KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 336.99
EUR / KZT - 377.83
CNY / KZT - 50.51
RUB / KZT - 5.27

"Недопустимо, чтобы министр, отвечающий за спорт, был с животом и двойным подбородком"

14 апреля, 23:00
16
Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©

Министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы на сегодняшний день является любимчиком журналистов. На первый взгляд, он не делает чего-то особенного, чего-то такого, что кардинальным образом отличало бы его от других членов правительства. Но тем не менее, представители прессы умудряются находить в его высказываниях, поведении и даже во внешнем виде что-то необычное, что-то такое, что становится поводом для обсуждения в СМИ и социальных сетях. Сам Арыстанбек Мухамедиулы к такому повышенному вниманию журналистов относится философски. О своей публичности, целях в жизни и хорошем кино министр рассказал в интервью Tengrinews.kz.

TENGRINEWS: Часто можно услышать мнение: как такое возможно, что в одном министерстве сразу и культура, и спорт?
Арыстанбек Мухамедиулы:

В августе 2014 года произошла реорганизация структуры правительства. Это был очень верный шаг, потому что действительно, когда в стране имеется много уполномоченных органов - это не совсем способствует эффективности. Есть большой мировой опыт, когда министерство культуры включает в себя и спорт. Например, в такой развитой стране, как Великобритания, одно ведомство объединяет вопросы культуры, средств массовой информации, спорта. Похожая система действует в Японии, Норвегии, Канаде, Южной Корее и Дании. Так что это не просто мне захотелось в одном министерстве иметь культуру и спорт вместе - нет, так не бывает. В правительстве анализируют все. И решение, на мой взгляд, было принято правильное. А вот если бы, скажем, сделали такие ведомства, как, например, министерство культуры и развития космоса или строительства автодорог, тогда бы я, наверное, и сам отказался такое ведомство возглавлять. А так сейчас Министерство культуры и спорта объединяет сферы одного порядка, ведь спорт, культура, религия направлены на развитие человеческого потенциала нашей страны.

TENGRINEWS: Не возникает путаницы?
А. Мухамедиулы:

Скоро уже будет почти два года с момента реорганизации, и если бы за это время был хотя бы один неправильный шаг со стороны министерства или провалена работа в одной из отраслей, то можно было сказать: извините, спорт и культура несовместимы, они мешают друг другу. Но я, наоборот, с гордостью могу сказать, что у нас есть определенные успехи. Сейчас в спорте главная задача - завоевать максимальное количество олимпийских лицензий до начала Игр, которые стартуют в августе в Рио-де-Жанейро. Я могу с гордостью сказать, что в этом вопросе в данное время мы идем с опережением графика. Например, в тяжелой атлетике мы завоевали максимальное количество лицензий на чемпионате мира в Хьюстоне. Сейчас в боксе мы уже все десять мужских лицензий завоевали и одну женскую. Еще в этом виде спорта нам осталось завоевать две женские лицензии, я думаю, мы сможем это сделать в мае на чемпионате мира среди женщин. Также по другим дисциплинам - легкой атлетике, гребле на байдарках, стендовой стрельбе - фактически мы основные лицензии завоевали. То есть, те ведущие спортсмены, на которых мы рассчитывали, оправдали ожидания. Теперь еще есть несколько чемпионатов, где мы планируем завоевать лицензии, - соревнования по вольной борьбе, по дзюдо и другим видам спорта. У нас основные лицензии есть, но там еще будет возможность две-три лицензии по каждому виду завоевать, и у нас есть на это все шансы. То есть, еще раз повторю, за более чем полтора года существования Министерства культуры и спорта можно понять, совместимы ли культура и спорт в одном ведомстве. Но жизнь показывает, что они в гармонии, помогая друг другу, совместно продвигаются вперед.

TENGRINEWS: Время от времени у нас в обществе поднимаются вопросы нравственности. Неоднократно инициаторами обсуждения таких тем были депутаты. Призывы к соблюдению нравственных норм звучат и со стороны обычных граждан, у всех на слуху недавний случай со скульптурой в Астане. Известно, что в свое время и Глава государства, говоря о развитии кино, отмечал, что нам нужно снимать добрые фильмы с хорошим смыслом, не такие, какие порой приходят к нам с Запада. Мы знаем, что вы тоже высказывали свое мнение насчет некоторых казахстанских фильмов, таких как "Уроки гармонии", "Риэлтор" и "Хозяева", указывая на то, что они не несут в массы добро, не учат чему-то хорошему. На ваш взгляд, государство должно регулировать эту сферу? Нужно ли на государственном уровне прививать высокий художественный вкус гражданам? Вообще возможно ли это?
А. Мухамедиулы:

Я бы хотел на ваш вопрос ответить шире. Любое общество зиждется на нравственных устоях. Была такая супербогатая страна, как Ливия. Но хватило маленькой искорки… и что сейчас произошло с Ливией? В обществе определяющими являются три вещи: образование, духовная культура, здоровый образ жизни. Если мы эти устои сохраним, когда человек будет образованным, культурным, будет стремиться вести здоровый образ жизни, то, конечно, не будет необходимости строить тюрьмы, ведь их содержание - это огромные деньги, на каждого заключенного страна тратит больше, чем на содержание школьника.

Я почему все время радею за духовность и нравственность, ведь если у нас будет высокообразованное и культурное общество, то никакие потрясения, никакие революционные процессы нашей страны не коснутся. Когда у страны есть свое "я",  никакие политические катаклизмы ей не грозят.

Один из самых страшных пороков человечества - это равнодушие, когда человек равнодушен, тем более на руководящей должности, - это большая катастрофа для страны.

Давайте зададимся вопросом: может ли один художественный фильм перевернуть сознание всех граждан?

Я хочу привести как пример американского президента Рузвельта, которого четыре раза избирали на пост главы государства. Американцы в критический момент его избрали в четвертый раз, сказав: "Вы должны вытащить Америку, только вы сможете это сделать". Когда началась Вторая мировая война, он сказал, мол, мы тоже должны участвовать в этом процессе, но американцы были против, зачем, где Европа, а где Америка, мол, у нас своя жизнь, надо изолироваться от их проблем. Но Рузвельт сказал, что не бывает такого, что в мире где-то трагедия, а кто-то стоит в стороне, это общая проблема. Он собрал всех производителей кино и сказал: дайте мне один фильм про войну, где показывают героизм, где спасают друг друга, чтобы наш народ посмотрел и понял, что чужой войны не бывает. Через шесть месяцев братья Уорнеры (Уорнер Бразерс) представили ему фильм, но не про войну, а про любовь. Это был фильм "Касабланка", вышедший в 1942 году. Этот  фильм стал своеобразным символом того, что люди не могут жить только своими проблемами. В этом сила идеи фильма "Касабланка", поэтому он стал самым кассовым, а его сценарий признан лучшим сценарием двадцатого столетия. Это пример того, какое воздействие на умы людей может оказать художественный фильм, вот в чем сила искусства. Можно также привести много других примеров фильмов и песен, которые были сняты и написаны во время Великой Отечественной войны. Например, "Вставай, страна огромная" - под эту песню люди с оружием в руках смело шли вперед, потому что верили в свою страну, в свои идеи.

Многие режиссеры мне говорят, ведь нельзя же только возвышенную сторону показывать, нужно снимать и будни, как люди живут в плохих условиях, например. Да, мы должны это показывать, но тогда должна быть надежда, а не безысходность. Я приведу вам в пример фильм "Миллионер из трущоб". Там парень стремился вырваться из трущоб, и у него это получилось. Благодаря этому фильму в Индии каждый простой мальчишка понял, что у него есть шанс вырваться вперед. А почему мы показываем фильмы, унижая собственную страну? Ведь жизни без пороков не бывает, но это же не наша суть. Сколько достижений, сколько всего хорошего можно показать. Я сам сторонник, чтобы мы критически подходили и показывали недостатки в обществе, но мы должны показывать и другое - как избавиться от этих пороков. А не делать из аферистов героев. Когда-то Стив Джобс, выступая в Стэнфордском университете, сказал  молодым людям: "Не будьте носителями чужих догм, носите то, что вам близко к сердцу". Он прав, самый страшный грех - быть носителем чужих догм.

А создатели наших фильмов ("Уроки гармонии", "Риэлтор" и "Хозяева"), я знаю, они работают на зарубежный грант, они получают определенное финансирование. Но как можно зарабатывать деньги, продавая интересы своей страны, своей нации? И поэтому я, как гражданин в первую очередь, противник такого движения в нашем кино.

Позже эти же режиссеры пришли с предложением вместе работать. Конечно же, у них тоже есть огромное желание снимать, ведь каждый хочет в жизни оставить что-то стоящее. Я готов работать с ними.

TENGRINEWS: Некоторые производители казахстанского кино высказывали мнение, что государство не очень-то стремится поддерживать и популяризировать отечественные фильмы. Мол, это заметно по отношению сети кинотеатров к казахстанскому кино, потому что они предпочитают больше крутить кассовые голливудские фильмы.
А. Мухамедиулы:

Вы очень правы, к сожалению, сферу кино мы законодательно не отрегулировали. Мы сейчас сделали первый шаг - выходим с концепцией о развитии киноиндустрии в Казахстане. Но, конечно, нам нужен отдельный закон о кино. Хотя есть определенные люди, которые говорят: нам не нужен закон. Но, наверное, это люди, которые так или иначе связаны с прокатом. Как говорится, в мутной воде… Конечно, им не нужен закон. Если у нас наши прокатчики так работают, что 60 процентов занимает зарубежный прокат, а только 40 процентов - казахстанский, мы о какой эффективности ведем речь?

Наша задача, создавая закон о кино, все эти моменты расписать: что такое прокат, ответственность прокатчика и самое главное - ответственность режиссера. Я всегда выступаю за это, и поэтому меня критикуют те, кто снимает фильмы. Вот мы даем деньги, и режиссер снимает фильм. А кто отвечает за то, если он плохо снял фильм на огромные государственные деньги? Он говорит: я же вам снял, вот берите фильм на два часа, как было по договору. Но он же не несет никакой ответственности, он просто заработал деньги и все. Когда будет ответственность за конечный результат, режиссер, прежде чем прийти и взять государственные деньги, подумает: а смогу я оправдать эти средства?

Мы должны честно сказать, что кинопрокат у нас двигается хаотично, и даже больше скажу, там идет определенное искажение законодательства. Мне режиссер Ермек Турсунов говорит, что зал полный, когда они прокатывают свой фильм, а когда приходят за прибылью, им показывают, что билеты проданы только на 30 процентов. Как так, проданы на 30 процентов, если зал был полный? Значит, работает двойная касса, а это уход от налогов. Вот таких моментов много, и когда я об этом открыто заявляю, кому-то это очень не нравится. Сейчас мы движемся вперед, мы обязаны сделать концепцию развития киноиндустрии, а уже в рамках концепции принять отдельный закон о кино.

Казахстанцы правы, когда задают вопрос: а когда наша киноиндустрия будет выдавать высокохудожественные фильмы? Вроде каждый год снимаем по 15-18 картин, из них один-два фильма выстреливают, как, например,"Шал", "Келiн", "Жат" Ермека Турсынова. А вот когда у нас будут такие картины фильм за фильмом идти?

Я могу сказать, что в последние два года мы серьезно выросли, мы не стесняясь можем показывать свое кино. Сейчас у нас вышел фильм "Дорога к матери" (режиссер Ахан Сатаев) - сложнейший психологический фильм, он показывает историю, и на этот фильм уже есть очень большой спрос зрителей. Вышла комедия "16 қыз" ("16 невест") режиссера Канагата Мустафина, у которой, как мне сказали, очень хорошие кассовые сборы, хорошие отзывы. Совместно с Россией мы сняли фильм про 28 панфиловцев, в этом процессе Казахстан принял небольшое финансовое участие. К сожалению, монтаж затягивается. И совсем скоро, 26 апреля, выходит продолжение фильма "Путь лидера", для съемок которого мы пригласили российского режиссера Сергея Снежкина. В фильме показаны сложнейшие времена - 1986 и 1991 годы, становление Казахстана. Вы сами посмотрите, какой это высокохудожественный фильм. Мы должны идти по этому пути. Наша самая главная задача, чтобы наша кинопродукция соответствовала мировым стандартам, чтобы мы могли выйти на мировой рынок кинопроката. Нам уже пора выходить на другой уровень, и это сделать мы сможем тогда, когда сделаем наше кино качественным, высокохудожественным и созидательным.

TENGRINEWS: Какова роль художественных советов, которые недавно начали работу в нашей стране? Не являются ли они аналогом цензуры, существовавшей в советское время?
А. Мухамедиулы:

Художественный совет тоже нам необходим. Не надо воспринимать художественный совет как цензуру, которая была в советское время и которая не разрешала иметь какое-либо другое мнение, отличное от той идеологии.

Создавая художественный совет, мы в первую очередь имели в виду театральную деятельность. У нас во всех театрах ставят спектакли на усмотрение первого руководителя. Не секрет, что, когда приезжает со спектаклем областной театр, то из семи спектаклей - автором сценария трех из них является директор. Бывает, что он же и художественный руководитель, и чуть ли не сам - главный исполнитель. К сожалению, практически во всех театрах такая тенденция есть. Художественный совет нужен, чтобы мы рассматривали репертуар. Пожалуйста, из семи спектаклей - одна ваша пьеса, но где Чингиз Айтматов, где Мухтар Ауэзов, где другие авторы, где Шекспир? Причем есть такая тенденция, что режиссеры, чтобы понравиться зрителям, ставят "а-ля тамаша". Но это ведь другой жанр.

Театральная деятельность, как и кино, является одним из основных идеологических нравственных центров. Театр имеет огромное воздействие на умы. Если молодой человек с детства приходит смотреть лучшие произведения Чехова, он стремится, он влюбляется, он хочет быть похожим, почему бы и нет? Я когда был ректором вуза, встречался с Арменом Джигарханяном, он сказал великолепную фразу: "Чем хорошо искусство, оно не дает нам умереть от серости обычной жизни". Действительно, у нас рутинная жизнь: утром пришел на работу, поработал, вечером возвратился домой. А когда люди ходят в художественные салоны, в кино, театр, они же стремятся к возвышенным чувствам. Искусство тем и прекрасно, что оно соприкасается немного с мечтой. Если героя показывают, то это супергерой, если любовь, то такую, как у Ромео и Джульетты, если трагедию, то как "Отелло". И поэтому люди идут, потому что они хотят быть чуть-чуть выше, хотят подняться над обыденностью.

Искусство должно общество вести вперед. А у нас некоторые приняли одну очень удобную позицию, которая называется "народ просит". Рейтинг придумали, индийские фильмы все смотрим, в которых брат женился на сестре... Почему в прайм-тайм мы показываем эти фильмы? Насчет этого я возмущаюсь открыто, поэтому я неудобный человек. Но мы должны показывать высоконравственные фильмы, которые человека вдохновляют, облагораживают наше общество.

TENGRINEWS: Как вы реагируете на повышенное внимание СМИ, которые достаточно часто делают вас героем своих неоднозначных публикаций? Все помнят министра Мухамедиулы, когда он постоянно смотрел в телефон во время победы Ильи Ильина. Из недавних публикаций - наряд в "стиле де Голля". Потом был список позорящих Казахстан фильмов, о котором мы упоминали выше. Вас не удивляет такое внимание, не доставляет ли вам это беспокойства?
А. Мухамедиулы:

У Редьярда Киплинга есть стихи, которые называются "Посвящение сыну". Для меня эти строки являются своего рода духовным законом. Я хочу зачитать их в этом интервью (стихи приведены в сокращенной форме):

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор Вселенной

И маловерным отпусти их грех;

 

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

 

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

He забывая, что их голос лжив.

 

Умей поставить в радостной надежде

На карту все, что накопил трудом,

Все потерять и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том.

 

Наполни смыслом каждое мгновение

Часов и дней неуловимый бег,

Тогда весь мир ты примешь как владенье

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Конечно, если бы я тихо и равнодушно сидел, никого не будоражил, никто бы, наверное, меня не критиковал, во-первых. А во-вторых, если бы меня критиковали за дело - за  провал какой-то государственной программы, отсутствие достижений в спорте, или если бы наши мэтры во главе с Бибигуль Тулегеновой или Асанали Ашимовым выразили бы недоверие мне, - это другое дело. Наоборот, я стараюсь честно работать, идти вперед. С одной стороны, я рад, что раз журналисты пишут о том, какую я ношу одежду, значит, ничего негативного более сказать обо мне нечего.

Как-то некоторые журналисты шумно писали о том, что я на вопрос Президента: в какой стране мы живем, ответил, что "мы живем в счастливое время". А почему мы должны стесняться этого? Мы же с вами сидим, спокойно общаемся. Никаких гонений, нет войны, как в других странах - там не до интервью, там как бы выжить. Мы же счастливая страна, где есть межнациональное согласие, где все уважают друг друга. И это надо ценить и беречь. Я тоже мог бы тем журналистам, которые пишут искаженные факты, устроить моральные гонения, например, игнорировать их, но зачем? Пусть это будет на их совести.

Недавно вот опубликовали мой приказ, где якобы 50 ошибок. Я журналистам говорю, что в оригинале нет ошибок. Видно же, что это техническая ошибка. К сожалению, не хотят слышать, "сенсация" нужна.

TENGRINEWS: Стали ли вы больше разбираться, понимать, а может быть, даже любить спорт после того, как в ваше ведение попали эти вопросы? Вы сами занимаетесь каким-нибудь спортом?
А. Мухамедиулы:

Мне в жизни очень повезло на прекрасных людей, я закончил Республиканскую специализированную музыкальную школу имени Ахмета Жубанова, и у нас был учитель физкультуры Геннадий Серебрянников - прекрасный человек. Каждую субботу и воскресенье мы зимой ездили на лыжах, в мае ходили в горы с ночевкой. И хотя это была музыкальная школа, благодаря такому уникальному человеку у нас весь класс был спортивный, мы до сих пор все вместе в футбол и волейбол играем. А сейчас мне немного обидно, когда я вижу, как учитель физкультуры приходит, свистнет, мяч кинет, мол, играйте сами, и уходит или просто наблюдает. А наш учитель возился с нами, учил правильной игре и прививал любовь к игре.

Спортом я с детства занимаюсь. Сейчас - еще больше, ведь недопустимо, чтобы министр, отвечающий за спорт, был с животом и двойным подбородком. Вообще, у меня в жизни есть принцип: быть подтянутым, аккуратным. И одеваться стараюсь так, чтобы было самому интересно. Мне никогда серость не нравилась, имею в виду не цвет, а общее восприятие. И тем более надо учесть, что я по долгу службы встречаюсь с другими коллегами, особенно из европейских стран, а уж они-то всегда оценивают стиль одежды собеседника. Хотя, я не сторонник того, чтобы постоянно следить за каждым течением моды.

TENGRINEWS: Хотелось бы задать уточняющий вопрос по поводу скульптуры в Астане, вопрос закрыт? Что решил художественный совет, менять ничего не будут?
А. Мухамедиулы:

После того, как ажиотаж утих, пошла вторая волна, но это уже была просьба не менять скульптуру, люди говорили, что она очень хорошая. У нас было два заседания художественного совета, второй раз уже более расширенное, туда вошли все наши мэтры - художники, скульпторы. У них было однозначное мнение, что скульптуру как художественное произведение надо оставить без изменений.

Все дело в том, под каким углом смотреть на этот вопрос. Вот был фильм "Келiн". Мне очень нравится эта картина, но мои друзья мне сказали, мол, там же девушка обнаженная лежала, а потом еще эпизод… Я им говорю, что-то не помню, был вдохновлен другой идеей, потому что это была ода матери, ода природе, не помню того, о чем вы говорите. То есть, кто-то думает о возвышении человеческого духа, о спасении потомства, а кто-то вместо этого обращает внимание на эти мелкие сопутствующие детали. То же самое со скульптурой. Кто-то видит общее изваяние, а кто-то рассматривает части тела. Это, мне кажется, больше психологический фактор.

Беседовал Ренат Ташкинбаев. Фото Турар Казангапов©


Нравится
Показать комментарии (16)