KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 335.46
EUR / KZT - 374.81
CNY / KZT - 50.30
RUB / KZT - 5.29

Юрий Якушев: Театры должны идти в ногу со временем

20 января 2015, 15:53
4

Государственный Академический русский театр драмы имени Лермонтова открыл в сентябре свой театральный сезон гастролями в Омске. А уже вернувшись, коллектив постепенно представлял казахстанским зрителям несколько своих ярких премьер. С вопросами, чем же живет один из старейших театров республики сегодня, мы обратились к его директору Юрию Якушеву.

TENGRINEWS: Юрий Александрович, правда, мой первый вопрос к вам будет не о театре имени Лермонтова. Последнее заявление министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы о том, что в Казахстане будут созданы художественные советы, решающие, какой репертуар должен быть у театров, вызвало массу вопросов среди руководителей и сотрудников театров. Одни утверждают, что нововведение будет тормозить творческий процесс, другие считают это предложение недоработанным и нецелесообразным. Как вы считаете, насколько худсоветы сегодня нужны? Это ведь далеко не проблема №1 в театральной сфере.
Юрий Якушев:

Я скажу так, сама идея очень интересная, имеет право на существование. Многие над этим сейчас думают. В каком ключе это будет использоваться - самое главное. Сейчас все находится в режиме формирования. Что такое художественный совет при театре? Он что, решает - принять или не принять? Пока временно назвали художественным советом, но, как мне кажется, это должна быть коллегия, комитет по театральной сфере. Главное, чтобы идея была правильно разработана, жизнеспособна и приносила пользу. К сожалению, у нас часто хорошие начинания губят на корню исполнители. Кто будет входить в худсовет - это тоже интересный вопрос. Если люди консервативных и даже реакционных взглядов, то есть опасность возрождения института цензуры, а это абсолютно недопустимо. В то же время есть надежда, что худсовет сможет "перекрыть кислород" низкокачественной драматургии, которая расцвела пышным цветом в периферийных театрах, подконтрольных местным акиматам.

TENGRINEWS: Может быть, данное нововведение больше создается для контроля независимых частных театров, которые зачастую ставят что-то неординарное и скандальное.
Ю. Якушев:

Может быть. С этой точки зрения нет необходимости контролировать театры республиканского значения - уже сам уровень не позволяет разговаривать со зрителем на уровне плинтуса.

TENGRINEWS: Да, ваши зрители привыкли к определенному уровню спектаклей в театре Лермонтова. Но у вас появились и новые постановки. Расскажите о премьерах этого сезона.
Ю. Якушев:

Да, мы представили публике пять спектаклей. Один из них в непривычном для алматинцев жанре - моноспектакль "Я жду тебя, любимый". Можно сказать, что это бенефис нашей ведущей актрисы, заслуженного деятеля, лауреата Государственной премии Ирины Лебсак. Что примечательно: пьеса итальянских авторов очень женская, а в зале много мужчин. Пытаемся приучить зрителя и к такому жанру.

TENGRINEWS: В январе, после новогодних праздников, наступает традиционное затишье. А в какое время просыпается наибольшая активность у зрителей?
Ю. Якушев:

Есть так называемая сезонность, когда наблюдается пик посещаемости и, напротив, спад. В принципе, на протяжении уже многих лет в Алматы сложилась своя традиция: основной поток зрителей идет в театры после летних каникул, после бархатного сезона. Поэтому осень, начало зимы, предновогодние праздники и, конечно, март - это пиковые моменты. Мы стараемся также не оставлять без внимания и период, когда активность публики идет на убыль. К этому времени мы обычно ставим премьерный спектакль, что позволяет открыть второе дыхание.

TENGRINEWS: К слову, о спаде. В последнее время, как мне кажется, зрительский поток увеличился в несколько раз. Я делаю выводы по тому, что если раньше билеты в театр можно было купить за день до спектакля, то сейчас даже за неделю уже их может и не быть.
Ю. Якушев:

Я не знаю, с чем это конкретно связано. Может быть, сейчас все театры активно начали использовать Интернет. Во всяком случае, рекламных рычагов у нас не так много, потому что реклама сама по себе - это дорогое удовольствие. Для достижения коммерческого эффекта в рекламу нужно вкладывать приличные средства. Театру, естественно, это не по карману. Еще одна причина активного посещения, возможно, кроется в том, что некоторые театры, в том числе ГАРТД, практикуют продажу билетов онлайн.

TENGRINEWS: Ведь именно ваш театр первым вышел в Интернет, в социальные сети. Это была ваша инициатива?
Ю. Якушев:

Да, это была моя инициатива. Необходимо идти в ногу со временем. Сейчас в театре активно работает отдел развития. На протяжении трех лет мы создавали эту структуру. Процесс довольно трудоемкий и болезненный, ведь нужно было перестроить работу бухгалтерии, систему отчетности.

TENGRINEWS: А кроме премьерных показов, кроме работы в Интернете, какие еще есть инструменты привлечения внимания зрителей?
Ю. Якушев:

Мы проводили в прошлом году "Ночь в театре" - акцию, в которой приняли участие так называемые "малые", негосударственные театры. Минувшей осенью попробовали такую новую форму, как ночной показ (вернее сказать, поздний показ). Было любопытно, как зрители отреагируют на то, что спектакль начнется не в 19.00, как заведено в театре, а на три часа позже. Да, пришло не много людей, но сам факт того, что люди спокойно, без нервов, потраченных в дороге по пробкам, смогли приехать в театр и так же спокойно уехать - согласитесь, дорогого стоит. Порадовали мужчины в костюмах и дамы в вечерних платьях. Есть категория зрителей, для которых посещение театра - это выход в свет. Поэтому я думаю, мы и в дальнейшем будем практиковать подобные эксперименты. Пусть не часто, но если есть спрос, то мы должны предоставить предложение.

TENGRINEWS: Вы затронули тему дресс-кода. Строго ли ваш театр относится к внешнему виду? Были случаи, когда не пускали на спектакль из-за несоответствующего вида?
Ю. Якушев:

За рубежом принято посещать, подчеркну, оперный театр в вечерних нарядах и норковых манто, если говорить о женщинах. Мужчины же если не во фраках, то в темных костюмах и белой рубашке. Драматическое искусство - оно более демократичное. Здесь уже выбор одежды диктует собственный вкус. Опять же проблема в том, что начало спектакля совпадает с окончанием рабочего дня, многим тяжело учитывать дресс-код. Мы особо не уделяем этому внимания. Но, к чести наших зрителей, хочу сказать, что они в большинстве своем понимают, что идут на встречу с искусством.

TENGRINEWS: А случайные зрители бывают ведь?
Ю. Якушев:

Конечно. Кто-то приводит своих друзей, далеких от театра. По моим наблюдениям, мужчины редко проявляют инициативу, обычно дамы приглашают своих кавалеров. Хотелось бы, чтобы таких случайных зрителей было больше, ведь, если им понравится спектакль, они придут еще раз, заинтересуются и со временем, быть может, станут постоянными зрителями и даже, чем черт не шутит, дорастут до профессиональных театралов. Такие зрители уже знают, что собой представляет тот или иной режиссер, у кого из артистов какое амплуа. В отличие от кино спектакль - это живой организм, он постоянно трансформируется, иногда начинает сникать, а иногда набирает обороты. Это зависит от того, что заложил режиссер в постановку. Есть ли у нее эффект роста или она достигла определенной планки, вышла на финишную прямую и дальше развиваться некуда. И такое бывает.

TENGRINEWS: А если спектакль дальше не развивается, то его снимают с репертуара?
Ю. Якушев:

Есть спектакли-долгожители, которые на протяжении десятилетий прекрасно себя чувствуют. У нас самый старый спектакль - детская сказка "Василиса Прекрасная". Она была поставлена в 1973 году, там сменилось уже несколько поколений артистов. Сейчас мы занимаемся восстановлением декораций, вводим в спектакль молодежь. Печально, конечно, когда затрачиваются определенные усилия, финансовые средства, а спектакль оказывается нежизнеспособным. Повторюсь, предсказать, что каждый спектакль будет гениален, невозможно.

TENGRINEWS: Когда принимается решение, что спектакль будет снят, этот процесс болезненно проходит?
Ю. Якушев:

Болезненно для кого? Для артистов, для режиссера, для театра? С точки зрения театра, когда спектакль снимается с репертуара, мы просто понимаем, что зрителю он больше неинтересен. Мы же все-таки живем в эпоху рыночных отношений. Если спектакль изжил себя, зачем его держать? Приходится расставаться. Для актера, который играл главную роль, блистал, это, конечно, тяжело. Но это нормальный процесс, привычное дело. Есть грустинка, что еще один спектакль отжил. Но дальше все живут с мыслями о том, куда двигаться дальше.

TENGRINEWS: Юрий Александрович, а как вы относитесь к творчеству коллег? Вот, к примеру, вы посещаете частные театры?
Ю. Якушев:

Я видел только постановки, которые такие театры показывали на театральном фестивале. И мне показалось, что в большинстве случаев, за исключением, пожалуй, АРТиШОКа, это спектакли ради фестиваля. Есть ли прокат у этих спектаклей, есть ли у них свой зритель, вот этой информации нет. А без нее нельзя понять, что собой представляет театр.

TENGRINEWS: В последнее время появилось очень много молодых театров. Несмотря на пока не сформированный репертуар, это все равно замечательно, что такие театры есть!
Ю. Якушев:

Лично я за то, чтобы было больше театров. Только с кем-то соперничая можно двигаться вперед. Нет конкуренции - нет развития. Вот поэтому нам как воздух нужны фестивали и гастроли. Особенно международные фестивали. Но, к великому сожалению, при формировании бюджета нам из года в год сокращают именно эту строку расходов. А ведь театр не может вариться в собственном соку, в противном случае неизбежно наступает профессиональная деградация.

TENGRINEWS: Возвращаясь к молодым и молодежным театрам, хочу спросить, как у вас обстоят дела с новым поколением? Есть ли при театре программы по привлечению студентов или начинающих актеров?
Ю. Якушев:

Программой это назвать нельзя. Естественно, при Академии искусств имени Жургенова набираются группы, что способствует обновлению театра "свежей кровью". С молодежью у нас проблем нет, есть определенный дефицит актеров среднего поколения, но это общая беда всех театров на постсоветском пространстве. Кадровый голод, конечно, присутствует, но, несмотря на это, сегодня труппа практически на 99 процентов укомплектована.

TENGRINEWS: А возможно ли сейчас попасть в театр без соответствующего образования?
Ю. Якушев:

Сейчас уже нет. Давным-давно могли взять человека без образования. Юрий Борисович Померанцев из таких. У него нет образования. Он вначале вступил хористом в труппу театра оперы и балета. Там его заметила Наталья Сац, которая здесь во время войны организовала театр. Она его пригласила в труппу.

TENGRINEWS: Юрий Борисович, наверное, самый взрослый актер в вашем театре?
Ю. Якушев:

Да, именно так. Ему в феврале исполняется 92 года. Он сейчас задействован в двух спектаклях - "Вишневый сад" и "Я не Раппопорт" на Малой сцене.

TENGRINEWS: Оказывается ли театром поддержка тем, кто ушел на пенсию? Может, проводятся творческие вечера?
Ю. Якушев:

Сейчас, к сожалению, творческие вечера уже не проходят. Темп ритма жизни изменился. Мы никогда их не забываем, особенно тех, кто ушел на пенсию. Мы поддерживаем их, приглашаем на прогоны спектаклей, материально помогаем. Они всегда знают, что могут рассчитывать на внимание и поддержку.

TENGRINEWS: Хотелось бы завершить наш разговор хорошей новостью для зрителей. Чем еще планируете удивить?
Ю. Якушев:

Пока могу лишь сказать, что мы приступили к постановке спектакля "Наш городок" по известной пьесе лауреата Пулитцеровской премии Торнтона Уайлдера. Работает над ним специально приглашенный режиссер из Литвы Линас Зайкаускас. Премьера назначена на конец марта.

TENGRINEWS: С нетерпением будем ждать премьеры, а спектаклю желаем долгого и успешного проката. Благодарим вас за интересную беседу!

Беседовала Айжан Тугельбаева

Нравится
Показать комментарии (4)