Бекмамбетов о фильме по сценарию Дениса Тена и о том, почему "умер" кинофестиваль в Астане

20 декабря 2018, 11:53
3

"Если вы проводите 6 часов в день, глядя в экран компьютера, то половина событий в вашей жизни происходят именно на экране" - по мнению режиссера и продюсера Тимура Бекмамбетова, кинофильмы будущего должны рассказывать именно об этой части жизни людей, которая чаще всего скрыта за экраном блокировки. Какую роль здесь сыграет сценарий Дениса Тена и зачем Интернету своя конституция - в материале Tengrinews.kz.

TENGRINEWS: Тимур Нуруахитович, для начала вопрос, который сейчас, наверное, больше всего волнует казахстанцев. Фильм по сценарию Дениса Тена. Какой он будет? Какая работа предстоит вам над этим фильмом?
Тимур Бекмамбетов:

Мы уже пять лет занимаемся тем, что снимаем фильмы, где действия происходят исключительно на экранах компьютеров - этот жанр называется screenlife. Там нет камер, нет монтажа. Я просто вижу как мой герой нажимает те или иные кнопки, открывает файлы и так далее, и это интереснее - я оказываюсь внутри его жизни.

Год назад мы затеяли конкурс среди молодых кинематографистов, посвященный именно этой тематике. Мы искали тех молодых талантливых людей, которые могут рассказать историю о том, как мы живем в Интернете. Среди них откликнулся Денис, он подал заявку на конкурс. Тогда я его еще не знал, не был с ним знаком.

Он прошел в финал и в Москве. Получается, что буквально за два дня до трагедии мы сидели вместе в нашем офисе, и он мне и комиссии рассказывал о том, каким он видит фильм, который придумал. Не подозревая о том, что дальше случится, мы под впечатлением от искренности и чистоты этого человека единогласно выбрали его проект в качестве одного из победителей и пообещали ему, что этот фильм обязательно поддержим и будем продюсировать, и договорились о том, как мы будем это делать.

 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Denis Ten (@tenis_den)

Дальше случилась трагедия, и ваши коллеги и, по-моему, даже ваш сайт начали спрашивать (о судьбе фильма. - Прим. автора). Результаты нашего конкурса были опубликованы в Instagram, и он вроде тоже опубликовал в Instagram результаты нашей встречи. Журналисты спросили, что мы собираемся делать, и, естественно, мы подтвердили, что мы это будем делать. Далее мы связались с его мамой, которая создала фонд, призванный воплотить его идею в жизнь, и мы будем сотрудничать, делать фильм для этого фонда.

TENGRINEWS: Вы ранее говорили о том, что планируете встретиться с мамой Дениса?
Тимур Бекмамбетов:

Да, мы завтра должны встретиться.

TENGRINEWS: А о чем все-таки сценарий фильма?
Тимур Бекмамбетов:

Сценарий о любви и о том, как люди живут в Интернете.

TENGRINEWS: Значит, главные герои - парень и девушка?
Тимур Бекмамбетов:

Да. Все подробности я смогу рассказать после того, как мы поговорим с мамой Дениса, решим, как правильно это делать, и я думаю, что она вам лучше даже расскажет.

TENGRINEWS: Давайте поговорим о казахстанском кинематографе. Вы сняли ремейк "Горько" в Мексике и не исключили, что ремейки фильма станут международными хитами. Нет ли у вас мысли сделать ремейк "Горько" в Казахстане? Как вы, наверное, знаете, у нас в Казахстане околосвадебная тема очень популярна.
Тимур Бекмамбетов:

У нас есть фильм "Днюха". Но сейчас меня, если честно, интересует это уникальный проект (показывает на постер "Елок"). Там есть и свадьбы, и признания в любви, погони, собаки, кошки, пингвины, и Нагиевы, и Урганты. Этот проект существует уже 10 лет, и он стал одной из самых популярных франшиз в России, и если посчитать его совокупный доход, то, наверное, он самый успешный.

Я считаю и желаю казахстанскому кинематографу находить подобного рода концепции. Которые, так же как и свадебные, встраиваются в существующие народные традиции. Это связано с традицией, которая одинаково популярна и в России, и в Казахстане. Новый год - праздник, который нельзя перешибить ничем. Что бы ни было, на Новый год люди все бросают и наряжают елки. Это просто очень хорошо придуманный ритуал, придуманный советским народом, режиссерами - Эльдар Рязанов снял "Карнавальная ночь", например.

TENGRINEWS: А как вы сами встречаете Новый год?
Тимур Бекмамбетов:

Вот как сейчас. Я езжу по России, приезжаю в Казахстан для того, чтобы рассказать зрителям о том, что выходит новый фильм, и о том, что в компании этих замечательных людей я провел год (снова показывает на постер). Вы знаете, в отличие от вас, у меня Новый год длится 365 дней в году, потому что зрители смотрят кино зимой, а мы снимаем его летом, поэтому у нас в июле, в июне Новый год. Мы засыпаем лес снегом, актеры ходят в шубах и шапках в 30-градусную жару, сыпется снег сверху, они делают вид, что им холодно, а потом на монтаже им вставляют компьютерный пар изо рта для ощущения зимы.

Так что целый год мы живем новогодним настроением, и, к счастью, в этом году есть отличная форма. Мы на платформе "Триколор" открыли телеканал - называется он "Елки ТВ", и на нем каждый день в течение года отмечают Новый год. Вот когда захотите, например 15 июля, нажимаете кнопку, и у вас будет новогоднее настроение, будет сыпаться снег, будут звучать песни, поздравления, замечательные новогодние фильмы разных стран и народов. Вы сможете выскочить из рутины, я, например, представляю себя в Атырау, где-нибудь, где 30-градусная жара, где люди смогут включить кнопку и немного отдохнуть.

TENGRINEWS: Новый год круглый год - в этом что-то есть. Вы упомянули жанр screenlife, в последнее время вы очень много работы сделали в этом направлении. Расскажите подробнее об этом формате.
Тимур Бекмамбетов:

Мы снимаем фильмы жанра screenlife - фильмы, посвященные тому, как мы живем на экранах наших компьютеров, телефонов и так далее. Это та тема, которая меня больше всего волнует, потому что это опасная территория, на которой нет не только внятных государственных регулирующих законов, но нет и сформировавшейся и принятой всем обществом морали.

В Интернете мы не знаем, что такое добро или зло, правда или ложь, потому что лжи очень много. Мы не представляем, что такое жизнь или смерть в Интернете, потому что мертвые люди в социальных сетях продолжают существовать в виде своих аккаунтов, посылать поздравления с днем рождения, если они когда-то нажали кнопочку, отмечать годовщину дружбы, хотя человека уже давно нет. Кроме того, здесь нет понятия семьи, потому что муж и жена имеют разные понятия о почтовом ящике, а в жизни у нас один почтовый ящик. Естественно, нет доверия, ведь параллельно идут две жизни, а про детей вообще можно не говорить. Мы недавно выпустили фильм, он называется "Поиск", про отношения отца и дочери, где отец искал пропавшую дочь при помощи ее компьютера.

Все эти проблемы и непонятки, которые существуют между людьми в виртуальном мире, они очень опасны, потому что мы там проводим все больше и больше времени. Молодые люди проводят там 50 процентов времени точно. Соответственно, там даже нет понятия "государство", потому что там нет границ. Для общества очень важно каким-то образом сформировать, гуманизировать Интернет, сформировать его моральный кодекс - конституцию жителя Интернета.

Невозможно написать для этого законы - здесь это не будет работать, потому что для соблюдения законов нужно, чтобы люди в них поверили и согласились с этим, а сверху это нельзя спустить. Вообще законы, как правило, появляются только после того, как рождается мораль, а потом, кто ее нарушает, становится вне закона. Поэтому, оглядываясь назад в историю, я вижу что моральные устои и законы формировались исключительно за счет рассказа интересных и волнительных душераздирающих или смешных историй. В Казахстане это были сказки, эпосы, записанные в религиозных текстах пророками, умные и правильные мысли о том, как должен жить человек. Эти истории всегда были эмоциональны и всегда были как хорошее кино.

TENGRINEWS: Каким вы видите искусство кино в будущем?
Тимур Бекмамбетов:

Во всем мире есть логика. Во всем, кроме человеческих отношений. Если вы проводите 6 часов в день, глядя в экран компьютера, то половина событий вашей жизни происходят именно на экране, где и происходит самое интересное: шли вы куда-то и пришли или приехали - ничего интересного. В Интернете происходит самое главное, а значит, половина фильмов современных должны быть про нашу жизнь в Сети.

TENGRINEWS: Значит, вы считаете, что, снимая такие фильмы, вы выполняете какую-то миссию?
Тимур Бекмамбетов:

Да, миссия заключается в простой вещи - мы должны сформулировать мораль и правила нашей жизни в виртуальном пространстве.

TENGRINEWS: То есть задача не в том, чтобы мотивировать людей проводить в Сети меньше времени?
Тимур Бекмамбетов:

Ну как, задача проводить там столько времени, сколько тебе полезно там находиться, сколько доставит тебе это удовольствия, радости. Избежать зависимости, когда ты делаешь себе это во вред, максимально использовать это себе в пользу, но мы не можем остановить развитие цивилизации, сжечь и сломать машины. Мы не можем отказаться от всех достижений науки, и поэтому нам остается только одно - гуманизировать и очеловечить это пространство. Интернет - это гениальная вещь, место, где у людей душа свободна от тела. Место, где человек такой, каким он хочет быть. Не такой, каким он родился, а каким он себя представляет. Это место, где нет смерти, где ты можешь добраться до родителей за 1 секунду, а не ехать 15 часов на поезде. Интернет - это удивительная возможность и удивительная опасность, поэтому должна быть культура пользования этим инструментом.

TENGRINEWS: Ваше видение будущего понятно. Над чем вы работаете сейчас? Ощущение, что одновременно снимаете десятки фильмов.
Тимур Бекмамбетов:

Да, к сожалению, я работаю одновременно над огромным количеством проектов. Я заканчиваю фильм в Америке с Бенедиктом Камбербетчем, Майклом Шеноном и Ником Хольтом и многими другими звездами. Называется он "Война токов" - это фильм про то, как в начале ХХ века решался вопрос, какое у нас будет электричество в проводах: постоянное или переменное. Если вы помните физику, это два разных вида передачи энергии. Это был ключевой вопрос, борьба, схожая с с противостоянием Microsoft и Apple, борьба двух разных систем. Это очень современная история, в которой речь как раз идет об ответственности за свои изобретения. Если вы знаете, Эдисон придумал еще и электрический стул и убил человека только для того, чтобы доказать, что переменный ток, который был придуман его конкурентом, опасен для человеческой жизни.

TENGRINEWS: Изначально вы планировали снимать фильм сами, но позже поменяли свое решение. Почему?
Тимур Бекмамбетов:

Да, была такая история. Я нашел сценарий, он мне очень понравился, я хотел его снять, потому что это связано не только с важностью темы для меня, так как я сам учился в энергетическом институте - у меня брат был энергетик, отец был энергетик и руководил энергосистемой Западного Казахстана в свое время. Для меня энергетика - вещь семейная, мне было это интересно, но потом я очень увлекся Интернетом и нашел другого режиссера, который снял замечательный фильм.

TENGRINEWS: Легко ли было работать с Бенедиктом Камбербетчем?
Тимур Бекмамбетов:

Я работаю с ним как продюсер, а не как режиссер. Мне с ним работать не тяжело, и режиссеру, как я предполагаю, тоже не тяжело. Он из тех актеров, которые очень сильно помогают режиссеру тем, что имеют свое мнение, свою роль, свои возможности - а это очень важно для режиссера. Представьте себе 30 актеров, 45 осветителей, 20 гримеров, каскадеров - управлять этим всем очень трудно, поэтому в американском кино каждый знает свою работу и актер точно знает, что ему делать. Задача режиссера - в выборе актера и координации действий, это не так, как многие думают - режиссер приходит и говорит актеру: " Ты стоишь здесь, а тут говоришь вот так". Гораздо более эффективно найти человека, договориться с ним о принципах и дать ему свободу самому задавать свои вопросы.

TENGRINEWS: Мне вспомнился кинофестиваль "Астана", который вы проводили в нашей столице. Что с ним стало?
Тимур Бекмамбетов:

Ничего. Он умер.

TENGRINEWS: Почему?
Тимур Бекмамбетов:

Я не могу сказать. У меня были замечательные три года жизни, когда мы создавали, праздник здесь, в городе, был, но городу он (фестиваль), наверное, не нужен. Это не ко мне вопрос.

TENGRINEWS: А если быть точнее?
Тимур Бекмамбетов:

Я делал то, что меня попросили сделать, я этим занимался. Но фестиваль умер, и мне абсолютно не жалко ковровых дорожек и звезд, которые сюда приезжали, потому что это не так важно.


Кинофестиваль "Астана". Тимур Бекмамбетов и Ирен Ванидовская.

Мне жалко одного - в последний год мы организовали в рамках фестиваля лабораторию и привезли сюда 30-40 студентов из киношколы Сеула, Токио и Пекина. В Астане на несколько недель была создана киношкола, где американские преподаватели учили студентов делать кино. По-моему, это было очень полезное начинание, если бы оно продолжилось, потому что фестиваль мне не очень жалко, а вот эту идею мне жалко. Я думаю, что Астана и Алматы - это очень хорошие площадки для того, чтобы объединить эти три разных кинематографии: корейскую, японскую и китайскую.

 

Беседовал Мирхат Ажигалиев

Получить короткую ссылку


  • Подписаться на канал новостей TengriNews:

  • Google News
  • Yandex News
  • Yandex Zen

Нравится Поделиться
Хотите больше статей? Смотреть все
Показать комментарии (3)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц