Думала, что простой девочке из Казахстана нереально приехать в Москву и выиграть
19 марта театр "Астана Опера" стал лидером в номинации "Концертная/Театральная площадка года" на Международной профессиональной музыкальной премии BraVo в сфере классического искусства. Торжественная церемония вручения состоялась на знаменитой Исторической сцене Большого театра в Москве. Принять участие в Гала-концерте в рамках проведения премии BraVo приехала казахстанская
оперная дива, победительница российского проекта "Большая опера" Салтанат Ахметова.
Мы встретились с Салтанат, чтобы поговорить о профессии оперной певицы, о том, как не стать заложницей закулисных интриг и что делать, если пропал голос.
- TENGRINEWS:
Салтанат, вы победительница российского конкурса "Большая опера" 2014 года, своеобразного оперного аналога шоу "Голос". Это ваш первый телевизионный проект. Что вам понравилось больше: петь или перевоплощаться в образы?
- Салтанат Ахметова
Нельзя вычленить, что важнее, потому что все взаимосвязано. Это был большой опыт работы в студии. Мы пели с петличками, потому что студия звукоизолированная. С ними неудобно, не отойдешь на верхней ноте, как от микрофона, но и без них никак. Мы привыкли работать на сцене в живой акустике, и это было сложно. Режим был достаточно жесткий. Мы ведь не записывали по одной передаче, однажды сделали три за один съемочный день. "Большая опера" стала для нас марафоном, в котором нужно было учиться экономить силы, чтобы тебя хватило.
- TENGRINEWS:
Что помогло вам выиграть?
- Салтанат Ахметова
Если честно, я до конца не верила, что могу победить. Когда конкурс только начинался, шла реклама первого сезона, мой педагог предложила прослушиваться. Я подумала, что простой девочке из Казахстана нереально приехать в Москву на телевизионный конкурс и выиграть. В 2014 году были очень сильные участники. До последнего я не могла предугадать исход. Тем не менее атмосфера была дружеской и не чувствовалось конкуренции. Мы до сих пор поддерживаем связь. Когда Василиса Бержанская была еще в Москве, мы часто встречались и до сих пор сохранили теплые отношения. У меня бывают концерты в Минске, где мы видимся с Ильей Сильчуковым и выступаем вместе. Мы были так дружны, что, кто бы ни победил, радовались бы друг за друга. Наверное, эта атмосфера и помогла мне.
- TENGRINEWS:
Отличается ли казахстанская публика от слушателей из других стран?
- Салтанат Ахметова
В Европе оперные традиции складывались на протяжении нескольких веков и, соответственно, люди имели больше возможностей наслаждаться этим видом искусства. У нас в Казахстане культура находиться на очень высоком уровне, на протяжении века свою работу осуществляет легендарный театр - ГАТОБ имени Абая. Для многих иностранцев является открытием тот факт, что у нас много хороших оперных
исполнителей. И в Казахстане ценители этого искусства приходят на определенных исполнителей. Люди изучают, интересуются, смотрят постановки в Интернете. Так что у нас есть публика, которая будет прививать любовь к опере своим детям и внукам. Просто нужно время, чтобы сложились такие же традиции, как, к примеру, в Европе.- TENGRINEWS:
Какая из оперных легенд вас вдохновляет?
- Салтанат Ахметова
Я придерживаюсь высказывания "Не сотвори себе кумира" (смеется). У каждого исполнителя есть свои особенности, которые могут зацепить. Кого-то любишь за блестящую технику, кто-то нравится за кристально чистый тембр, кто-то еще и артист прекрасный. Но сказать, что я восхищаюсь кем-то одним, я не могу. Есть оперные певицы, которых я иногда слушаю и пытаюсь разгадать их тайны. Но это сложно и очень субъективно.
- TENGRINEWS:
Практически все музыканты в начале своего творческого пути кому-то подражают: манерой исполнения, музыкальным стилем. И только потом находят что-то свое и развиваются дальше. Возможно ли подражать в опере?
- Салтанат Ахметова
Да, конечно. У нас есть уши, и человек, в принципе, попугай. Мы склонны копировать жесты и мимику интересного нам собеседника. Есть такие певцы, которые учат произведения по записям. Не зная, как технически что-то сделать, они просто подражают и стараются воспроизвести то, что слышат. Слава богу, я жуткая лентяйка и не будут сидеть, заслушиваться оперой. Мне проще самой покопаться и адаптировать технику под свой аппарат. Я думаю, это намного лучше, потому что, если учиться на записях, не разовьется голосовой индивидуальности. Часты случаи, когда педагог не может словами выразить технические аспекты произведения и показывает голосом, как нужно исполнять тот или иной момент. Так штампуются студенты, копии своего педагога в голосовом плане. Мне такой подход не нравится. Бывают моменты, когда я затрудняюсь выполнить технику, тогда я слушаю несколько разных исполнительниц, и в какой-то момент приходит прозрение.
Фото:astanaopera.kz- TENGRINEWS:
На каком языке вам легче разучивать партии?
- Салтанат Ахметова
Наверное, на итальянском, на котором зародилась опера. Язык певучий, в нем нет прерванных фраз, одно слово перетекает в другое. Итальянский язык – благодатнейший фундамент, на котором можно выстраивать вокал.
- TENGRINEWS:
Бывали случаи, когда у вас внезапно пропадал голос, и что вы тогда делали?
- Салтанат Ахметова
Да, особенно раньше была такая проблема. Но это чисто психологический момент. Перед важным выступлением я обязательно или простывала, или от психологического давления пережимался вокал. Завтра идти петь, а у меня не смыкаются связки. А когда успокоишься, все проходит само по себе. Сам вокал - это, по большому счету, мозги. Это не музыкальный инструмент, ты не можешь натянуть новую струну или подкрутить, сделав строй повыше или пониже. У каждого есть свой волшебный рецепт выздоровления, но зависит оно от того, насколько ты веришь в свой рецепт (улыбается). Вообще, молчание – лучший лекарь. Разговорная речь истощает голос даже больше, чем пение. А шепот вообще губителен при проблемах с голосом. Молчание – золото!
- TENGRINEWS:
Вы согласны с тем, что опера – это искусство для избранных, что она сложна для понимания обывателя?
- Салтанат Ахметова
Так любят говорить, да. Но опера – это или любовь, или нелюбовь с первого звука. Невозможно научить любить оперу. Сказать, что человек, который любит оперу, избранный, я не могу. Просто сложилось так, что опера писалась раньше для королей. Слушать ее могли лишь придворные в залах, куда не допускался простой люд. Возможно, это ограничение повлияло на рождение легенды, что только избранным позволено прикоснуться к этому виду искусства.
Фото:astanaopera.kz- TENGRINEWS:
Почему у нас так мало любителей оперы?
- Салтанат Ахметова
Ну, потому что мы же все зомби. Зомбоящик играет огромную роль. Нет популяризации в легкодоступных источниках. Вот раньше не было телевизора, и опера была как рок-концерт сейчас. Оперные певцы были как нынешние рок-звезды, по которым сходят с ума. Сегодня, если что-то не крутится в телевизоре, завлечь аудиторию очень сложно.
- TENGRINEWS:
И что же делать?
- Салтанат Ахметова
Популяризировать! Была одна интересная задумка. В некоторых кинотеатрах Астаны транслировали оперные спектакли.
- TENGRINEWS:
Мы все помним фильм "Черный лебедь", от которого бросает в холодный пот. Сложилось мнение, что редкие виды искусства кишат пираньями, поджидающими, когда ты оступишься, и готовыми съесть тебя. Как обстоят дела с конкуренцией за кулисами оперного театра?
- Салтанат Ахметова
Были такие случаи в истории. Та же Мария Каллас, которая подралась с Ренатой Тебальди.
- TENGRINEWS:
А у вас бывало?
- Салтанат Ахметова
У меня лично нет, но в целом такие неприятности имеют место быть. Здесь каждый сам для себя решает, как поступать. Все зависит от воспитания и сущности человека. Если есть кто-то лучше, чем ты (а он/она всегда найдется), нужно научиться у этих людей. Один педагог мне когда-то сказал, что не нужно стараться быть лучше, чем кто-то, нужно стараться быть лучше, чем ты вчера. Зависть и козни разрушительны для души, но вполне естественны для человеческого существа. Нужно работать над собой и не давать пагубным чувствам возобладать.
- TENGRINEWS:
Вы всегда с большим трепетом рассказываете о своих учителях, Хорлан Калиламбековой и Жакыпе Кушкембаеве. Хотели бы когда-нибудь стать таким же наставником? Обучать, помогать, делиться опытом.
- Салтанат Ахметова
Любой исполнитель рано или поздно приходит к преподаванию. Одним из самых важных аспектов является возможность передавать опыт и накопленные знания. Когда преподаешь, открываешь для себя многие вещи, происходит взаимообучение. Я сейчас преподаю. Учитель прежде всего берет на себя большую ответственность. Важно бережно отнестись к таланту ребенка, помочь ему развиваться.
- TENGRINEWS:
Вы всегда мечтали стать оперной певицей или были и другие варианты?
- Салтанат Ахметова
В детстве, наверное, у всех есть высокая мечта. Видишь бездомную кошечку и хочешь стать ветеринаром, построить питомник для животных. Или создать учреждение для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Еще я очень люблю языки и когда-то хотела стать переводчиком. Мой выбор в итоге - это стечение обстоятельств. Я очень рано закончила школу, в 14 лет. Но оказалось, что поступать на пение можно только в 17, когда полностью сформируется организм. Решила поступить на переводческое дело. По окончании как раз можно было бы поступать и на вокал. Мы с мамой уже понесли документы в университет, но по дороге свернули в музыкальный колледж, чтобы убедиться, что меня точно не примут. Но никто меня не остановил. Мой педагог принял сложное решение – взять 14-летнюю девочку.
Фото:astanaopera.kz- TENGRINEWS:
Вы можете сказать, что нашли свое предназначение, или вы не из тех, кто загадывает наперед?
- Салтанат Ахметова
Мне всегда нравилось именно оперное исполнение. В детстве оно казалось просто божественным. Еще в музыкальной школе педагог по фортепиано заметила, что мой голос заточен на академическое исполнение. Никаких сомнений при поступлении не было, исполнилась моя детская мечта. Хотя иногда возникают мысли освоить что-то еще, но не всегда хватает смелости. Если бы нашлись единомышленники, я попробовала бы себя в стиле соул или блюз. С удовольствием испытала бы себя на этом поприще.
- TENGRINEWS:
В завершение беседы небольшой блиц-опрос из нашей любимой рубрики "Глупые вопросы специалисту". И первый вопрос такой: я умею очень громко петь. Я смогу стать оперной певицей?
- Салтанат Ахметова
(Заливисто смеется) Нет!
- TENGRINEWS:
Почему?
- Салтанат Ахметова
Громкость не показатель мастерства. Есть оперные певцы, поющие небольшим и совсем негромким голосом.
- TENGRINEWS:
А у вас какой?
- Салтанат Ахметова
Эмм… не знаю. Полетный, вот!
- TENGRINEWS:
Вы понимаете, о чем поете, или просто растягиваете гласные?
- Салтанат Ахметова
Конечно, понимаю. Я свободно говорю по-итальянски и по-английски. И если приходится петь на незнакомом языке, я обязательно делаю подстрочный перевод. Без этого невозможно передать правильную эмоцию.
- TENGRINEWS:
Часто ли вы замечаете заснувших зрителей в зале?
- Салтанат Ахметова
У меня плохое зрение (смеется), но коллеги рассказывали, что бывали спящие бабушки.
- TENGRINEWS:
Что страшнее, забыть текст или охрипнуть во время исполнения?
- Салтанат Ахметова
Забыть текст – волнительно, но не страшно. Однажды это случается с каждым певцом. Тогда подсознание автоматом подставляет замену, которая будет и в рифму, и в тему. И никто ничего не поймет. Хотя в этот момент тебя немного потряхивает, конечно.
- TENGRINEWS:
Салтанат, большое спасибо за эту беседу! Поздравляем с прошедшим праздником Наурыз, желаем вам творческих успехов и крепкого здоровья!
- Салтанат Ахметова
Да, весна уже на пороге, хотя у нас на севере еще не в полной мере (смеется). Но она настойчиво стучит в нашу дверь. Наурыз – это праздник новой жизни, торжество солнца и тепла, возрождения. Я поздравляю всех с праздником весны и желаю мира, добра, новых свершений, новых целей и их достижения!
Интервью подготовлено сотрудниками посольства Казахстана в России.