чтобы избежать пробок, преподаватель логистики Руслан Саринов старается избегать левых поворотов и пользуется навигационными картами. 

"Есть города с более высокой плотностью населения и города, где улицы менее широкие, однако там ситуация с пробками гораздо лучше, чем в Алматы. Нужно менять алгоритмы управления транспортной системы, эпюры транспортных потоков.

Также у нас осталось огромное количество крупногабаритных автобусов, которые движутся бессистемно: в утренние часы они переполнены и не справляются с тем потоком пассажиров, который возникает, а потом в течение всей остальной смены до вечернего часа пик эти автобусы загружены максимум на 40 процентов. Можете понаблюдать, как полупустые автобусы ездят по городу. По этому вопросу есть решение, и я могу его предложить акимату".  

Мы посмотрели, как проходит ремонт двух центральных проспектов Алматы - Аль-Фараби и Абая. 

Фото пресс-службы акимата Алматы 

Зачем ремонтировать Аль-Фараби, Абая и другие улицы в центре Алматы?

Когда едешь по Аль-Фараби или Абая на скорости или даже стоишь в пробке, кажется, что эти дороги находятся в относительно хорошем состоянии. По крайней мере, на них как будто нет явных ям и колдобин. Однако если внимательно присмотреться к поверхности старого асфальта, создается совсем другое впечатление.

На одном из участков Абая, недалеко от пересечения с улицей Тлендиева, мы наглядно увидели, что асфальт по краям дороги крошится и шелушится. На автобусной полосе даже видны колеи. Местами попадаются небольшие ямки. Дорогу последний раз ремонтировали более 10 лет назад, хотя по стандартам должны были производить эти работы каждые пять лет.

"Если бы мы эти работы не сделали сейчас, то осенью бы проезжая часть превратилась в большие ямы из-за крошения асфальтобетонного покрытия. Здесь невозможно было провести ямочный ремонт, только реконструкцию по всей ширине. Думаю, еще одного сезона эта дорога бы не выдержала", - отметил руководитель Управления городской мобильности Сагындык Телибаев, чье ведомство ответственно за ремонт и перекрытие дорог.

Мы проехали на Аль-Фараби в районе Esentai Mall и могли наблюдать похожую картину. Асфальт также крошится и шелушится, а ближе к краям проваливается совсем.

"Причиной такого состояния дороги стал повышенный поток транспорта, и особенно грузового. Аль-Фараби последний раз ремонтировали в 2010-м, и больше ждать уже было нельзя", - добавил Телибаев.

Для чего перекрывать дороги днем и почему не ремонтируют по ночам?

В реальности работы по укладке асфальта проводятся как раз в ночное время, а если точнее, около полуночи. Однако в течение еще более суток, около 36 часов, дорогу нужно оставлять перекрытой, чтобы асфальт остыл. Действительно, приехав на ремонтируемый участок Абая в 12 часов, где асфальт положили ночью, мы буквально своими ногами почувствовали, что он все еще остался горячим и достаточно вязким.

Все дело в особой, новой для Алматы технологии строительства дорог - применение полимера в составе асфальтобетона. Как утверждают специалисты, привлеченные управлением мобильности, полимер позволит повысить износостойкость дорог, предотвратить образование колей, повысить морозостойкость и увеличить срок эксплуатации асфальта до следующего ремонта с пяти до 8-10 лет.

Полимерасфальтобетон применяют на городских скоростных и магистральных улицах на верхних и нижних слоях покрытия. Уплотнение смеси позволяет обеспечить достаточно высокие характеристики покрытия дорог, соответствующие современным требованиям, особенно на участках с интенсивным движением пассажирского транспорта. Такой опыт применяется во многих развитых странах мира.

Фото пресс-службы акимата Алматы

Однако у этого метода есть и минус: при укладке полимерасфальтобетона его температура составляет 150-160 градусов. Для достижения требуемой прочности смесь должна остыть до 40 градусов. В противном случае каркас смеси будет нарушен от воздействия нагрузок от транспортных средств, что приведет в дальнейшем к образованию трещин и сдвигов в виде колеи. Именно для того чтобы остудить смесь и не допустить образования колеи, выжидают 36 часов после укладки асфальта.

На каком этапе находится ремонт Аль-Фараби?

В этом году планируются работы по ремонту участка проспекта Аль-Фараби длиной 9,3 километра (в одну сторону). Это участок от проспекта Достык до улицы Аскарова. Ремонт проводится последовательно: сначала по одной стороне улицы, а после полного завершения работ на ней - по другой. То есть сейчас ремонтируется верхняя (южная) часть улицы по направлению на восток. Подрядчиком выступает одна компания - ТОО "КДС". В данный момент работы проводятся на участке от проспекта Жарокова до моста через реку Есентай, который перекрыли ночью 10 июля.

"Всего у нас шесть таких участков. Сейчас мы завершим четвертый. После этого ожидается еще два перекрытия: на пятом участке от моста через Есентай до улицы Западный Желтоксан и на шестом участке от Западного Желтоксана до границы с Восточной объездной", - рассказал руководитель Управления городской мобильности.

После того как ремонт верхней части Аль-Фараби завершат, начнется ремонт нижней, то есть северной части в западном направлении. Участки дороги также будут последовательно перекрывать. При хороших погодных условиях работы на этой стороне улицы начнутся 5 августа.

Как проходит ремонт Абая и где он уже завершен?

В рамках среднего ремонта проспекта Абая планируется охватить участок протяженностью 7,3 километра от проспекта Достык до улицы Тлендиева. Работы одновременно ведут две подрядные организации в двух направлениях: от Достык до Тлендиева и от Тлендиева до Достык. Так было решено сделать, чтобы повысить скорость работ и успеть завершить их до начала учебного года.

"На сегодняшний день по нижней стороне от проспекта Достык мы уложили асфальт до улицы Наурызбай батыра. Далее ведутся подготовительные работы, фрезерование верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.

Следующий участок мы закрываем от улицы Наурызбай батыра до улицы Байтурсынова. И в восточном направлении с верхней стороны проспекта работы проводит другой подрядчик. Мы от улицы Тлендиева до Розыбакиева положили асфальт, далее асфальт будем делать от Розыбакиева", - поделился планами Сагындык Телибаев.

Работы, по словам руководителя Управления городской мобильности, завершены чуть менее чем на 50 процентов. Дождливая погода в последние дни тоже внесла свои коррективы.

В рамках среднего ремонта проводится укладка асфальтобетонного покрытия, причем на обособленных полосах общественного транспорта в два слоя: нижний слой в 6 сантиметров, крупнозернистый полимерный, и сверху 5 сантиметров полимерного асфальта.

Также в рамках ремонта по концепции Vision Zero на перекрестках планируется обустроить островки безопасности для пешеходов, чтобы им проще было переходить улицу.

Подумали ли в акимате о пробках из-за перекрытия дорог?

Как отметил Сагындык Телибаев, они понимали, что из-за перекрытия участков Аль-Фараби пробок будет не избежать, так как альтернатив для столь оживленного проспекта в верхней части Алматы просто нет. Чтобы хотя бы немного снизить их последствия, в акимате стараются планировать объездные маршруты.

"Мы оставили сквозной проезд по Жарокова, а также стараемся не перекрывать единомоментно большие участки Аль-Фараби. Дорогу перекрывают участками по 1-2 километра. К сожалению, по верхней части улицы объезд есть только по небольшим улочкам выше Аль-Фараби.

Мы прорабатывали схемы объезда для автомобилей и общественного транспорта по Жарокова, Тимирязева, Сейфуллина. Так же, как и в случае с Абая, мы не могли разделить эти работы на несколько лет, так как средний ремонт проводится за год", - добавил руководитель управления.

В качестве бонуса для жителей после завершения реконструкции Аль-Фараби количество пробок по этому проспекту должно снизиться. Дело в том, что на некоторых участках количество полос будет увеличено, к примеру, на мосту через Есентай число полос в одну сторону возрастет с трех до четырех. Для пешеходов и велосипедистов построят пешеходные мосты отдельно от пространства проспекта.

По Абая в акимате не ожидали больших пробок, так как параллельно проспекту проходит много улиц. Как отметил Телибаев, это не такой тяжелый участок, как Аль-Фараби.

"По Абая имеется много сквозных проездов, где может человек уже изначально сформировать свой маршрут и по нему двигаться. Мы просчитывали маршруты и нагрузку на соседние улицы. У нас по центральной части города хорошо движение организовано.

Если Курмангазы у нас двигается в восточном направлении, то Шевченко двигается в западном направлении, и можно скоординировать свой маршрут и выбрать те улицы, которые на сегодняшний день необходимы.

Для жителей домов вдоль Абая, которые выезжают с нижней стороны, организован выезд в сторону Курмангазы. Для тех, кто сверху, организован выезд на Сатпаева. Это все учитывается, мы жителей без заезда не оставляем, конечно же".

Также он ответил, почему работы по Абая не разделили на несколько лет.

"Вообще, протяженность Абая составляет больше 13 километров, правильно? Мы итак по определенным участкам работаем. Если в этом году работаем на 7,3 километра дороги, то в 2022 году мы делали ремонт на трех километрах.

Если разделим, работы итак будут влиять на организацию дорожного движения. Вот остаток 7,3 километра сейчас сделаем по проспекту Абая, и можно сказать, что мы на Абая не будем заходить с ремонтом в течение 10 лет".

Зачем "новые" бордюры меняют на еще более новые?

По словам Сагындыка Телибаева, такое утверждение является ложным. На самом деле бордюры только временно убирают, чтобы выравнять по новой высоте асфальта. Как только завершаются работы по укладке асфальта, бордюры возвращают на место. Заменяются только очень износившиеся блоки. К примеру, из 25 тысяч метров бордюров вдоль Аль-Фараби заменили только три процента.

Сколько потратят на ремонт Абая и Аль-Фараби?

На ремонт 9,3 километра проспекта Аль-Фараби предполагается потратить 2 миллиарда тенге. Аналогичный бюджет, то есть также около 2 миллиардов, запланирован для ремонта проспекта Абая вместе с частью пешеходной инфраструктуры.

Когда закончат ремонт Аль-Фараби и Абая?

По словам Сагындыка Телибаева, ремонт Аль-Фараби планируется полностью завершить до начала учебного года, то есть 29 августа. Ремонт Абая хотят полностью закончить на несколько дней раньше - 26 августа.

Официальный представитель Департамента полиции Алматы Салтанат Азирбек отметила, что патрульная полиция работает в штатном режиме. На участках, где осложняется дорожная обстановка, личный состав переводится на ручное регулирование дорожного движения. Также она напомнила всем водителям о необходимости соблюдать правила дорожного движения и отнестись с пониманием к временным неудобствам.

С картой перекрытий и ремонта дорог вы можете ознакомиться здесь.

Текст: Святослав Антонов, Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев 

Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная