ПОДЕЛИТЬСЯ
06 марта 2015 | 13:46
Записки из Центризбиркома. Нескучная работа
Председателем Центральной избирательной комиссии вновь стал Куандык Турганкулов. С момента прошлых выборов не изменилась и его команда. Здесь все. Или лучше сказать - все те же члены Центризбиркома: Владимир Фоос, Татьяна Охлопкова, Марат Сарсембаев, Ляззат Сулеймен и Бахыт Мельдешов.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Председателем Центральной избирательной комиссии вновь стал Куандык Турганкулов. С момента прошлых выборов не изменилась и его команда. Здесь все. Или лучше сказать - все те же члены Центризбиркома: Владимир Фоос, Татьяна Охлопкова, Марат Сарсембаев, Ляззат Сулеймен и Бахыт Мельдешов.
Нельзя не заметить, что эти шестеро граждан работают как-то по-особенному слаженно. Когда они собираются вместе перед прессой, то может показаться, что каждое их выступление, каждый ответ на вопрос - часть хорошо отрепетированного сценария: в их речи почти не бывает оговорок, выдержки из закона о выборах цитируются очень точно. При этом у каждого своя роль, каждый отвечает за свой фронт работы. И еще не покидает ощущение какого-то необъяснимого чувства оптимизма, которое излучают эти граждане. Кажется, их не может смутить ни один вопрос, даже самый неудобный. Они в любом случае радостно скажут что-то вроде: "Прекрасный вопрос" и начнут на него уверенно отвечать.
Кто-то из этих неунывающих граждан в структуре ЦИК трудится с начала 90-х годов, кто-то - с начала 2000-х. Но не совсем понятно, что их здесь держит. Непонятно, что это за работа такая: от выборов до выборов? А что они делают, когда нет никаких избирательных компаний? Или, может, это привычка, может, они здесь из-за стабильности?
"Работа очень интересная. Вначале, когда я не имел отношения к этому делу, мне тоже казалось: ну, что там, пришел, взял бюллетень, бросил и пошел дальше. А ведь сколько организационных вопросов, сколько вопросов политического характера. Есть вопросы, которые надо решать на уровне этики, морали, закона, норм международных договоров, и это все должно состыковываться друг с другом. А если есть несостыковки, то не решается проблема. Тут очень много интересных вещей", - рассказывает член ЦИК Марат Сарсембаев.
То, что в Центризбиркоме "очень много интересных вещей", подтверждают и слова председателя лингвистической комиссии Мырзатая Жолдасбекова. Недавно он охотно рассказывал журналистам курьезные случаи из прошлой президентской избирательной кампании.
"Я тогда, откровенно говоря, еле выдержал. Было много таких случаев. В 2011 году кандидат в президенты должен был внести взнос - 800 тысяч тенге. Вот один пришел, заявил: "У меня этих денег нет, помогите мне". Другой пришел и говорит: "Вместо этих денег можно бартер - саксаулы сдать?". Один проезжал мимо Астаны, из Алматы выехал в Павлодар, когда поезд остановился в Астане, он вспомнил, что президентские выборы, и решил: "А почему я тут сижу?", и тоже пришел", - поделился председатель комиссии.
По всей видимости, "еле выдержал" Жолдасбеков и на этот раз. Вернее, он вообще не стал себя сдерживать и сказал все, что думает об уровне владения государственным языком первого претендента в кандидаты - самовыдвиженца Аскара Сыргабаева.
"Результаты очень плачевные, дорогие друзья..., - признался он журналистам, комментируя экзамен Сыргабаева. - В первом задании - письменной работе - претендент допустил 92 ошибки. При том, что размер текста был всего две страницы".
В дополнение к вышесказанному пресс-служба Центризбиркома информирует, что в письменном задании "кандидат не смог раскрыть выбранную им тему: "Мировой кризис и экономика Казахстана". Там же сообщается, что в третьем задании вместо установленной комиссией 15-минутной публичной речи на выбранную тему, кандидат выступал девять минут, не сумев связно, системно и логично изложить свои мысли. "Речь претендента, не учитывающая особенности казахского языка, звучала как калькированный перевод русского текста", - констатирует пресс-служба ЦИК.
Нельзя не обратить внимание на просто огромных размеров стол, который отделяет экзаменуемого от членов лингвистической комиссии. Может быть, поэтому претендент Сыргабаев в день экзамена производил впечатление не очень большого человека. И несмотря на то, что держался он достойно, казался не совсем защищенным и так непохожим на будущего президента Казахстана. Хотя, может быть, дело в привычке.
"В первую очередь человеком движет вера в то, что он может что-то предпринять, сделать (...). Вот на это я рассчитывал", - признается после экзамена Сыргабаев.
- Будет ли эта кампания интересной? - поинтересовались мы у члена Центризбиркома Марата Сарсембаева.
- Пока трудно сказать, потому что уже несколько человек подали. Как дальше будет, кто еще будет - мы же не знаем. Ну, надеемся, что должно быть интересно. Надеемся, - отвечал он в среду.
А уже в четверг секретарь ЦИК Мельдешов объявлял журналистам о новых претендентах, среди которых начальник "заправки", водитель, пенсионер, строитель...
"Вы прямо нас как "нормандскую четверку" ждали", - пошутил в тот же день вечером председатель лингвистической комиссии, обращаясь к журналистам, которые дожидались результатов экзамена Сыргабаева уже четыре часа.
Нет, определенно, сотрудникам Центризбиркома своя работа нравится.
P.S. Может быть, в тот день в ЦИК приходили и другие претенденты в кандидаты, но их никто не видел. А если бы и видел, то вряд ли бы узнал. Ведь до сих пор с желанием принять участие в выборах в Центризбирком обращались граждане, которые мало кому известны или не известны вовсе. А учитывая то, что в этом здании кроме комиссии размещаются и другие организации, то идентифицировать такого малознакомого претендента в кандидаты фактически невозможно.
Ренат Ташкинбаев
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также