KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 334.93
EUR / KZT - 375.52
CNY / KZT - 50.23
RUB / KZT - 5.30

Бегать должны не люди, а данные

03 октября 2014, 18:07
1

Еще совсем недавно, в начале 2000-х, неповоротливая государственная машина не хотела меняться. Когда в 2004 году Президент только поручил создать Электронное правительство, говорить об этом понятии, а уж тем более внедрять его, казалось задачей из далекого будущего, до которого дожить бы… Прошло всего 10 лет, тех, кто не понимает смысла автоматизации, почти не осталось.

Интервью с Аскаром Жумагалиевым мы записали в преддверии Глобального Форума по Электронному правительству, который в течение трех дней будет проходить в Астане. Ученые и министры из 40 стран мира, занимающиеся внедрением egov, будут обсуждать новые тенденции и делиться опытом. Там же обещают продемонстрировать процесс получения госуслуг через мобильное правительство.

TENGRINEWS: Аскар Куанышевич, мы уже начинаем путаться между Электронным и мобильным правительствами. В чем разница?
Аскар Жумагалиев:

Электронное правительство - это был начальный этап, когда автоматизировали услуги, создавали базы и системы, мобильное правительство - это его логическое продолжение. Сначала мы автоматизировали более 570 услуг и сервисов, которые сейчас можно получить через портал Электронного правительства. Теперь хотим, чтобы эти услуги можно было получить через телефон, даже через самый простой, на котором нет Интернета. Можно будет отправить запрос на определенный номер и в виде сообщения получите ответ. Например, запросив адресную справку, вам придет сообщение, что такой-то человек проживает по такому-то адресу.

TENGRINEWS: Я уже представляю, как я SMS буду показывать в банке или своему будущему работодателю...
А. Жумагалиев:

В SMS будет указан ее номер. Нормы проекта Закона "Об информатизации", который сейчас находится на рассмотрении в Парламенте, позволит различным субъектам интегрировать свои системы с Электронным правительством. К примеру, работнику банка нужно будет просто лишь ввести номер вашей справки в свою систему и получить ее автоматически, без вашего прямого участия. Либо, если вам нужно будет предъявить справку работодателю, вы сможете зайти с компьютера в свой "личный кабинет" и распечатать ее.

TENGRINEWS: И когда же будут запущены первые такие услуги?
А. Жумагалиев:

Уже в следующем году. На форуме мы покажем прототип, то есть, как это будет. Пока, до конца года, мы планируем запустить порядка 50 услуг для мобильных приложений. Кстати, станет доступна функция push-уведомлений.

TENGRINEWS: То есть, всплывающих сообщений.
А. Жумагалиев:

Да, вам будут приходить различного рода уведомления в "личный кабинет", точно так же, как сообщения в WhatsApp. Если вы нарушили ПДД - вас уведомят, что нужно оплатить, если подходит срок действия удостоверения - вас тоже предупредят и так далее. Это расширенный "личный кабинет" гражданина, который должен стать главным инструментом для взаимодействия с государством. Он вам будет напоминать и подсказывать, в нем же будет храниться вся история получения услуг. Такой же "личный кабинет" мы хотим сделать и для бизнеса. Планируется, что бизнесмен в своем "личном кабинете" сможет получать любые разрешения и лицензии, сдавать отчетность, оплачивать налоги и так далее. Все эти возможности уже есть, просто они будут объединены в одну оболочку. И точно так же, как и гражданин, бизнесмен будет получать различные уведомления в свой "личный кабинет".

TENGRINEWS: Звучит вполне внушительно. Однако, как мы знаем, в любом начинании всегда играет свою роль человеческий фактор. Приведу пример. Уже сегодня на портале Электронного правительства имеется очень удобная услуга - регистрация рождения ребенка. Одна наша читательница планировала ею воспользоваться, получив еще до родов электронную подпись. Однако, когда сын родился, на портале не оказалось никаких сведений о рождении ее малыша. Выяснилось, что ее данные туда просто не внесли...
А. Жумагалиев:

Скрывать не стану, к сожалению, такие факты имеют место. Портал - это лишь окно, через которое вы получаете информацию из различных баз данных госорганов. В этом случае, видимо, он не нашел данных о появившемся на свет младенце в системе. Скорее всего, рождение малыша было заактировано в журнале, но эта информация не была внесена в базу данных. Это ведь услуга не автоматическая, а автоматизированная, то есть, мы оптимизировали и автоматизировали бизнес-процесс, "подружили" друг с другом системы, но есть человеческий фактор, без которого она не будет работать. Точно так же, если полицейский не занесет протокол о нарушении ПДД в систему или сделает это с ошибкой, вы не сможете оплатить штраф через портал Электронного правительства.

TENGRINEWS: Это ведь сводит результат автоматизации к нулю.
А. Жумагалиев:

К сожалению, пока не изобрели такой родильной палаты, которая считает всю информацию, определит пол ребенка и отправит эти данные в базу. Даже на стадии "умного правительства", которое внедряется сегодня в некоторых странах - это новый тренд в развитии системы госуправления - есть те этапы, где человеческий фактор не исключить. Нам нужно повышать культуру работы с информационными системами, повышать ответственность за качество заполнения данных, это персональная задача всех руководителей госорганов. Поверьте, тот человек, который сегодня не занес данные в систему, завтра же сам может столкнуться с такой же проблемой и будет ругать Электронное правительство. Поэтому здесь очень важна ваша роль, как журналистов. Нужно обнажать эти моменты, разбираться по каждому из них.

TENGRINEWS: Вы сказали про "умное правительство", что это за новый тренд?
А. Жумагалиев:

В мире определено четыре этапа развития системы госуправления: Электронное правительство, бесшовное правительство, открытое правительство и "умное правительство". "Умное" - это этап, когда большая часть информации попадает в систему без участия людей - фиксируется с помощью приборов, датчиков. "Умное" - это значит быстрое, где нет искаженной информации, где человек может получать данные не только через компьютеры, но также через планшеты, смартфоны и обычные сотовые телефоны. Один из элементов "умного правительства" - так называемый "Интернет вещей". Это когда технологические продукты (бытовая техника, дороги, фотоаппараты и тому подобное) подключаются к сети Интернет и сами становятся источником информации. Один из примеров - оплата штрафов ПДД, которые выставляются через камеры-скоростемеры. Минимальное влияние человеческого фактора - ключевой принцип "умного правительства". И мобильное правительство, о котором я уже говорил, - это одно из главных его составляющих.

TENGRINEWS: А мы сейчас на каком этапе?
А. Жумагалиев:

Мы перешли на этап "открытого правительства", параллельно начинаем внедрять мобильное правительство. Подготовили для этого необходимую нормативную базу. Законопроект "Об информатизации" обяжет государственные органы делиться информацией, которая не является закрытой. Население имеет право знать, сколько министерство потратило на ту или иную государственную программу, у простых разработчиков должна быть возможность взять какие-нибудь справочники или реестры госоргана и сделать мобильное приложение. Сейчас мы для этого создали портал открытых данных, где уже более 700 наборов данных выложили. Их можно использовать... Как когда-то, в 2005 году, проведя либерализацию телекоммуникационной отрасли, пустили на рынок частных операторов, так и здесь... нужно отходить от концепции, когда государство - единственный собственник информации. Но при этом, конечно же, персональные данные граждан никогда не будут открытыми.

TENGRINEWS: Какие приложения можно разрабатывать на основе этих данных?
А. Жумагалиев:

В качестве примера, мы в ближайшее время уже запустим несколько приложений. Одно из них - "Карта преступности". Через это мобильное приложение можно будет найти ближайшего участкового, посмотреть уровень преступности в том или ином районе города, вплоть до детализации каждого преступления. Думаю, очень полезным будет приложение по определению микроучастка. Введя свой домашний адрес, вы сможете узнать, к какой школе прикреплен ваш ребенок. И когда вы поведете ребенка в первый класс, вам никто не сможет сказать, что нет места или вы относитесь к другой школе. На портале открытых данных уже есть информация по лицензиям, нотариусам, объектам здравоохранения. Ее можно использовать и делать такие вот полезные приложения.

TENGRINEWS: Подозреваю, не все будут благодарны вам за подобные нововведения…
А. Жумагалиев:

(смеется...) А вспомните, как раньше адресную справку ждали по три дня, справку по недвижимости не могли получить неделю, сегодня - это минутное дело: хоть в ЦОНе получайте, хоть на портале. Про платную выписку с пенсионного счета тоже забыли... И регистрация бизнеса сегодня не 30 дней занимает, а в течение суток, все лицензии выдаются в электронном формате. Причем наша система е-лицензирования признана лучшей в мире. А помните, раньше нужно было собирать документы и носить по госорганам? В ЦОНах, например, автоматизировали бизнес-процессы. Вы только вдумайтесь в цифру: 960 документов нам удалось исключить, чтобы их не требовали с населения при получении услуг. И таких изменений много. А соответственно, недовольных было много, меняться не все хотели. Благо, есть политическая воля Главы государства. И то, что сегодня у нас население получает в год в среднем 40 миллионов электронных услуг, я считаю, это тоже результат. Президент поручил в этом году завершить перевод всех разрешительных документов, подлежащих автоматизации, в электронный формат. До конца года эту работу завершим.

TENGRINEWS: А правда, что из-за появления специализированных ЦОНов увеличился поток желающих получить права в тех городах, где еще таких центров нет?
А. Жумагалиев:

Такой статистики у меня нет. Но могу сказать, что в этом году мы совместно с МВД откроем еще четыре спецЦОНа: в Талдыкоргане, Павлодаре, Петропавловске и Кызылорде. Сейчас, кстати, в Астане совместно с Комитетом госдоходов мы запускаем пилотный центр приема и обработки информации налоговых органов, где приемом всех документов будут заниматься специалисты ЦОНов, а обработкой - сотрудники налоговых управлений. Такое же разделение обязанностей, как и в случае со специализированным ЦОНом, электронная очередь, возможность бронирования времени посещения...

TENGRINEWS: Cпасибо вам за беседу.


Справка: В 2014 году в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства Казахстан занял 28-е место.

Нравится
Показать комментарии (1)