Важно, чтобы о результатах госпрограммы говорило население, а не мои коллеги

26 декабря 2018, 08:40
13

С момента принятия государственной программы, обещающей сделать Казахстан цифровым, прошел год. Министерства и акиматы регулярно рапортуют о запуске новых проектов и систем, радостно сообщая, что благодаря им экономический эффект уже перевалил за 92 миллиарда тенге. Мол, то ли еще будет. Цифра внушительная, но насколько все же страна приблизилась к статусу "цифровой"? Об этом рассказал заместитель премьера Аскар Жумагалиев, который на своих прежних позициях запомнился многим по модернизации ЦОНов, запуску 3G и 4G и другим проектам. Сегодня он координирует всю работу госорганов по цифровизации.

TENGRINEWS: Аскар Куанышевич, в последнее время вы активизировались в социальных сетях. Вы сами ведете свой аккаунт?
Аскар Жумагалиев:

Честно говоря, я не могу себя назвать поклонником социальных сетей. Для них нужно очень много времени, а у меня его не так много, и когда оно есть, мне хочется его провести с семьей. Но сейчас в моей работе соцсети - это основной инструмент обратной связи с казахстанцами, который помогает следить за тем, как реализовывается госпрограмма "Цифровой Казахстан". Поэтому я там. Чтобы слышать отзывы, критику, советы граждан. Для меня важно, чтобы о результатах говорило прежде всего население, а не мои коллеги. Что касается постов, то, конечно, мне в этом помогают. Я могу кратко что-то написать, проговорить, а затем мои коллеги помогают с редактурой. Но отвечать на комментарии предпочитаю сам.

TENGRINEWS: Мне кажется, население ассоциирует "Цифровой Казахстан" больше всего с государственными услугами и Интернетом.
Аскар Жумагалиев:

Да, здесь вы правы. Поэтому эти два направления, о которых вы говорите, отдельно выделены в госпрограмме. Могу сказать, что для сферы госуслуг этот год был крайне важным. Во-первых, Президент поручил, чтобы до конца 2020 года 90 процентов государственных услуг были в электронном формате. Знаете, это очень простимулировало госорганы. Во-вторых, мы провели около 50 межведомственных комиссий по государственным услугам, где рассмотрели 746 услуг. Каждую отдельную услугу обсуждали и коллегиально принимали решения, как ее автоматизировать и оптимизировать - сократить срок оказания, количество документов, сделать проактивной или вовсе исключить. Результаты этого видны уже сегодня - вы можете провести перерегистрацию автомобиля онлайн не выходя из дома, подать заявление о замене водительского удостоверения, по SMS зарегистрировать рождение ребенка, оформить пособие и встать на очередь в детский сад. Или если раньше при выходе на пенсию, к примеру, вам нужно было писать 4 заявления, идти в ЦОН, потом в ЕНПФ, то сейчас достаточно заполнить только одно заявление в ЦОНе.

TENGRINEWS: Все ли новшества воспринимаются на "ура"?
Аскар Жумагалиев:

Знаете, любое нововведение должно пройти несколько стадий, прежде чем приживется. Так и происходит. Аркадий Волож, выступая в Астане, как-то рассуждал на эту тему. Он говорил, что когда инженеры, программисты создают какой-то продукт, поначалу люди критикуют, говорят, что бесполезная вещь какая-то. А затем, уже сами того не замечая, пользуются сайтом, приложением и прочими вещами ежедневно. Это становится привычным, как воздух. Так и здесь. Нововведения должны пройти и обкатку, и стадию привыкания.

TENGRINEWS: У меня, кстати, сестра недавно родила. Думала, что тоже зарегистрирует рождение ребенка через SMS, но никакого сообщения на телефон не получила…
Аскар Жумагалиев:

Вы можете пользоваться всеми проактивными услугами, получать услуги через SMS-пароль или через телеграм, только если ваш номер зарегистрирован в базе данных мобильных граждан. Иначе как система узнает, на какой номер вам отправить SMS? Я думаю, номер вашей сестры не зарегистрирован в базе данных. Внести свой номер в систему мобильных граждан можно либо через ЦОН, либо, если у вас есть ЭЦП, через портал "электронного правительства". Кстати, в этом году был запущен сервис по получению справок третьими лицами по согласию услугополучателя через SMS-сообщение. Для чего это сделали? Чтобы вам не нужно было нести, к примеру, в тот же банк справку о наличии или отсутствии недвижимости. Теперь они могут запросить ее самостоятельно. Но опять же, для этого в системе должен быть ваш номер, чтобы вам пришло SMS.

TENGRINEWS: Возвращаясь к услуге по регистрации ребенка. Сейчас она объединена с оформлением пособия и постановкой на очередь в детсад. Если по первым двум нет вопросов, то с детскими садами по-прежнему в некоторых регионах еще порядок не навели.
Аскар Жумагалиев:

Я уже говорил вам про межведомственную комиссию. Так вот, на ней мы пересмотрели бизнес-процесс оказания этой услуги, сделав его полностью прозрачным. Теперь на портале "электронного правительства" родители могут в онлайн-режиме "ловить" свободные места. Принцип такой же, когда вы ищете дешевые билеты на сайте. Вы видите, сколько свободных мест есть в том или ином саду. И там же автоматически отображаются освободившиеся места, если вдруг кто-то выбыл. На процесс "бронирования" места не могут оказать влияние ни чиновники, ни заведующие детскими садами. В этом году такой сервис доступен в 12 регионах, в том числе в Астане и Алматы, где наиболее остро стояла проблема. Помимо удобства для родителей, автоматизация позволила выявить в Павлодарской области 2000 вакантных мест в детских садах, что сравнимо со строительством четырех новых садов. До начала следующего учебного года эта услуга будет запущена по всему Казахстану.

TENGRINEWS: Этой осенью у владельцев квартир появилась возможность посмотреть через портал "электронного правительства", кто у них прописан. В результате некоторые люди обнаружили у себя незнакомцев. Правда, не все смогли их сразу выписать. Одной алматинке, у которой якобы уже 14 лет "жил" гражданин Бон, удалось это сделать только после того, как вы отреагировали на ее пост в Фэйсбуке. А что делать остальным, которые тоже столкнулись с такой же проблемой? У некоторых оказались прописанными 10-15 человек.
Аскар Жумагалиев:

Да, действительно, цифровизация государственных услуг позволила выявить "резиновые" квартиры. Благодаря новому сервису люди стали обнаруживать прописанных у себя незнакомцев. По статусу на сегодня могу сказать, что МВД проработало этот вопрос и при обращении в ЦОН, если вы собственник и у вас есть удостоверение личности, из вашей квартиры выпишут всех, кого вы пожелаете. Параллельно на днях МВД запустило сервис на портале egov, с помощью которого собственник жилья может онлайн выписать не проживающих в его квартире жильцов. Конечно, не все знают о том, что есть такая услуга, которая позволяет проверить количество прописанных жильцов, не все прочтут это интервью, поэтому Министерство внутренних дел предусмотрело механизмы уведомления населения о количестве прописанных в квартире человек: через квитанции ЕРЦ, через нотариусов при оформлении сделки купли-продажи и другие.

TENGRINEWS: Еще одна обсуждаемая проблема связана с оплатой штрафов, когда водитель уже давно оплатил штраф, а он у него числится как неоплаченный. Почему так происходит, какая-то несогласованность систем?
Аскар Жумагалиев:

У этой проблемы давняя история, то есть она возникла не сегодня и даже не вчера. Множество разных баз данных по штрафам, ошибок при заполнении протоколов, их позднее внесение в систему, отсутствие интеграции с банками - все это привело к ситуации, о которой вы говорите. Из-за процесса автоматизации, хотя здесь я бы сказал благодаря процессу автоматизации, все эти проблемы обнажились. К примеру, вы могли оплатить штраф через банк, но из-за того, что кассир не указал номер адмпротокола, система его не видела. И такие штрафы снимались после того, как граждане приносили квитанции дорожным полицейским. Хотя это неправильно. Ответственность гражданина должна заканчиваться на оплате - никто никуда ничего не должен приносить.

На протяжении года мы регулярно собирались по этим вопросам с МВД и прокуратурой. В итоге все базы по штрафам объединили в одну, Нацбанк обязал банки указывать номер протокола при оплате штрафа, а с начала года МВД обязывает всех дорожных полицейских выписывать только электронные протоколы, которые будут сразу же направляться в систему. Эти меры должны упорядочить процесс по штрафам. Что касается старых штрафов, то Министерство внутренних дел сейчас проводит по ним работу, сверяя данные в разных базах, снимая оплаченные штрафы. Правительство держит эту работу на контроле.

 

TENGRINEWS: Вот мы говорим о цифровом Казахстане, а я до сих пор не могу онлайн посмотреть, какой налог мне нужно будет уплатить в этом году. Вернее, могу, но когда я уже должник. Почему нельзя узнать эту информацию заранее?
Аскар Жумагалиев:

Да, вы правы, такой возможности действительно раньше не было. Но буквально на днях Министерство финансов на портале egov запустило сервис, с помощью которого можно проверить не только уже сложившуюся задолженность, но и предстоящие платежи. Данный сервис пока доступен в пилотном режиме для жителей Северо-Казахстанской и Павлодарской областей, но в первом квартале следующего года он будет доступен уже по всей стране. Более того, в следующем году планируется запустить функционал по отправке уведомлений, которые будут приходить в виде SMS или на электронную почту.

Хочу также отметить, что, помимо этого, Министерство финансов сейчас работает над упрощением самого процесса уплаты налога. Например, много жалоб от граждан было связано с неверным кодом налогового органа, который указывали налогоплательщики при уплате. В результате налог вроде бы уплачен, но человек продолжает числиться должником, потому что деньги ушли не туда. Сейчас Минфин ведет работу по переходу на единые реквизиты, то есть физлицам и юрлицам не нужно будет вводить КБК, КНП, БИН. Для этого, конечно, еще многое предстоит сделать, в том числе в части изменения законодательства.

TENGRINEWS: Вы сказали, что физлицам будут приходить уведомления по SMS и на электронную почту. Хорошо было бы, чтобы уведомления, которые приходят в кабинет налогоплательщика, могли также отправляться на электронный адрес. Почту человек каждый день проверяет, а в кабинет некоторые вообще раз в полгода заходят, когда отчеты отправляют.
Аскар Жумагалиев:

Уже в следующем году такая возможность появится, обещает Министерство финансов. По опыту Эстонии будут два канала получения уведомлений - электронная почта и SMS. Можно будет самостоятельно указать адрес электронной почты, на которую будет дублироваться корреспонденция из личного кабинета налогоплательщика.

TENGRINEWS: Сегодня уже много услуг можно получить онлайн, не обращаясь в ЦОН. Но, к сожалению, у нас не все население имеет возможность пользоваться Интернетом. Как это решается?
Аскар Жумагалиев:

Доступ к Интернету сегодня имеет 73 процента населения. Конечно, государство намерено довести качественную услугу до самых отдаленных сел, несмотря на протяженность нашей территории. Поэтому инфраструктуре выделено в госпрограмме отдельное направление. Этот год был очень важный с точки зрения развития этого направления. Глава государства дал старт двум значимым проектам. В течение ближайших трех лет за счет строительства волоконно-оптических линий связи доступ к скоростному Интернету получат 1249 сел, плюс еще более 3100 сел будут обеспечены широкополосным доступом в Интернет через 4G и другие технологии.

 

TENGRINEWS: Бывает, кстати, что и в городах люди жалуются, что нет хорошего 4G.
Аскар Жумагалиев:

У нас есть профильное Министерство информации и коммуникаций, которое проводит регулярный мониторинг качества предоставления услуг сотовой связи. Есть утвержденные нормы, которым эти услуги должны соответствовать. Если в результате этого мониторинга обнаруживаются проблемы, то операторам направляются рекомендации их исправить. Помимо этого, вы можете сами написать жалобу в Комитет связи, который на ее основе инициирует проверку.

TENGRINEWS: Думаете, что после этого что-то изменится?
Аскар Жумагалиев:

Если выяснится, что оператор оказывает услуги, которые действительно не соответствуют утвержденным нормам, то он получит предписание и будет оштрафован. В этом году были, кстати, первые прецеденты, когда операторов оштрафовали за некачественно оказываемые услуги.


Рабочая библиотека Аскара Жумагалиева

TENGRINEWS: Аскар Куанышевич, в последнее время много говорится о реализации проектов "Умный город" во всех регионах. Что имеется в виду под этим понятием?
Аскар Жумагалиев:

В основе идеи "умных городов" лежит простая задача - улучшить качество жизни жителей. Поэтому концепцией охвачены все сферы - здравоохранение, образование, безопасность, транспорт и ЖКХ. Электронное билетирование в общественном транспорте, переход поликлиник на безбумажный формат, онлайн-очередь в детсад, о чем я уже говорил, видеонаблюдение на дорогах, установка общедомовых приборов учета тепла - все это "умный город". То, к чему мы идем.

TENGRINEWS: Писали, кстати, что общедомовые приборы учета тепла, которые сейчас устанавливаются, значительно уменьшают счета за отопление. Это правда?
Аскар Жумагалиев:

Да, сейчас в каждом регионе по пилотному проекту устанавливаются такие счетчики. Пилот действительно показывает хорошие результаты. В домах, где устанавливаются общедомовые электронные приборы учета тепла, счет за отопление снижается в среднем на 36 процентов. Там много разных факторов влияет на эту цифру. Мне недавно предоставляли информацию о том, что после установки таких счетчиков в одном из домов Актобе экономия составила 86 процентов. То есть, если раньше жители этого дома платили 3547 тенге за отопление, то сейчас - 466 тенге. Произошло это за счет того, что оплата происходит по объему фактического потребления тепла, который фиксирует прибор.

TENGRINEWS: А правда ли, что некоторые акиматы закупают такие счетчики по каким-то баснословным ценам?
Аскар Жумагалиев:

Акиматы самостоятельно закупают товары и услуги, в том числе по цифровизации. На очередном совещании, которое я проводил с регионами, отечественные компании озвучивали критику, что закупаются схожие системы в сфере ЖКХ с большой разницей по стоимости. Учитывая эти моменты, со следующего года Министерство информации и коммуникаций будет мониторить эти процессы. Могу сказать, что конкретно по сферам ЖКХ, общественной безопасности, здравоохранения, образования, совместно с курирующими эти сферы министерствами они уже разработали минимальные требования к системам и оборудованию, а также рекомендуемый диапазон стоимости. Но если вдруг возникнут какие-либо нарушения, то для этого есть компетентные органы, которые обязательно это выявят и примут меры.

 

TENGRINEWS: Вы сказали, что IT-компании высказали критику на совещании с регионами. Они участвуют в ваших совещаниях?
Аскар Жумагалиев:

Да, они могут принимать участие во всех совещаниях, которые я провожу с госорганами, чтобы быть в курсе того, что делается, давать предложения и так далее. И в целом участию отечественных ИТ-компаний в проектах "Цифрового Казахстана" уделяется особое внимание, поскольку развитие казахстанского ИТ-рынка - одна из ключевых задач программы. К примеру, мы организовали роуд-туры в Кыргызстан и Узбекистан. И увидели высокий интерес к отечественным продуктам со стороны наших соседей. Я тоже считаю, что у нас достаточно компаний, которые могут предложить решения не хуже иностранных. И сейчас то самое время, когда мы их должны поддержать.

TENGRINEWS: Раздать каждому по проекту?
Аскар Жумагалиев:

Конкуренцию никто не отменял. На всех встречах я отмечаю, что главный критерий отбора - это качество. Никто не говорит, что государство обязано обеспечить проектами все ИТ-компании только потому, что они отечественные. В первую очередь, мы обеспечиваем доступ к информации, чтобы компании могли делать продукты под потребности рынка. Для этого в течение года было проведено более 20 дней цифровизации, на которых госорганы рассказывали о реализуемых и плановых проектах, где могут участвовать отечественные компании. Кстати, за это время 16 центральных государственных органов, 17 акиматов и 11 национальных компаний представили более 100 проектов, в которых могут участвовать ИТ-компании. Помимо этого, в этом году проводились выставки отечественных ІТ-решений, ведется активная работа по подготовке правового поля по новым цифровым технологиям. И в целом могу сказать, что сам Глава государства уделяет большое внимание развитию отечественной ИТ-отрасли. По его поручению был открыт "Астана Хаб", где предусмотрены налоговые льготы и упрощенный налоговый и визовый режимы. Все эти меры уже дают свой результат.

Сегодня уже порядка 1000 компаний задействованы в реализации проектов "Цифрового Казахстана". Только в электронной коммерции работают 300 предпринимателей, а у нас еще есть промышленность, сельское хозяйство, ЖКХ, строительство, транспорт, социальная сфера. Цифровизация ведь охватывает все отрасли, и везде участвуют казахстанские компании. Приоритет всегда отдается отечественным предпринимателям. Но если говорить о разработчиках софтов, то их у нас порядка 40, которые участвуют в реализации проектов "Цифрового Казахстана".

TENGRINEWS: Аскар Куанышевич, какие задачи стоят на 2019 год?
Аскар Жумагалиев:

Недавно Глава государства сказал, что "Цифровой Казахстан" - это шаг вперед, это сокращение расходов, повышение производительности труда, высокое качество продукции". Вот над этим мы и будем работать - продолжать, завершать проекты, которые были начаты, запускать новые. Задач множество. Это и дальнейшая автоматизация госуслуг, и внедрение технологий во все сферы экономики для повышения производительности труда, большие данные и многое другое. Я могу долго об этом рассказывать.

Учитывая, что мы с вами много говорили об услугах, скажу, что следующий год будет годом мобильного правительства. Сейчас у многих смартфоны, поэтому мы хотим завести на них максимальное количество электронных услуг. Электронную подпись можно будет записать на сим-карту и три года о ней даже не вспоминать, получая все услуги с телефона.

 

 

TENGRINEWS: Аскар Куанышевич, спасибо вам за интервью.

Получить короткую ссылку


  • Подписаться на канал новостей TengriNews:

  • Google News
  • Yandex News
  • Yandex Zen

Нравится Поделиться
Показать комментарии (13)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц