14 февраля 2019 12:00

Бахыт Килибаев: "Досье тамады" - фильм про игру и танец самой жизни

Казахстанский сценарист Бейбарс Джуманиязов готовится представить публике свою первую режиссерскую работу – детективную драму "Досье тамады". Работая над фильмом, действие которого происходит во время восхода "кровавой луны", автор вдохновлялся Мартином Макдонахом, снявшим "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" и камерными романами Агаты Кристи.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Казахстанский сценарист Бейбарс Джуманиязов готовится представить публике свою первую режиссерскую работу – детективную драму "Досье тамады". Работая над фильмом, действие которого происходит во время восхода "кровавой луны", автор вдохновлялся Мартином Макдонахом, снявшим "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" и камерными романами Агаты Кристи.

"Досье тамады" – это феномен казахстанского кино. Жанр, который выбрал Джуманиязов, возможен, только если сценарист выступает и режиссером, и отчасти продюсером. Когда автор идет на такой риск – я ощущаю оптимизм. В фильме слышится авторская интонация, что для нашего кино большая редкость. Этим Бейбарс, работающий над своим первым режиссерским проектом, удивительным образом напомнил мне Рашида Нугманова. В работах обоих авторов виден поиск художественного языка, очень субъективного и выразительного. Это с самого начала был эксперимент, и "Досье" – то, чего явно не хватает казахстанскому кино", – считает режиссер и сценарист Бахыт Килибаев.

Реклама
Реклама


Бахыт Килибаев. Фото brod.kz

"Однажды мне заказали сценарий для комедии. Проект так и не стартовал, но запал для масштабной работы остался: я написал одну комедию, затем вторую, а потом в качестве передышки придумал короткую историю. Записал и, как это бывает, забыл – и вдруг ее сюжет показывают в новостях. Мне показалось, что это знак: раз мои сюжеты оживают, то стоит эту историю экранизировать", – рассказывает автор картины Бейбарс Джуманиязов.


Бейбарс Джуманиязов

Современные критики любят термин "герметичное кино" – сюжет "Досье" разворачивается именно в таких декорациях. "Мы показываем в кадре целый срез общества, которое родилось после криминальных 90-х годов, пережив эпоху рейдерства и беспредела. Снимая флешбеки, я думал: как бы себя вели эти герои спустя 20 лет, что стало с их амбициозными планами, где вдруг аукнулось прошлое? Перестрелок, погонь, масштабных драк и чернухи в кадре нет, но драмы достаточно – шантаж, слезы, напряженные как струна нервы героев – и зрителей", – рассказывает режиссер и сценарист.


Кадр из фильма

"Финал "Досье" послужит развязкой гордиеву узлу, который невозможно развязать – только разрубить. Это игра, это танец жизни. Если принять мысль, что жизнь – это игра, то есть только один параметр, по которому оценивают игру, – это красота. И Бейбарс красиво играет", – отмечает Бахыт Килибаев.

"Мы с оператором-постановщиком Александром Рубановым и вторым режиссером Гульбаршын Абуевой сразу решили, что такому сюжету нужен сильный актерский ансамбль. Поэтому мы обратились к лучшим казахстанским актерам – Азату Сейтметову, Адилю Есенбулатову, Венере Нигматулиной, Гани Кулжанову, и они с радостью приняли предложение. Во-первых, их заинтересовала форма и сама история – отголоски "Десяти негритят" делают ее особенно привлекательной. Во-вторых, сегодня снимается не так-то много проектов, в которых героям возраста "Досье" отдается ведущая линия. Это не роли мамы, дедушки или дяди юного главного героя – это серьезная драматическая работа, позволяющая выйти на новый уровень", – уверен режиссер.


Кадр из фильма

Тема 90-х, близкая каждому, и неожиданный финал привлекут зрителя в кинозалы, считает автор фильма.

"Приступая к работе над "Досье тамады", мы понимали: если получится по-настоящему крутое кино, которое публика и критики оценят по достоинству, то должна увидеть свет целая серия таких детективов, связанных как особенностями формы, режиссерским почерком, так и полюбившимися героями, кочующими из одного фильма в другой. Время покажет", – резюмирует Бейбарс Джуманиязов.

Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram