Киберспорт за пределами стереотипов

02 июля, 11:54
8

Кто он, играющий в компьютерные игры молодой человек? Еще лет 10-15 назад на офлайн-просторах Казахстана и других стран СНГ господствовало мнение, что это некоторый подвид заблудившегося человека: не интересующегося учебой, противоположным полом и, по большому счету, не проявляющего интереса к реальной жизни. Одним словом, господствовал образ лоботряса, чье будущее, как изображение на выключенном мониторе, - не проглядывается.      

Первопроходцы киберспорта были белыми воронами: общество махало на них руками, а родители только вздыхали. Но где-то в США, в Европе и таких странах, как Китай, Южная Корея, Япония, их сверстники уже получали впечатляющие гонорары за участие в турнирах по компьютерным играм. Правда, вдохновляться этими примерами особой возможности не было. Еще не наступила эпоха социальных сетей, скорости Интернета не развились и на телевидении новости из мира киберспорта не освещались.  

По этим причинам пройти путь от геймера до профессионального киберспортсмена довелось единицам. Среди них был и Евгений Богатырев (игровой ник-нейм Dream) - в недавнем прошлом постоянный участник соревнований по Counter-Strike в Казахстане и за рубежом, ставший чемпионом Азии образца 2016 года в Южной Корее.    

Сегодня 28-летний Евгений Богатырев тренирует женскую сборную Казахстана по Counter-Strike,  привлечен к работе в Qazaq Cybersport Federation, а также имеет за плечами опыт организатора соревнований и комментатора-аналитика на различных международных турнирах.   

В своем интервью корреспонденту Tengrinews.kz он рассказал о современной кибериндустрии, о возможностях, которые киберспорт дает для развития и карьеры, а также о том, как увлечение компьютерными играми отражается на здоровье.

TENGRINEWS: Евгений, как ты стал киберспортсменом, почему принял такое решение?
Евгений Богатырев:

В компьютерные игры я начал играть в начале 2000-х. После школы с ребятами шли в компьютерный клуб и играли в различные игры. Где-то в 2004 году узнали, что проводятся соревнования. Загорелись. В то время стало появляться много любительских команд. Играли класс на класс, двор на двор. В основном это был Counter-Strike, хотя полноценно соревновательный CS еще не появился.  Ну и меня все это очень заинтересовало.

В 2006 году я поступил в университет и сразу же начал искать себе команду по Counter-Strike в Алматы. С тех пор как-то все и закрутилось. В общей сложности я отдал 12 лет игре. После победного для меня чемпионата Азии в Южной Корее начал выходить за пределы профессии киберспортсмена. С прошлого года стал тренировать женскую сборную по Counter-Strike. Вскоре мы поехали с девчонками в Китай, где заняли третье место на чемпионате Азии.  

Сейчас меня привлекли в Qazaq Cybersport Federation. Я отвечаю за организационные моменты, даю свои консультации по вопросам, связанным именно с киберспортом.

TENGRINEWS: Когда ты осознал, что компьютерные игры для тебя не просто увлечение, а нечто большее?
Евгений Богатырев:

Наверное, в 2011 году, когда я начал занимать первые призовые места в Казахстане и получать за это деньги. Тогда я понял, что могу зарабатывать на том, что мне нравится, и захотелось как минимум попробовать чего-то достичь в этой сфере. Вообще, я далеко не самый успешный киберспортсмен из Казахстана. Но максимальным вознаграждением за игру в своей карьере, которое я получал, было 1,2 миллиона тенге.

TENGRINEWS: Что из себя представляет индустрия киберспорта сегодня? И какие преимущества может дать такая карьера в Казахстане?
Евгений Богатырев:

Действительно, сейчас киберспорт бурно развивается. Совсем недавно государство признало его официальным видом спорта, поэтому в Казахстане отрасль выходит на качественно иной уровень. И для того, чтобы стать к ней причастным, вовсе не обязательно быть человеком, который совершенствует мастерство, играя в компьютерные игры, и участвует я турнирах. Сейчас это целая индустрия, в которой найдется место специалистам многих профессий: психологи, журналисты, видеооператоры,  организаторы, производители профессиональных компьютерных девайсов, мебели и формы для игроков. Целые агентства занимаются проведением крупных турниров. В киберспорте может себя найти каждый и получать хорошие деньги. 

Человек может "стримить", создавать какой-то контент, вести каналы на Youtube, трансляции на Twitch. В Казахстане это можно делать прямо сейчас. Есть люди, которые заработали на киберспорте в нашей стране больше 100 тысяч долларов. Примеров множество и среди непосредственно киберспортсменов. Участники таких команд, как Gambit, AVANGAR  или наш профессиональный "хартстоунер" Олжас Батырбеков, поигравший за Virtus.pro, - получают хорошие деньги.

TENGRINEWS: Какими профессиональными качествами должен обладать киберспортсмен?
Евгений Богатырев:

Вообще, бытует мнение, что киберспортсмены - люди, глубоко погруженные в себя. Однако в действительности игроки очень хорошо социализируются, развивая такие качества, как умение находить общий язык с людьми, работать в команде. Важный фактор - стрессоустойчивость. Необходимо также умение обрабатывать и анализировать большое количество информации.

TENGRINEWS: Как киберспорт отражается на здоровье?
Евгений Богатырев:

На самом деле, если сравнивать с различными видами спорта - футболом, боксом и так далее, рисков практически нет. Киберспортсмен не сломает себе ногу, ничего не повредит. Из минусов можно отметить сидячий образ жизни, но и любая офисная работа в этом отношении довольна вредна. И потом, сфера киберспорта сейчас настолько развилась, что к игроку предъявляются определенные требования по здоровью. Здоровье, моторика, реакция крайне влияют на результат. Сейчас все самые сильные киберспортсмены в мире занимаются спортом, у них даже в профессиональных контрактах прописан пункт, что они должны следить за своим здоровьем, поддерживать себя в тонусе. Поэтому киберспортсмены тем и отличаются от геймеров, что у них все систематизировано. При таком подходе никакого риска для здоровья практически нет в сравнении с другими профессиями.

TENGRINEWS: А чем еще киберспортсмен отличается от обычного геймера?
Евгений Богатырев:

Да, этот вопрос очень актуальный. В первую очередь, геймер играет в разные игры в свое удовольствие. Он ни с кем не соревнуется. Просто проводит свободное время за компьютером. Киберспортсмен, в свою очередь, выбирает для себя дисциплину и соревнуется в ней с другими людьми, стремясь достичь хороших результатов. Как я уже сказал, он к этому подходит систематично, у него расписаны тренировки. Чаще всего киберспортсмен получает за это вознаграждение. Поэтому киберспорт стоит рассматривать, как работу. При этом выбор дисциплины очень индивидуален.  

Конечно, киберспортсмен  должен быть более собран. Изначально это ответственность, понимание того, что от твоих решений зависят результат всей команды и твой заработок. Поэтому, конечно, имеет место определенный стресс, но это заставляет человека анализировать свои действия. Если в обычных играх ты можешь баловаться, делать все, что угодно, бесконечно проигрывать и начинать заново, то тут нужно себя дисциплинировать, выверять стратегию.

TENGRINEWS: Чем киберспорт может быть полезен для ребенка?
Евгений Богатырев:

Единственная возможность найти для себя хорошую команду - это общаться со сверстниками. Поэтому киберспорт дает возможность ребенку развивать коммуникативные навыки. Желание победить тренирует волю, формирует целеустремленность. Развивается аналитический склад ума, потому что в играх ты должен всегда анализировать, что делает противник. Стремясь одержать победу, дети начинают изучать обучающие материалы, смотреть повторы матчей и выписывать какие-то тактики, стратегии. Это очень хорошо стимулирует мозг. 

Еще один важный момент - ребенок учится не опускать руки и не бояться своих ошибок. Если что-то не получилось, всегда можно провести работу над ошибками и исправить свои упущения. Ответственность, стрессоустойчивость, целеустремленность - это то, что понадобится в любой работе в будущем.  

Плюс, дети получают возможность находить друзей по всему миру. Учить языки, общаясь и играя в компьютерные игры.

TENGRINEWS: Какие перспективы сейчас открываются для казахстанских киберспортсменов с появлением Qazaq Cybersport Federation, особенно в регионах?
Евгений Богатырев:

Qazaq Cybersport Federation призвана развивать, систематизировать и контролировать киберспортивную деятельность в Казахстане. Мы планируем собрать и организовать профессиональное community, организовывать турниры во всех регионах страны, заполнить информационный вакуум и конечном счете показать игрокам правильный путь.

До недавних пор все основные события происходили только в Алматы и Астане. Ребята из регионов вынуждены были искать возможность поехать сюда, чтобы поучаствовать в турнирах, потому что у них они проводятся крайне редко. Сейчас мы будем исправлять эту ситуацию, что даст хорошую возможность потенциальным профессиональным киберспортсменам со всего Казахстана развиваться.   

Поэтому перспективы открываются огромные.

TENGRINEWS: Есть ли какие-то планы у Qazaq Cybersport Federation содействовать решению проблемы высокого пинга в Казахстане?
Евгений Богатырев:

Сейчас вопрос о проблеме с пингом поднят. Мы ведем очень тесный диалог с "Казахтелекомом" как с одним из основных партнеров нашей федерации. Конечно, большой пинг является основным препятствием для достижения хороших результатов. Мы это со своей стороны понимаем. Это самая актуальная, "бомбильная" проблема для игроков. Технические специалисты "Казахтелекома" ищут решение, обещая максимально улучшить коннект, насколько это возможно. Тогда казахстанские команды смогут участвовать в международных турнирах.

TENGRINEWS: Какие проблемы, помимо пинга, сейчас существуют у казахстанских киберспортсменов?
Евгений Богатырев:

Есть определенное отсутствие профессионализма. Отрасль в Казахстане все-таки только начинает полноценно развиваться. Поэтому не все игроки знают, как тренироваться, не все способны оценить, что они делают неправильно. 

И есть еще такая давняя проблема, как не совсем адекватное восприятие отрасли обществом. Из-за неосведомленности у людей остаются различные домыслы, негативное отношение. Начинающие игроки сталкиваются с непониманием родителей.

TENGRINEWS: Каковы планы федерации Qazaq Cybersport Federation на ближайшее время? Как к вам присоединиться?
Евгений Богатырев:

Планов и проектов большое количество. Все они будут анонсироваться на нашем официальном сайте, поэтому всем заинтересованным лицам нужно следить за новостями. 

Пока можно сказать, что уже точно запланировано проведение чемпионата Республики с отборочными играми по всему Казахстану по двум дисциплинами: Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2. Финалы, скорее всего, пройдут в Астане.  Естественно, предусмотрен хороший призовой фонд. 

Также мы планируем открыть академию для начинающих киберспортсменов, в которой будут преподавать профессиональные игроки. Курсы на первых этапах будут проходить в Астане и в Алматы. Впоследствии мы планируем открыть региональные центры и еще проводить обучение через Интернет.

TENGRINEWS: Какую помощь Qazaq Cybersport Federation планирует оказывать геймерам и киберспортсменам и каким образом?
Евгений Богатырев:

Скоро на нашем официальном сайте будут опубликованы условия для вступления казахстанских киберспортивных организаций, компьютерных клубов и игроков в федерацию. Все еще находится на стадии подготовки внутренней документации. Но федерация уже открыта для предложений, вопросов, сотрудничества. Нам можно писать на адреса, указанные на официальных страницах. 

Сейчас мы получили несколько обращений от казахстанских игроков, которые живут и выступают за рубежом. Они обратились к нам за консультациями по поводу визовых вопросов для поездок на турниры.

Будем стараться оказывать поддержку обширно по всем проблемам, которые могут возникнуть у игроков. Ребята из любого уголка страны смогут получить все ответы на свои вопросы, качественные советы от наших тренеров.

В настоящий момент Qazaq Cybersport Federation ведет большую работу по интеграции с международными федерациями. Мы уже вступили почти во все самые популярные, получили аккредитацию. Поэтому теперь наша сборная начнет получать приглашения на все крупные национальные турниры по всему миру. И это еще один повод для молодежи, чтобы стремиться к чему-то. 

Получить короткую ссылку


Нравится Поделиться
Показать комментарии (8)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц