1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

"Здесь все торгуются, но казахи больше всех!" Как авторынок в Грузии стал наполовину казахским

Интересная и полезная статья ✅ "Здесь все торгуются, но казахи больше всех!" Как авторынок в Грузии стал наполовину казахским ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Фото: Анастасия Солнцева

"Вы из Казахстана? У нас казахи полрынка занимают". Примерно так начал складываться диалог у корреспондента Tengrinews.kz с грузинским таксистом. Под рынком он подразумевал автомобильный базар, которым живет фактически целый город вблизи Тбилиси - Рустави. Наверняка многие казахстанцы, которые так или иначе связывают себя с продажей или покупкой авто, слышали об этом месте.

Чтобы понять, как устроена жизнь в одном из самых предприимчивых грузинских городов, мы побывали там. В этом репортаже мы расскажем, с какими повреждениями привозят сюда машины, что думают о казахах другие участники рынка и какие авто предпочитают брать казахстанцы. А в следующем материале читайте эксклюзивную информацию о том, как зарабатывают наши на перевозке машин из Грузии, по каким схемам работают и как не напороться на мошенников. 

От Тбилиси до Рустави ехать на такси приблизительно 30-40 минут. Впрочем, ознакомиться с автомобильным ассортиментом можно уже в самом Тбилиси. Город буквально заполонен так называемым автохламом, который преимущественно поступает из Америки. А от того к вечеру на столицу опускается смог. Но вернемся к нашим автомобилям. 

Как нам рассказали местные жители, Рустави буквально живет рынком. Фактически каждый местный житель так или иначе связан с этим местом. И даже те, кто толком не разбирается в машинах, нашли себя здесь. Кто-то открыл пекарню, кто-то столовую. Благо проходимость высокая и клиент всегда найдется.  

Некоторые казахстанцы сюда приезжают на пару дней, а есть и такие, кто живет здесь неделями. Захожу в ближайшую крупную гостиницу, интересуюсь стоимостью. "70 лари (примерно 11 841 тенге) за сутки," - доброжелательно отвечает сотрудница. "А казахов у вас много?" - спрашиваю. "Ой, полная гостиница!"

Есть и другие варианты - мини-отели или квартиры. Как мне рассказал арендатор из Казахстана, сутки в мини-отеле стоят 25 лари (примерно 4 229 тенге), но там нет многих удобств. Сдаваемых квартир здесь не так много. А за те, что есть, просят 800 лари (135 328 тенге) в месяц плюс депозит. Речь идет об однокомнатной. 

В будни рынок работает с 8 утра до 17 вечера. Ажиотаж наблюдается только там, где происходит оформление документов на машину. Среди автомобильных рядов все спокойно, можно без суеты прогуляться и даже сделать небольшую фотосессию. В выходные здесь гораздо оживленнее. Правда, иногда возникает чувство, что продают товар не люди, а хвостатые.

Здесь их можно встретить в самых неожиданных местах, например, в салоне машины. 

А как вам такая презентация?

"Здесь все казахи ищут Camry"

Фактически везде слышу казахскую речь, знакомлюсь с одним из покупателей. Он предпочел не называть своего имени. Говорит, на рынке первый раз, приехал с ребятами из Шымкента. Машину ищет для себя. 

"Я ищу Toyota Camry 2021 года, в основном попадаются спереди битые. Стоимость примерно 20 тысяч долларов. Здесь все казахи ищут Camry, потому что некапризная. Мы ее называем чисто казахской машиной. У меня раньше была, я три года ездил на ней, менял только масло и колодки".

Продолжаю свой маршрут. Здесь словно город в городе. Кафе, туалеты, кофе на вынос. 

На небольших пятачках стоят офисы, на вывесках которых фигурируют названия казахстанских городов. Здесь за определенную плату предлагают помощь с перевозкой и таможенным оформлением авто. 

Казахстанский флаг можно увидеть так же часто, как и грузинский. Все потому, что огромная часть машин уходит отсюда в Казахстан либо для личного пользования, либо на продажу. Кто-то для привлечения клиентов здесь даже поставил юрту. 

Под видом покупателя подхожу к одному из автоперевозчиков, интересуюсь, сколько стоят его услуги.

"В Казахстан мы доставляем на пароме или своим ходом через Ларс (КПП "Верхний Ларс" находится на границе России и Грузии. - Прим. авт.). Быстрее через Россию. Там срок ставят - неделю или пять дней, в течение этого времени ты должен заехать в СВХ (склад временного хранения. - Прим. авт.). Доставка - 1400 долларов". 

Почему машины продают через Грузию? Здесь находится порт. Авто привозят в контейнерах из Америки, Японии, Европы и ОАЭ. Новые и подержанные. Как нам сказал один из наших собеседников, это словно блюда с разных кухонь. Где-то важны цена и выбор, где-то качество, а где-то отдают дань традициям. В поисках железного друга сюда приезжают покупатели из стран - участниц ЕАЭС. 

"Я заказал битую машину за пять тысяч долларов, на три тысячи закупил запчастей, столько же отдал за ремонт, в итоге она мне вышла в 11 тысяч. За 14 тысяч долларов я ее продаю", - откровенничает местный продавец. 

"Казахи могут продать все, что попадется"

О специфике работы с казахстанцами рассказал Наири Чнаваян (DN company). Сотрудники его компании занимаются перевозкой машин и помогают с таможенным оформлением. 

"У нас есть клиенты из Казахстана, которые везут автомобили на продажу в Россию. Мы растаможиваем их машины в Армении, так как территориально она находится ближе других стран - участниц ЕАЭС. Процесс доставки авто через Казахстан в Россию, на наш взгляд, сложнее и порой затратнее, даже несмотря на то, что растаможка в Казахстане дешевле". 

В целом среди участников рынка казахстанцы занимают процентов 40-50. 

Со слов нашего собеседника, в качестве продавцов они активизировались примерно с 2016 года. 

"Как договор о ЕАЭС был заключен, работа пошла, многие из Казахстана сюда приехали. Помимо того, что работают на рынке, они также ездят по Грузии, Армении и там ищут клиентов. 

Казахи - хорошие продавцы, потому что у них забирают разного рода автомобили. Они могут продать все, что попадется. В том числе и в Россию через Казахстан машины уходят намного лучше, чем с этой стороны. А такое не каждому дано, здесь грамотность продажника. Это у них с давних пор - тюркские племена занимались продажами, а кровь все-таки играет роль". 

Наш разговор прерывают цыганки. Просят "на хлеб" и добавляют: "Видим, что хотите купить машину, удача ждет вас, смело берите!" 

Мы продолжаем беседу. Наири Чнаваян рассказывает, что основной поток подержанных автомашин идет с аукционов из США (в этом материале преимущественно речь пойдет о них). Интересуюсь, как их ремонтируют. 

"Большинство местных автомехаников - азербайджанцы. Почему именно они? Потому что рабочая сила дешевле. Если грузины и другие представители ремонтируют условно за две тысячи долларов, то азербайджанцы могут отработать за 500-700 долларов. И у них большой поток".

Порой машину здесь создают заново - настолько в плохом состоянии может быть транспортное средство. 

"Дефектов много, и они бывают явные, - объясняет спикер. - Есть авто, которые надо разобрать и полностью заново отремонтировать. Бывает, бампер снимаешь, а там до сих пор вмятины, или запчасти не хватает. Недавно была ситуация, когда в листе было написано, что присутствовала кровь. Речь шла о ДТП".

Я решила пройтись по всему рынку и найти такие машины. Авто с очень серьезными повреждениями находились на отдельной площадке. Остается только догадываться, что могло с ними произойти. 

Автомобили со сбитым лосем и простреленной фарой

Автоэксперт Артем Шах говорит, что можно написать целую книгу о машинах, купленных в Грузии. 

- Как они попадают сюда из Америки?

- Автовладелец возвращает автомобиль в страховую компанию. Отмечу, что необязательно это происходит в случае аварии. Например, бездомный разбил стекло, лег спать, все, человек не хочет уже на этой машине ездить. Страховая компания обязана ее забрать. Дальше это авто выставляют на сайт для дальнейшей перепродажи. 

В моей практике были разные ситуации. Например, машину со сбитым лосем продавали. Еще в автомашине очень много интересных мест для белок и мышей: под передней панелью, в двигателе - там, где потеплее. Их трупы также находили. К слову, трупный запах вывести невозможно. Бывало, привозили машины с личинками тараканов и клопов. 

Были машины даже с пулями. Правда, такие случаи единичные. 

"Фара была прострелена, но на аукционном листе этот факт не был указан, я случайно обнаружил.

Также машины-утопленники встречаются. К примеру, часть авто ниже руля была в воде. Такие повреждения исправимы. Там все зависит от самого автомобиля. Если машина из алюминия или с оцинкованным кузовом, то в воде она не ржавеет, только окисляется иногда. Если из металла и вся битая, то ей достаточно будет неделю постоять под дождем, чтобы покрыться ржавчиной.

Многое зависит от климата. Если возьмем для примера Казахстан, то там он сухой. Машина может прожить 10 лет и не заржаветь, а в Санкт-Петербурге через полгода будет ржавой. 

Еще многие покупатели боятся перевертышей. Такие тоже встречаются. 

Невозможно полностью восстановить горелые автомашины. Есть такое понятие, как неликвидность металла после пожара. Был случай, когда ремонт вышел в два раза больше стоимости машины. Авто было горелым, люди зачем-то его купили.

В итоге автомобиль стал как у кота Леопольда - колеса и цвета разные. Там только на запчасти и сборку ушло 50 тысяч долларов плюс доставка. В результате машина обошлась в 100 тысяч долларов, а продали ее за 70 тысяч," - рассказывает Артем Шах. 

Угнанных автомашин в практике Артема не было. Но такие случаи, по его словам, по сути исключены.

"Один из плюсов, когда ты заказываешь авто из США, - там по документам все честно. Левые реализовать практически ты не сможешь". 

Еще одна любопытная деталь - часто в машинах новые владельцы находят личные вещи прежнего хозяина или визитки. Словно вместе со своим железным другом он передает и частичку своего прошлого. Например, ребята находили контакты американской автомойки или юридической конторы.

А как-то при разгрузке контейнера нашли золотые серьги. Это объясняется тем, что после аварии машину сразу везут на стоянку и люди по сути ничего оттуда уже не забирают.

"Все торгуются, но казахи больше всех"

По наблюдениям Артема Шаха, казахи - это особая категория покупателей. 

"Если сравнивать с другими участниками рынка, то казахи самые придирчивые. Машина условно будет стоить 10 тысяч долларов, ты ее за 5 тысяч продаешь, они ее за тысячу будут выпрашивать. Они ищут дешевую, по три круга обойдут, потом скажут, ладно, мы подумаем.

Конечно, все торгуются, но казахи больше всех. Могут час-два крутиться вокруг автомашины, изучать ее с ног до головы. Я удивляюсь, откуда у них столько времени на это? Вроде хорошая. Но по их логике, если нашлась одна хорошая, то и другая найдется.

Например, у армян, если понравилось авто, - пробили, уехали. Грузины, азербайджанцы - то же самое. Если что не так, вернутся. Понятно, что казахам в этом плане сложнее. Им ехать сюда сутки-двое. 

Они ищут более экономный вариант, в том числе и потому, что тратят деньги на дорогу и проживание. Казахи могут жить здесь по две-три недели и по несколько человек.

Потом эти личные расходы они пытаются включить в цену машины. Добавим сюда стоимость растаможки и плюс им нужно еще две-три тысячи долларов заработать. Отсюда такая разница между стоимостью машин здесь и в Казахстане. 

Растаможивают, как правило, в Казахстане, потому что там дешевле. Ну и потом зачем здесь растаможивать, если это можно сделать сразу у себя, поставить на учет и тут же продать. Как говорится, зачем дома кушать, если ты в ресторан собираешься? 

"Продавцы из Казахстана должны быть в 10 раз подкованнее, чем местные"

Но в защиту перекупщиков скажу, - добавляет Артем Шах. - Человек заказал машину с Америки, отдал условно 15 тысяч долларов, ждет несколько месяцев, то есть по сути он закопал свои деньги. Потом приезжает машина, он чинит ее и продает. Примерно полгода уходит на одно авто. Получается, грубо в месяц он зарабатывает около 500 долларов.

Продавцы из Казахстана должны быть в 10 раз подкованнее, чем местные. И они здесь такие. А по-другому никак, иначе они не то что не заработают, они деньги потеряют".

Походив между рядами, я поспрашивала казахстанцев, какие авто, помимо Toyota Camry, они предпочитают смотреть. В список любимчиков также попали Volkswagen Passat и Hyundai Elantra.

Раньше был бум на микроавтобусы и минивэны, потому что людей устраивало соотношение цены и качества. Сейчас в связи с тем, что цены поднялись, ажиотажа нет, но интерес есть. Несколько соотечественников интересовались электрическими микроавтобусами. 

По ценам здесь большой разброс. Можно приобрести подержанный автомобиль среднего класса 2015 года от 8 тысяч долларов и выше, а можно купить новый внедорожник за 240 тысяч долларов. Были и совсем демократичные цены, например, Opel Zafira 2008 года продавали за 500 долларов. Но какие там повреждения - неизвестно. 

Дорогие машины, судя по опросу, казахстанцы берут реже. Все же для большинства людей главный критерий - это доступность. 

Есть на рынке и раритетные машины. Вот, к примеру, такой Mercedes-Benz W110 1966 года выпуска стоит 6 500 долларов. 

В следующем репортаже казахстанцы расскажут о том, как на протяжении нескольких лет выстраивали автобизнес в Грузии, какая здесь у них репутация сегодня и как они выживают в условиях дикой конкуренции. А еще мы расскажем о криминальной стороне рынка. Наши эксперты дадут советы, как не стать жертвой мошенников. 

Текст и фото: Анастасия Солнцева

Реклама
Реклама