1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Бекмамбетов о фильме по сценарию Дениса Тена и о том, почему "умер" кинофестиваль в Астане

Интервью на тему ✅ Бекмамбетов о фильме по сценарию Дениса Тена и о том, почему "умер" кинофестиваль в Астане ⚡ Читайте важные интервью и конференции на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

"Если вы проводите 6 часов в день, глядя в экран компьютера, то половина событий в вашей жизни происходят именно на экране" - по мнению режиссера и продюсера Тимура Бекмамбетова, кинофильмы будущего должны рассказывать именно об этой части жизни людей, которая чаще всего скрыта за экраном блокировки. Какую роль здесь сыграет сценарий Дениса Тена и зачем Интернету своя конституция - в материале Tengrinews.kz.

TENGRINEWS:

Тимур Нуруахитович, для начала вопрос, который сейчас, наверное, больше всего волнует казахстанцев. Фильм по сценарию Дениса Тена. Какой он будет? Какая работа предстоит вам над этим фильмом?

Тимур Бекмамбетов

Мы уже пять лет занимаемся тем, что снимаем фильмы, где действия происходят исключительно на экранах компьютеров - этот жанр называется screenlife. Там нет камер, нет монтажа. Я просто вижу как мой герой нажимает те или иные кнопки, открывает файлы и так далее, и это интереснее - я оказываюсь внутри его жизни.

Год назад мы затеяли конкурс среди молодых кинематографистов, посвященный именно этой тематике. Мы искали тех молодых талантливых людей, которые могут рассказать историю о том, как мы живем в Интернете. Среди них откликнулся Денис, он подал заявку на конкурс. Тогда я его еще не знал, не был с ним знаком.

Он прошел в финал и в Москве. Получается, что буквально за два дня до трагедии мы сидели вместе в нашем офисе, и он мне и комиссии рассказывал о том, каким он видит фильм, который придумал. Не подозревая о том, что дальше случится, мы под впечатлением от искренности и чистоты этого человека единогласно выбрали его проект в качестве одного из победителей и пообещали ему, что этот фильм обязательно поддержим и будем продюсировать, и договорились о том, как мы будем это делать.

Дальше случилась трагедия, и ваши коллеги и, по-моему, даже ваш сайт начали спрашивать (о судьбе фильма. - Прим. автора). Результаты нашего конкурса были опубликованы в Instagram, и он вроде тоже опубликовал в Instagram результаты нашей встречи. Журналисты спросили, что мы собираемся делать, и, естественно, мы подтвердили, что мы это будем делать. Далее мы связались с его мамой, которая создала фонд, призванный воплотить его идею в жизнь, и мы будем сотрудничать, делать фильм для этого фонда.

TENGRINEWS:

Вы ранее говорили о том, что планируете встретиться с мамой Дениса?

Тимур Бекмамбетов

Да, мы завтра должны встретиться.

TENGRINEWS:

А о чем все-таки сценарий фильма?

Тимур Бекмамбетов

Сценарий о любви и о том, как люди живут в Интернете.

TENGRINEWS:

Значит, главные герои - парень и девушка?

Тимур Бекмамбетов

Да. Все подробности я смогу рассказать после того, как мы поговорим с мамой Дениса, решим, как правильно это делать, и я думаю, что она вам лучше даже расскажет.

TENGRINEWS:

Давайте поговорим о казахстанском кинематографе. Вы сняли ремейк "Горько" в Мексике и не исключили, что ремейки фильма станут международными хитами. Нет ли у вас мысли сделать ремейк "Горько" в Казахстане? Как вы, наверное, знаете, у нас в Казахстане околосвадебная тема очень популярна.

Тимур Бекмамбетов

У нас есть фильм "Днюха". Но сейчас меня, если честно, интересует это уникальный проект (показывает на постер "Елок"). Там есть и свадьбы, и признания в любви, погони, собаки, кошки, пингвины, и Нагиевы, и Урганты. Этот проект существует уже 10 лет, и он стал одной из самых популярных франшиз в России, и если посчитать его совокупный доход, то, наверное, он самый успешный.

Я считаю и желаю казахстанскому кинематографу находить подобного рода концепции. Которые, так же как и свадебные, встраиваются в существующие народные традиции. Это связано с традицией, которая одинаково популярна и в России, и в Казахстане. Новый год - праздник, который нельзя перешибить ничем. Что бы ни было, на Новый год люди все бросают и наряжают елки. Это просто очень хорошо придуманный ритуал, придуманный советским народом, режиссерами - Эльдар Рязанов снял "Карнавальная ночь", например.

TENGRINEWS:

А как вы сами встречаете Новый год?

Тимур Бекмамбетов

Вот как сейчас. Я езжу по России, приезжаю в Казахстан для того, чтобы рассказать зрителям о том, что выходит новый фильм, и о том, что в компании этих замечательных людей я провел год (снова показывает на постер). Вы знаете, в отличие от вас, у меня Новый год длится 365 дней в году, потому что зрители смотрят кино зимой, а мы снимаем его летом, поэтому у нас в июле, в июне Новый год. Мы засыпаем лес снегом, актеры ходят в шубах и шапках в 30-градусную жару, сыпется снег сверху, они делают вид, что им холодно, а потом на монтаже им вставляют компьютерный пар изо рта для ощущения зимы.

Так что целый год мы живем новогодним настроением, и, к счастью, в этом году есть отличная форма. Мы на платформе "Триколор" открыли телеканал - называется он "Елки ТВ", и на нем каждый день в течение года отмечают Новый год. Вот когда захотите, например 15 июля, нажимаете кнопку, и у вас будет новогоднее настроение, будет сыпаться снег, будут звучать песни, поздравления, замечательные новогодние фильмы разных стран и народов. Вы сможете выскочить из рутины, я, например, представляю себя в Атырау, где-нибудь, где 30-градусная жара, где люди смогут включить кнопку и немного отдохнуть.

TENGRINEWS:

Новый год круглый год - в этом что-то есть. Вы упомянули жанр screenlife, в последнее время вы очень много работы сделали в этом направлении. Расскажите подробнее об этом формате.

Тимур Бекмамбетов

Мы снимаем фильмы жанра screenlife - фильмы, посвященные тому, как мы живем на экранах наших компьютеров, телефонов и так далее. Это та тема, которая меня больше всего волнует, потому что это опасная территория, на которой нет не только внятных государственных регулирующих законов, но нет и сформировавшейся и принятой всем обществом морали.

В Интернете мы не знаем, что такое добро или зло, правда или ложь, потому что лжи очень много. Мы не представляем, что такое жизнь или смерть в Интернете, потому что мертвые люди в социальных сетях продолжают существовать в виде своих аккаунтов, посылать поздравления с днем рождения, если они когда-то нажали кнопочку, отмечать годовщину дружбы, хотя человека уже давно нет. Кроме того, здесь нет понятия семьи, потому что муж и жена имеют разные понятия о почтовом ящике, а в жизни у нас один почтовый ящик. Естественно, нет доверия, ведь параллельно идут две жизни, а про детей вообще можно не говорить. Мы недавно выпустили фильм, он называется "Поиск", про отношения отца и дочери, где отец искал пропавшую дочь при помощи ее компьютера.

Все эти проблемы и непонятки, которые существуют между людьми в виртуальном мире, они очень опасны, потому что мы там проводим все больше и больше времени. Молодые люди проводят там 50 процентов времени точно. Соответственно, там даже нет понятия "государство", потому что там нет границ. Для общества очень важно каким-то образом сформировать, гуманизировать Интернет, сформировать его моральный кодекс - конституцию жителя Интернета.

Невозможно написать для этого законы - здесь это не будет работать, потому что для соблюдения законов нужно, чтобы люди в них поверили и согласились с этим, а сверху это нельзя спустить. Вообще законы, как правило, появляются только после того, как рождается мораль, а потом, кто ее нарушает, становится вне закона. Поэтому, оглядываясь назад в историю, я вижу что моральные устои и законы формировались исключительно за счет рассказа интересных и волнительных душераздирающих или смешных историй. В Казахстане это были сказки, эпосы, записанные в религиозных текстах пророками, умные и правильные мысли о том, как должен жить человек. Эти истории всегда были эмоциональны и всегда были как хорошее кино.

TENGRINEWS:

Каким вы видите искусство кино в будущем?

Тимур Бекмамбетов

Во всем мире есть логика. Во всем, кроме человеческих отношений. Если вы проводите 6 часов в день, глядя в экран компьютера, то половина событий вашей жизни происходят именно на экране, где и происходит самое интересное: шли вы куда-то и пришли или приехали - ничего интересного. В Интернете происходит самое главное, а значит, половина фильмов современных должны быть про нашу жизнь в Сети.

TENGRINEWS:

Значит, вы считаете, что, снимая такие фильмы, вы выполняете какую-то миссию?

Тимур Бекмамбетов

Да, миссия заключается в простой вещи - мы должны сформулировать мораль и правила нашей жизни в виртуальном пространстве.

TENGRINEWS:

То есть задача не в том, чтобы мотивировать людей проводить в Сети меньше времени?

Тимур Бекмамбетов

Ну как, задача проводить там столько времени, сколько тебе полезно там находиться, сколько доставит тебе это удовольствия, радости. Избежать зависимости, когда ты делаешь себе это во вред, максимально использовать это себе в пользу, но мы не можем остановить развитие цивилизации, сжечь и сломать машины. Мы не можем отказаться от всех достижений науки, и поэтому нам остается только одно - гуманизировать и очеловечить это пространство. Интернет - это гениальная вещь, место, где у людей душа свободна от тела. Место, где человек такой, каким он хочет быть. Не такой, каким он родился, а каким он себя представляет. Это место, где нет смерти, где ты можешь добраться до родителей за 1 секунду, а не ехать 15 часов на поезде. Интернет - это удивительная возможность и удивительная опасность, поэтому должна быть культура пользования этим инструментом.

TENGRINEWS:

Ваше видение будущего понятно. Над чем вы работаете сейчас? Ощущение, что одновременно снимаете десятки фильмов.

Тимур Бекмамбетов

Да, к сожалению, я работаю одновременно над огромным количеством проектов. Я заканчиваю фильм в Америке с Бенедиктом Камбербетчем, Майклом Шеноном и Ником Хольтом и многими другими звездами. Называется он "Война токов" - это фильм про то, как в начале ХХ века решался вопрос, какое у нас будет электричество в проводах: постоянное или переменное. Если вы помните физику, это два разных вида передачи энергии. Это был ключевой вопрос, борьба, схожая с с противостоянием Microsoft и Apple, борьба двух разных систем. Это очень современная история, в которой речь как раз идет об ответственности за свои изобретения. Если вы знаете, Эдисон придумал еще и электрический стул и убил человека только для того, чтобы доказать, что переменный ток, который был придуман его конкурентом, опасен для человеческой жизни.

TENGRINEWS:

Изначально вы планировали снимать фильм сами, но позже поменяли свое решение. Почему?

Тимур Бекмамбетов

Да, была такая история. Я нашел сценарий, он мне очень понравился, я хотел его снять, потому что это связано не только с важностью темы для меня, так как я сам учился в энергетическом институте - у меня брат был энергетик, отец был энергетик и руководил энергосистемой Западного Казахстана в свое время. Для меня энергетика - вещь семейная, мне было это интересно, но потом я очень увлекся Интернетом и нашел другого режиссера, который снял замечательный фильм.

TENGRINEWS:

Легко ли было работать с Бенедиктом Камбербетчем?

Тимур Бекмамбетов

Я работаю с ним как продюсер, а не как режиссер. Мне с ним работать не тяжело, и режиссеру, как я предполагаю, тоже не тяжело. Он из тех актеров, которые очень сильно помогают режиссеру тем, что имеют свое мнение, свою роль, свои возможности - а это очень важно для режиссера. Представьте себе 30 актеров, 45 осветителей, 20 гримеров, каскадеров - управлять этим всем очень трудно, поэтому в американском кино каждый знает свою работу и актер точно знает, что ему делать. Задача режиссера - в выборе актера и координации действий, это не так, как многие думают - режиссер приходит и говорит актеру: " Ты стоишь здесь, а тут говоришь вот так". Гораздо более эффективно найти человека, договориться с ним о принципах и дать ему свободу самому задавать свои вопросы.

TENGRINEWS:

Мне вспомнился кинофестиваль "Астана", который вы проводили в нашей столице. Что с ним стало?

Тимур Бекмамбетов

Ничего. Он умер.

TENGRINEWS:

Почему?

Тимур Бекмамбетов

Я не могу сказать. У меня были замечательные три года жизни, когда мы создавали, праздник здесь, в городе, был, но городу он (фестиваль), наверное, не нужен. Это не ко мне вопрос.

TENGRINEWS:

А если быть точнее?

Тимур Бекмамбетов

Я делал то, что меня попросили сделать, я этим занимался. Но фестиваль умер, и мне абсолютно не жалко ковровых дорожек и звезд, которые сюда приезжали, потому что это не так важно.


Кинофестиваль "Астана". Тимур Бекмамбетов и Ирен Ванидовская.

Мне жалко одного - в последний год мы организовали в рамках фестиваля лабораторию и привезли сюда 30-40 студентов из киношколы Сеула, Токио и Пекина. В Астане на несколько недель была создана киношкола, где американские преподаватели учили студентов делать кино. По-моему, это было очень полезное начинание, если бы оно продолжилось, потому что фестиваль мне не очень жалко, а вот эту идею мне жалко. Я думаю, что Астана и Алматы - это очень хорошие площадки для того, чтобы объединить эти три разных кинематографии: корейскую, японскую и китайскую.

 

Беседовал Мирхат Ажигалиев

Реклама
Реклама