KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 337.56
EUR / KZT - 379.35
CNY / KZT - 50.62
RUB / KZT - 5.27

Разговоры о самой популярной скульптуре Астаны

20 марта, 21:08
16

Художник Никас Сафронов посмотрел на фотографии самой популярной скульптуры Астаны - композиции "Счастье мое", которая находится в Парке влюбленных, и высказал свое мнение. Заслуженный художник Российской Федерации, который довольно часто бывает в нашей стране, с пониманием отнесся к тем казахстанцам, которые критически высказались относительно внешнего вида статуи девушки, и поделился своими мыслями о том, что такое настоящее искусство, а также порассуждал на тему открытия в нашей стране "Макдоналдса".

TENGRINEWS: У нас разразились настоящие страсти вокруг скульптуры в Астане. На самом деле она была установлена уже более десяти лет назад, но лишь теперь некоторые посчитали, что она выглядит немного вызывающей. Дело дошло до министра культуры, и он предположил, что, может быть, будет рассмотрен вопрос о том, чтобы как-то сгладить "острые" моменты скульптуры. А еще был случай, когда люди пытались прикрыть одеждой эту женщину. Каково ваше мнение?
Никас Сафронов:

Вы знаете, любая страна - северная или южная - движется к своей прогрессии. Например, я летал в Абу-Даби к шейху и писал портреты. Они считают, что сегодня тенденция такая, что коли уж в гостиницах и во многих общественных местах вешают портреты, тогда надо, чтобы эти портреты были грамотные и профессиональные. Хотя до этого у них такого не было, чтобы изображали лица. Наступает такой период, когда это нужно, когда это становится уже общественно признанным фактом, и от него уже никуда не деться. Например, многие годы в 90-х внедрялась некая субкультура в России - инсталляции, перфомансы, всякого рода проекты. И что мы видим? Девочки входят в храм и начинают издеваться над святыней и над верующими, самое безобидное место, куда можно войти. Если бы они попали на закрытую зону, где охраняется, и там бы это совершили, было бы понятно, что им было сложно. Но они это все равно сделали, заявили о своих каких-то претензиях. А это был пиар. Для них это была возможность проявить себя и заявить о том, что они существуют, другого способа у них не было. А кто-то подхватил это, так как Россия окружена не только друзьями, но и людьми, которые бы с удовольствием сделали все, чтобы Россия не существовала как страна.

Но в данный момент, если есть недовольные и если это вызывает неприятие, значит, пока это излишне, пока это не нужно. Не нужно людей шокировать, не нужно людей заставлять делать то, что им не свойственно: ходить в короткой юбке, ходить с открытой грудью, ходить полуголыми, раздетыми. Если, скажем, на севере Швеции, где рождаемость очень маленькая, более приняты видеопрограммы в школах, в ходе которых обучают десятилетних девочек разным способам, как справиться, если ты забеременеешь. То здесь это никто не позволит, это будет просто семейным и общественным нарушением.


Никас Сафронов. © / www.russianlook.com

Если есть возмущения по поводу памятника, то я считаю, значит, что-то есть излишнее. Не всякий памятник может находиться на улице. Улица - это общественное место. Если скульптуру ставят в подъезде, доме, своей квартире, пожалуйста, делайте там все что хотите. Как только вы выходите на улицу, вы сразу приобретаете другую форму и другую функцию. Вы должны быть аккуратны, может быть, у вас будет скромная одежда, но вы должны быть чистым, от вас не должно исходить плохого запаха, вы не должны быть грязными, иначе вас примут за бомжа. То есть вы сочетаетесь с этим миром, выходя из своей квартиры. Вот раз висит или стоит что-то, что вызывает негатив, это надо пересмотреть, заменить, переделать. Я как художник, а я в общем-то считаюсь художником не только классического, но и авангардного толка, занимаюсь символизмом, но тем не менее есть вещи, которые я не позволяю себе в своей живописи. Есть художники, которые писали что-то "в стол", для себя. Скажем, пусть это будет Моне, пусть это будут "Заветные сказки" Афанасьева или свободные стихи Пушкина, Лермонтова, так называемые закрытые, тайные стихи. Но они открываются позже, как некое наследие, от которого не сбежать, но оно тоже было. И у Пикассо есть эротики много, и у других художников. Но до какого-то момента при жизни никогда это не освещалось, а в кулуарах где-нибудь они могли пописывать или почитывать свои стихи или рассказы.

Общество не готово и его нельзя развращать, оно может быть шокировано, оно может быть напугано, может сознание неожиданно меняться не в лучшую сторону. Все должно прийти во время, как говорится, хороша ложка к обеду.

Я не мог рассмотреть этот памятник дотошно, но если общественное мнение возмущается, значит надо что-то пересмотреть и, возможно, его поставить где-нибудь в парке, куда люди ходят специально, как в кинотеатр, где есть эротические фильмы. И тот, кто уже созрел для этого, пойдет в этот парк и увидит это. А когда это стоит на лобном месте, в центре, это, мне кажется, неправильно, не совсем логично.

TENGRINEWS: Как бы вы оценили вообще эту скульптуру?
Н. Сафронов:

Может быть, скульптор и хороший, я не могу судить о нем. Пальцы хорошие во всяком случае...

TENGRINEWS: Эта скульптура называется "Счастье мое", и она, кстати, уже находится в парке, который называется Парк влюбленных.
Н. Сафронов:

Возможно скульптура и грамотная, и профессионально сделана автором. Но вот что делают, скажем, в Европе. Строят парк и смотрят, куда люди ходят, и когда они видят, что люди ходят вот так и вот так, они там асфальтируют эти места, понимая, что это самые важные тропы. То есть людям будет удобно пойти по этому пути, не меняя траектории. И только нарушитель идет уже по газону. Вот это наверное опробовано, проверено, убедились, что даже в Парке влюбленных это не совсем подходит и надо это либо переделать, либо заменить, но сделать что-то такое, что будет успокаивать. Людей нельзя возмущать по таким поводам, люди и так находятся на грани кризиса внутреннего и внешнего. Это и проблемы на работе, и проблемы воспитания детей.

Начинается разрушение и внедрение западных ценностей, которые становятся более приемлимы, чем свои народные ценности. Вот открыли "Макдоналдс", и мне сказали, что стояла огромная очередь. Я как-то приехал на юг Китая к губернатору. Находясь там, хотел узнать, какие в том городе самые лучшие рестораны, так как там море, океан, думал попитаться здоровой пищей. Вижу, стоит какая-то очередь человек 200, и я решил, что это лучшая китайская кухня и спросил: а что это такое? Они говорят: "Макдоналдс" открыли. Понимаете, это субкультура. Есть хороший анекдот. В аду одного человека жарят на масле, он жалуется чертям: "Почему меня третий год жарите на одном и том же масле?" Ему отвечают: "Потому что в реальной жизни ты работал в "Макдоналдсе" и продавал картофель фри". Это нездоровая еда, она как бы разрушающая. Ее можно как экзотику поехать на Запад и там попробовать, но коль она здесь открывается, то она не должна так сильно пропагандироваться, она не должна заменять национальную здоровую вкусную пищу суррогатами - пепси-колами, когда есть чистая вода, "макдоналдсами", когда есть чистое здоровое казы или другая еда. Если еда здоровая, то и население от этого живет дольше и более здоровое. А если ему дают отраву, то открывать нужно больше больниц, возникают какие-то потом наследственные проблемы, которые незаметны вначале. Тараканы вымерли в России, понимаете? Потому что они питаются остатками продуктов, которые мы едим. Придет время и человечество начнет исчезать. Сейчас рождается все больше больных детей.


©РИА Новости

Вот этот суррогат не должен быть, и пока, слава Богу, Казахстан - здоровая страна, и все делается по старинке чинно, достойно, и так и нужно, развивать свою продукцию, свою культуру, свои ценности. Мне нравится, что у вас во многих гостиницах и заведениях висят национальные герои из эпосов, художники их описывают. Это показывает, что культура Казахстана богатая, древняя, и там много интересного, есть чему можно поучиться. Поэтому, я считаю, это не совсем правильно - выставлять на суд людей продукт, к которому они не готовы. Это как в культуре в виде памятника, так и в еде в виде "Макдоналдса".

TENGRINEWS: Вы сейчас провели аналогию искусства с едой?
Н. Сафронов:

Любой оголенностью, откровенностью быстрее вызвать удивление, но что пробуждается в этом? Низменное чувство или возмущение? Ты сделай так, что вот эта красивая женщина в одежде или молодая пара была сотворена настолько вкусно, что все ходят и восхищаются ей, как произведением Леонардо да Винчи, все хотят посмотреть на это чудо. А когда человек просто взял и прибил себя на Красной площади гениталиями к брусчатке в Москве... И это не помогло, тогда, чтобы к себе интерес привлечь, поджог дверь ФСБ на Лубянке. И вот тогда его заметили, и, конечно, Запад ему стал аплодировать: "Молодец, давай, разрушай дальше, мы тебе поможем, денег дадим".

Не надо учиться рисовать, достаточно выйти на улицу, нагадить, и это уже будет искусство - перфоманс, инсталляция. Вот это поощрялось. И мы видим, что замечательные режиссеры долго не могут получить никаких премий на Западе. Но как только художник, режиссер или писатель говорит о России гадости, о своей стране, то тут же это Нобелевская премия или какая-то другая. Возьмем хотя бы последний фильм "Левиафан". Ничего особенного. Фильм правда не такой уже возмущенный, с другой стороны, не настолько профессионально сделанный, что за него дают какие-то премии. Но тем не менее его заметили. А это обыкновенно, как у нас идут сериалы, снятые за неделю. Вот я посмотрел, первый фильм был не плохой, но этот фильм, где показывается, что плохо в России, это поощряется, мы сами себя линчуем.

Самое ужасное, что сегодня люди привыкли уже к таким ужасам, их уже не интересует, что где-то родился красивый или гениальный талантливый ребенок, или там девочка нарисовала картину, или инвалид выживает, работает, учится, а у него условно нет ни рук, ни ног, и это должно вызывать уважение. Или хирург делает свои операции профессионально, или учительница учит детей что-то делать достойно... А вот если учительница или мать задушила детей, если человек разбился или въехал куда-то - вот это начинает поощряться, это начинают раскручивать, это начинают пиарить. И получается, что любой человек, который делает гадости, у него больше шансов получить популярность, чем у человека, который делает свою работу честно и профессионально - это уже никому не интересно. И так мир приучает к этим фактам современного бытия. Это не правильно, надо возвращаться к истинным ценностям, уважать своих героев, историю, культуру. Да, культуру надо принимать любую - итальянское Возрождение, Золотой век в Нидерландах, но ни вот эту кучу дерьма, которую там где-то сделали, а мы давайте у себя это поставим, тоже возмутим и таким способом привлечем внимание к нашему музею.

TENGRINEWS: Некоторые люди, критикуя тех, кто высказывается против этого памятника, говорят, ну давайте, мол, теперь накроем произведения искусства, которые находятся в Европе?
Н. Сафронов:

То, что русскому хорошо, немцу - смерть. Давайте тогда пойдем еще дальше и скажем, что, допустим, в Швеции ходят в коротких юбках без трусиков, а в Шотландии носят юбки мужчины... Не надо все ровнять и подходить с мерилом Запада к нашим ценностям. У нас есть своя культура и свои традиции, своя привычка. Сегодня ценности заменяются, уже День Валентина стал более популярным и модным, чем какие-то свои национальные праздники, посвященные влюбленным.

Если нам привезут памятник обнаженного Давида Микеланджело, мы будем восхищаться, да, возможно, он будет обнажен, может быть, не к месту, но мы пойдем, посмотрим, скажем: да, это было в 15-16 веке. Но если нам привезут баночку экскрементов или привезут в морозильнике разрезанные трупы пополам - это популярно, наверное, на Западе, но нам это не понятно. Я считаю, что то, что может делать каждый идиот, не является искусством. Да, оно популярно, модно, но оно не может быть искусством. Искусство - это учеба, это холст, если ты художник, масло и твои мысли, и как ты воплотишь за счет цвета и формы, как они будут восхищать тебя... Брейгеля не любили при жизни, его покупали, как считали, сумасшедшие. Его забыли на 250 лет, а когда в 19 веке достали, поняли, что он гений, потому что он действительно умел рисовать. Никто не заметит через 100 лет, когда забудут о "Черном квадрате" и не поймут, что это такое. Сегодня это распиарено, раскручено, но завтра это никому не будет интересно. Люди пойдут к Леонардо, Микеланджело, они пойдут в Национальный музей в Астане, посмотрят историю художника, который умел рисовать и воплощать свои идеи и мысли. Я хочу сказать, что надо считаться со своими традициями, со своими ценностями.

TENGRINEWS: Многие задаются вопросом: почему эта статуя смутила людей именно сегодня, ведь она более десяти лет простояла и все это время никого не волновала?
Н. Сафронов:

Настал такой момент, когда люди заметили, кто-то обратил внимание. Вернее люди замечали, возмущались, но у них не было рупора, не было СМИ. И вот кто-то обратил внимание, запустил в сеть как спор и тут все, кто раньше возмущался, но не имели возможности сказать об этом, получили такую возможность, наконец это стало явно, нарыв этот открылся и пошла дискуссия - надо или не надо. Надо вытащить на суд через Интернет, через СМИ: нужно или не нужно и проголосовать, как на выборах.

Если 60 процентов людей говорят, что надо убрать, значит, надо убрать. Если 90 процентов говорят, надо оставить, а 10 - нет, значит надо им прийти, объяснить: ребята, это произведение искусства, вы просто ничего не понимаете. Но я уверен, что будет 60-70 процентов людей, которые захотят, чтобы этого не было. Молодежь скажет, оставьте, но люди более старшего поколения скажут, лучше пока убрать. Его можно на время разместить где-нибудь в хранилище, а на его место поставить что-то более приличное, национальное. А когда придет время и люди созреют для этого произведения искусства, выставить его назад.

TENGRINEWS: Министр культуры уже сказал, что может быть рассмотрен вопрос об изменении немного формы этого памятника. Как вы думаете, а художника это не унижает, когда приходится исправлять свою работу?
Н. Сафронов:

Конечно, унижает. Когда Папа Римский пришел и увидев "Сикстинскую капеллу" Микеланджело, сказал: что это за баня восточная? Тогда нашли художника, который ткани накинул на все обнаженные тела, в том числе и на Христа. Но слава Богу, он был не так бездарен.


Фото с сайта studlive.by

Конечно, возмущает, но для этого надо быть Леонардо да Винчи. Чтобы возмущаться по-настоящему, надо быть истинным, великим, потому что у Леонардо уже была "Джоконда" и огромное количество изобретений научных, до которых еще время не дошло. И у Микеланджело был "Давид" и еще "Мадонна" (Божья матерь с Христом) - величайшее произведение, и это уже был признанный гений. Вот как только этот человек будет признан как гений, тогда это его должно возмущать. А пока он должен смириться и пока поставить где-нибудь в каком-то месте. Может быть, он хороший художник, человек хороший, я уверен, но вот то, что выставлено было на показ, не нашло отклик в сердцах людей, жителей и может быть даже неудобно перед гостями, которые приезжают, что они это увидят и не так воспримут город или страну, уезжая отсюда. Поэтому я считаю, что министр полуправ. Можно отложить, можно доделать, если этот скульптур возьмется, и тут нельзя обижаться, на суд была выставлена его работа. А если он будет говорить: "Я так считаю", тогда иди в дом, поставь его (памятник - Прим.автора) в квартиру, в студию, скажи: "Я так считаю, вам не нравится, а мне нравится", держи у себя и наслаждайся. А твои друзья, которые тебя поймут и примут, будут приходить и говорить: "Ты был прав". Но если это возмущение идет на большую аудиторию, мне кажется, это имеет место быть и возможно что-то доделать нужно.

Беседовал Ренат Ташкинбаев


Нравится
Показать комментарии (16)