KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 336.99
EUR / KZT - 377.83
CNY / KZT - 50.51
RUB / KZT - 5.27

Тогда ребенок был буквально вместо телевизора

16 октября 2015, 14:44
11

В этом году наша страна отмечает 550-летие Казахского ханства. Культуролог Зира Наурзбаева в интервью Tengrinews.kz рассказывает, как изменились нравы казахов за эти столетия. Беседа получилась очень познавательной. Например, мы узнали, каков был истинный смысл проведения пышных свадеб у казахов.

TENGRINEWS: Как культуролог, изучающий мировоззрение людей прошлого, как вы смотрите на современные нравы нашего общества?
Зира Наурзбаева:

Конечно, сейчас негатива очень много, и меня как культуролога тоже все, что сейчас происходит, пугает, честно говоря. И единственное основание смотреть на это с оптимизмом - в том, что ты надеешься на то, что, как говорят же, прежде чем подняться - нужно опуститься. Так вот, я надеюсь, что маятник качнулся в одну сторону, и он уже зашел в какую-то крайнюю точку и теперь качнется в другую. Я по природе своей оптимист, поэтому надеюсь, что это так, что это не просто бесконечное падение куда-либо. Ну а за примерами, я думаю, далеко гоняться не надо. Все это у нас на глазах происходит.

Вот у нас много говорят о возрождении казахской духовности, менталитета, и меня как культуролога пугает то, насколько все это извращенно происходит. То есть кричат о чести, о славе, о почестях - то есть о каких-то корневых понятиях нашего традиционного менталитета. Но вся эта слава, честь и все остальное выродилось сейчас в понты. Это настолько пустые понты, более того, это понты, не имеющие под собой никакого основания - чисто внешняя форма. Мы в советское время очень много проходили Карла Маркса, у него есть такое понятие "превращенные формы" - когда что-то теряет свою основу и совсем по-другому выражается. Так вот сейчас то, как традиционные понятия, традиционные принципы проявляются в современном обществе - это даже не превращенные формы, это извращенные формы, можно сказать. И вот оптимизм мой в том, что они все-таки проявляются, пусть и в извращенных формах, значит, они все-таки где-то еще существуют.

TENGRINEWS: На нашем сайте есть голосование по вопросу "Стоит ли проводить пышные свадьбы?". Что, на ваш взгляд, стоит за желанием людей устроить роскошную свадьбу?
З. Наурзбаева:

Пышность казахских свадеб связана с тем, что ведь казахская свадьба, по существу, это было состязанием двух родов, заключающих тысячелетний брачный союз, и каждый из этих родов должен был продемонстрировать все самое лучшее свое. То есть роды соревновались, во-первых, в своей щедрости, богатстве, какое приданное, как принимают гостей; во-вторых, в своем искусстве, то есть каждый род должен был привести своих певцов, домбристов на состязание, акынов; потом каждый род должен был своих борцов, своих лошадей на скачки привезти. Таким образом, это было соревнование двух родов, плюс это еще и соревнование в щедрости - то, что называют "потлач", есть такое понятие в культурологии. Потлач - у индейцев тоже было - человек приглашает гостей, он должен продемонстрировать щедрость, это своего рода вызов на соревнование был.

Сейчас у нас что происходит. Например, у нас на свадьбах часть денег, конечно, затрачивается на то, чтобы пришли гости, чтобы их накормить, принять. Но часть затрат у нас уходит на то, чтобы пригласить тамаду, артистов, камеру. И зачастую такое впечатление, что сейчас той проходит на камеру, что камера, оператор - это вообще главный гость. Молодые кланяются камере. В центре всех событий находится оператор. У нас приглашение артистов зачастую занимает достаточно значительную часть в бюджете. Мне звонили журналисты, просили дать комментарий по поводу того, что в последнее время появляется в Интернете видео, где на каких-то тоях африканцы поют на казахском. О профессиональном уровне не говорим, но казахам это очень нравится, все довольны. Так вот, оказывается, этим африканцам за исполнение одного кюя 6 тысяч долларов платят в Астане - такая ставка. Если он исполнит два кюя, соответственно это будет стоить 12 тысяч долларов и так далее. Вы понимаете, это такая чушь! Я не знаю, то ли это просто интерес к экзотике, но платить за это такие деньги, в то время когда у нас масса наших кюйши и традиционных артистов бездомные ходят, по сути сейчас эти ребята нищие, многие из них переходят в эстраду, в попсу, не от того, что их тянет к попсе, а потому что они хотят как-то заработать деньги, кормить детей.

С другой стороны, если брать по сути, да, раньше на традиционных казахских свадьбах было много музыки. Но это ведь было соревнование именно этих двух родов, представители этих родов должны были петь. Если так, то пусть каждый род здесь найдет в Астане своих артистов, домбристов, певцов, их пригласит на свадьбу, пусть они за них поют, и хотя бы таким образом этот род пусть поможет артистам, своим родичам, в конце концов. Сейчас хорошая тенденция, в принципе, появилась даже на достаточно крутых свадьбах, когда стороны сами поют, сами играют и так далее.

TENGRINEWS: Как вы считаете, возможно ли в современных условиях воспитывать в обществе те позитивные качества, которые были у наших предков: честность, порядочность, сила воли, героизм?
З. Наурзбаева:

Возможно воспитывать, но чтобы правильно воспитывать, нужно вообще ситуацию коренным образом поменять в обществе самом, потому что рыба гниет с головы, как говорится, и то лицемерие, та продажность, которая есть наверху, она идет вниз. То есть наши дети получают постоянные уроки лицемерия, начиная со школы. Далеко ходить не надо, я сама сталкиваюсь с этим. У меня сын во втором классе стал призером конкурса научных проектов по Астане. И знаете, меня это не радует, честно говоря. Второклассник якобы пишет научную работу на 20-25 страниц, во введении - цель, актуальность, задачи, библиография и прочее. Родители заказывают на фирмах двухметровые макеты, издают книжки с ISBN и УДК. Научные проекты в последующем дают возможность детям не сдавать ЕНТ. И мне объяснили, что эти конкурсы научных проектов давно превратились в какой-то бизнес.

А ЕНТ в 11 классе - как итог всей этой лжи. Когда моя дочь говорила, что сама зайдет на ЕНТ и ей не нужно прикреплять от школы помощника, на нее как на ненормальную смотрели, смеялись просто над ней. Она последние дни перед ЕНТ в школу уже не хотела ходить, потому что там навязывали, требовали, чтобы зашли с гаджетами, чтобы выходили на связь. То есть за каждым выпускником были закреплены люди, которые будут его вести на ЕНТ. И соответственно, в результате у них наивысшие баллы получили по школе те, кто не учился, и они поступили в вузы на грант. А те, кто хорошо учился и стремился, они сейчас учатся платно.

В традиционной культуре есть такое понятие, как инициация, когда подросток проходит через какие-то испытания, и в этих испытаниях он преодолевает трудности, где-то, может быть, даже смерти в глаза посмотрит. И после этого, пройдя через эти испытания, он становится полноценным членом, взрослым, совершеннолетним членом этого общества. Представьте, если бы в традиционном обществе трусам бы говорили: ты - молодец, ты теперь у нас член общества, можешь жениться, флаг тебе в руки. А тех, кто реально прошел через это испытание, превращали бы в отверженных, в отщепенцев, выгоняли из общества, из коллектива, все бы презирали... Это бы общество сломалось. А у нас сейчас такая ситуация, в результате наше общество куда идет? Вот наши дети проходят такую инициацию, они начинают понимать, что ложь и лицемерие, а не знание и труд, в нашем обществе нужны. Но эту ситуацию не исправить, отлавливая отдельных педагогов или отдельных школьников, которые что-то такое сделали и их случайно поймали. Воли сверху нет. Обвинять здесь школу трудно, потому что ее оценивают по каким-то критериям, обвинять Министерство образования - понятно, что на них тоже идет прессинг, на них давят с разных сторон, какие-то свои интересы. И получается, что никто не виноват, а ситуация наша вот такая, да и вообще вся эта система высшего образования сейчас непонятная, и что дает этот диплом - тоже чаще всего непонятно.

TENGRINEWS: В традиционной казахской культуре принято было защищать детей и женщин. Сейчас СМИ постоянно получают сводки о том, что очередной педофил изнасиловал ребенка. Почему так происходит, это в результате какого-то влияния извне?
З. Наурзбаева:

Мой покойный муж, Таласбек Асемкулов (известный казахстанский музыкант, домбрист, писатель и сценарист - Прим. Tengrinews.kz), всегда говорил: казахи стали очень жестоким народом. Раньше у казахов отношение к детям было другое. Тогда ребенок был буквально вместо телевизора и всего остального. То есть весь вечер они любовались им, смотрели на него, наслаждались его какими-то сладкими детскими привычками, словечками.

Как говорил Таласбек, ожесточение произошло именно в 19 веке. Казахи - народ воинственный по природе, агрессивный, но в 19 веке, поскольку внешних врагов уже нет, более-менее мирное время, начинает вот эта агрессия выплескиваться в каких-то формах, часто происходят грабежи с убийствами.

Кроме того, казахи становятся колониальным народом, и вот это ощущение того, что они побеждены, того, что они оказались где-то на дне, слабыми, это приводит к тому, что мужчины начинают выплескивать свою агрессию на семью, на женщин, на детей. Можно много говорить об агрессии в криминальных сводках, но ведь на самом деле ситуация гораздо хуже внутри семей. Насилие мужа по отношению к жене - это чуть ли не норма сегодняшнего дня. И это действительно пугающе. Потому что в традиционном обществе, конечно, с одной стороны, что-то было, но это не было нормой жизни, потому что это не могло быть нормой просто-напросто по самим обстоятельствам того времени. С одной стороны, мужчина за женщину огромный калым платил, многие мужчины ведь не могли жениться до 40 лет, в среднем возрасте все еще ходили холостым, потому что у них не было возможности выплатить калым. И разумеется, когда вот так вот досталась женщина тяжело, и так просто ее избивать, рисковать ее здоровьем уже не будешь.

Помимо этого, мужчина чаще всего на войне находится, в походе или, в конце концов, в степи скот пасет. И в этот момент, если женщину бьют, тут два варианта: либо она озлоблена, либо она сломлена. А если учесть, что на аул в любой момент могут напасть, оставить в ауле (а аул того времени - это буквально одна-три юрты) своих детей, своих престарелых родителей на женщину, которая сломлена или озлоблена против тебя, - это просто опасно.

Более того, за женщиной, даже если ее отдали замуж, за ней ее род стоит. Если женщину забьют до смерти, род этот тоже может возмутиться. Такие случаи были в 19 веке.

Религию мы тоже как-то так странно усваиваем. В исламе есть понятие, что женщина из ребра, что именно мужчина - наместник Бога на земле, она подчиненное положение должна занимать - вот эти вещи казахи как-то хорошо усвоили, а вот что права женщины надо защищать - об этом как-то забыли. А ведь в принципе по шариату права женщины хорошо защищены.

TENGRINEWS: Как вы думаете, почему случаи педофилии, и вообще насилия происходят в том числе и в сельской местности?
З. Наурзбаева:

Мой муж как-то сказал, что происходит процесс одичания. И это страшнее, чем дикость как таковая. Дикость - это стадиально, из дикости можно развиваться к цивилизации, а когда происходит реархаизация, то есть откат назад, то происходит падение. Возможно, это связано с каким-то влиянием, потому что до нас ведь с Запада доходит самый трэш, и эти люди - они ведь не смотрят шедевры искусства, они если смотрят, то смотрят самую низкопробную порнуху, которая вообще не известно где снимается. Вот такие вещи чаще всего доходят. И плюс еще процесс одичания, когда люди полностью теряют представление о ценностях, о нравственности. Возможно, у них вообще нет своих каких-то в жизни целей, они не видят возможности подняться в жизни. То есть падение нравов - это не столько влияние Запада, сколько общее состояние нашего общества, когда люди не знают, для чего они в эту жизнь пришли и чем они в этой жизни должны заняться.

Беседовал Ренат Ташкинбаев


Нравится
Показать комментарии (11)