В Казахстане предлагают включать женщин в родословную. Специально для Tengrinews.kz мы поговорили с шежиреши и узнали, что стоит за этой идеей, почему это может быть важным и зачем казахам знать семь "женских колен".
Что такое шежире и для чего оно нужно?
Шежире — это родословная казахов, древняя традиция записи и устного хранения происхождения рода, племени и народа в целом. Слово "шежіре" (от араб. "шаджара" — "дерево, родословное древо") буквально означает "генеалогическое древо".
Шежире даёт информацию о том:
- из какого рода (ру, тайпа) происходит человек;
- кто его предки;
- каков путь происхождения до известного прародителя;
- а иногда — о важных исторических событиях, связанных с родом.
То есть это не просто список имён — это летопись народа, соединяющая историю, этнографию и культуру.
В прошлом шежире передавалось устно, от поколения к поколению, через аксакалов, жырау, биев, а позже стало записываться.
Зачем включать в родословную женщин?
Как считает шежиреши, исследователь и администратор казахской версии Wikipedia Кайыр Рысбаев, включение девочек в генеалогию поспособствует сохранению казахского антропонимического богатства. По его мнению, ведение только мужской линии можно считать несправедливым и даже в каком-то смысле ущемлением прав казахов на знание своего рода по матери.
"Сейчас при подборе имён для девочек мало источников, и они часто повторяются. Если мужские имена можно посмотреть в шежире или в книгах, где содержатся имена мужских выдающихся персон, то редкие исторические женские имена найти труднее", — приводит пример исследователь.
Казахи являются одним из этносов, который имеет богатую генеалогическую традицию, основанную на родовом делении и патриархальности.
Как народ они сформировались из различных тюркских и монгольских племён после распада Золотой Орды. При этом большинство казахских племён ведут родословную прямо со времён Золотой Орды, где межплеменным языком (лингва франка) был кипчакский.
Эксперт напоминает, что шежире имело практическую цель — исключить близкородственные браки до седьмого колена. Традиционно оно состоит только из мужчин и является нисходящей генеалогией.
"Раньше записывали только семь предков, потому что в то время не было генеалогических программ, таких как сегодня. Генеалогия делится на две: восходящую и нисходящую. Верхняя — это все предки определённого человека. Нижняя (нисходящая) — это все потомки человека, который жил раньше. В нашей стране распространена генеалогия, которая распределена сверху вниз (нисходящая генеалогия). Если в восходящей линии записаны семь предков и семь бабушек, то человеку будет сложно запомнить всю информацию. Вот почему раньше брали только мужскую линию", — поясняет Рысбаев.
Современная цифровая эпоха позволяет хранить большой объём информации. Поэтому, считает исследователь, в наше время можно собирать генеалогию всех предков человека и хранить её в электронном виде:
"В прошлом генеалогические древа передавались и распространялись устно. В то время, если бы учитывались и женщины, они бы мало что смогли запомнить. Теперь же можно сохранить в первозданном виде информацию обо всех предках".
В прошлом действительно было сложнее сберечь данные. Так, например, напоминает эксперт, затерялись сведения о батырах Кобланды и Алпамысе, и они стали легендой.
Теперь, по мнению спикера, настали цифровые времена, которые позволяют пересмотреть подходы к казахской антропонимике.
"Сейчас у многих молодых людей есть живые бабушки и дедушки и есть возможность собрать большое количество генеалогий. Используя это, можно определить предков до пяти-шести поколений. Это также может быть необходимо в исследованиях ДНК. Ведь в нашем случае Y-хромосома передаётся от отца к сыну, а митохондриальная ДНК — от матери к дочери, от дочери к дочери и так далее по женской линии. Она также передается сыновьям от матерей. Но сыновья не передают митохондриальную ДНК своим потомкам. Поэтому, если эта ДНК классифицирована и включены семь бабушек, можно сравнить научные анализы ДНК и провести углублённое исследование", — добавляет Кайыр Рысбаев.
Семь бабушек — семь матерей
Как говорит шежиреши, в наши дни почти каждый знает своих бабушек и дедушек. Если копнуть глубже, можно узнать о родителях их бабушек и дедушек, то есть об их прадедушках и прабабушках.
Если копнуть ещё глубже, можно восстановить всю родословную. Чтобы узнать семерых своих прабабушек, нужно расспросить своих бабушек. То есть мать относится к первому поколению, бабушка по матери — ко второму; а әже может знать своих мать и бабушку.
"Таким образом, можно узнать четыре или пять поколений. Некоторые бабушки могут знать все линии своих бабушек, а если нет, можно поискать в архивах. Много информации можно получить из надгробий на могилах предков. Если надгробия старые или их вообще нет, лучше оставить на них каменные отметки, пока есть люди, которые их знают", — говорит Кайыр Рысбаев.
Рисунок "Восходящий список/генеалогия автора до пятого поколения с названиями родословных третьего уровня"
У человека обычно двое родителей, четверо бабушек и дедушек, восемь прадедушек и прабабушек, а затем их число доходит до 16.
"Но это число не увеличивается бесконечно, а, наоборот, начинает уменьшаться. Потому что у прадедушек и прабабушек могут быть одни и те же предки. В генеалогии это называется "редукция предков"", — поясняет исследователь.
Он уверен: в будущем всех людей можно будет найти в архивах и базах данных, поэтому наши потомки смогут легко создать список семерых матерей:
"Со становления казахской нации прошло всего 500–700 лет. Я никогда раньше не встречал термин "семь бабушек", но думаю, что его можно включить в генеалогию в соответствии с требованиями времени. Многие могут возразить против такого предложения. Но по мере развития общества потребности времени меняются. Есть ли смысл заниматься комплексной генеалогией, а не выводить её только с патриархальной стороны? Казахские пословицы гласят: "Алып анадан туады" ("Великан рождается от матери"), "Үйдің жақсысы ағашынан, жігіттің жақсысы нағашыдан". У казахов даже есть роды, идущие от дочерей, хотя они встречаются редко", — обращает внимание Кайыр Рысбаев.
Он также сетует, что к составлению родовых книг-шежире в основном привлекаются мужчины.
"Если включать в эту работу женщин, то они тоже могут внести свой вклад в собирание сведений о роде, а также способствовать увеличению тиража книг-шежире, так как они тоже будут заинтересованы в книгах, где содержатся их имена. Некоторые женщины считают Жеті ата и шежире мужским делом и не интересуются этим. Хотя продолжительность жизни у женщин на 8-9 лет выше, чем мужская, и у них чаще есть возможность передавать своим потомкам генеалогическую информацию. Поэтому женщинам не меньше, чем мужчинам, надо интересоваться шежире", — убеждает исследователь.
Примечательно, что у некоторых народов генеалогия велась только по материнской линии, а в иудейской традиции этот подход сохранился до сих пор.
Подготовила Айша Жакып
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора и/или спикера
Читайте также:
"34 села Бирлик". Эксперт предлагает массовые переименования в Казахстане
Казах, европеец, индеец-команчи? Что может показать ДНК-тест
"Не называйте меня женщиной". Почему казахстанки боятся взрослеть