Канат Кудайберген: Геологоразведка - это инвестиции в будущее

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Истощение запасов и отсутствие новых месторождений в Казахстане в среднесрочной перспективе грозит спадом в горнорудной отрасли. Такое мнение озвучил председатель правления АО "НГК "Тау-Кен Самрук" Канат Кудайберген.

О том, как национальная горнорудная компания стимулирует рынок геологоразведки, какие проекты в работе у "Тау-Кен Самрук" и готовы ли ведущие горнодобывающие компании мира инвестировать в изучение недр Казахстана, в интервью с Канатом Кудайбергеном.

Tn:

Понимание, что необходимо срочно развивать геологоразведку, в Казахстане есть. На правительственном уровне много говорят о том, что нужны инвестиции, принимаются активные меры для стимулирования рынка, но существенного результата пока нет. В чем проблема? Неужели иностранных инвесторов не интересует работа в Казахстане?

Канат Кудайберген

Казахстан считается одним из самых интересных регионов в мире с точки зрения геологии. И не только потому, что наша земля богата природными ресурсами, но и по причине того, что запасы полезных ископаемых имеют исторические подтверждения. Причем это не только советские исследования, но и, например, данные, полученные английскими геологическими службами. До революции в Казахстане англичане вели довольно активную работу именно в сфере добычи и геологии.

Кроме этого, в Казахстане комфортный инвестиционный климат, стабильная политическая и экономическая ситуация, на основе положительного опыта Западной Австралии разработан и принят Кодекс "О недрах", основной принцип которого – "первый пришел, первый получил" (речь о лицензиях на недропользование – прим.) - казалось бы, сделано все для того, чтобы инвестиции потекли рекой. Однако мы видим, что серьезные иностранные инвесторы часто делают выбор не в пользу нашей страны, вкладываясь, например, в проекты в той же Африке - ЦАР, Либерия, Намибия… список можно продолжить. Почему так происходит? Почему инвесторов не останавливает политическая и экономическая нестабильность в этих странах? Объяснение одно: во всех этих странах имеется доступ к информации, есть цифровые общедоступные банки данных. Если открыть, скажем, сайты геологической службы той же Намибии или Либерии, то мы увидим геологические карты с оцифрованными данными обо всех проведенных ранее исследованиях и полным описанием тех или иных участков. То есть даже дистанционно можно дать предварительную оценку месторождениям.

У нас же происходит совсем по-другому. В архивах хранятся исторические геологические отчеты, причем в бумажном виде. Их нельзя копировать или фотографировать, данные необходимо выписывать вручную. Иногда у специалистов уходят недели и даже месяцы на работу с архивами. Затем, после того как находятся интересные территории, формируются заявки в МИИР. Согласно Кодексу "О недрах и недропользовании" в течение 10 дней должна быть выдана лицензия. Однако на данном этапе возможен отказ, если выяснится, что участки находятся на территории, где запрещаются работы, связанные с недропользованием. Приходится корректировать заявку и повторно подавать заявки в МИИР. Но и получение лицензии не является гарантией того, что компания-недропользователь сможет начать запланированные работы: прецеденты, когда выдавались лицензии, по которым нельзя работать, у нас были совсем недавно. Получается, из-за отсутствия доступа к информации тратятся и государственные ресурсы, и ресурсы компаний-недропользователей, и время. То есть по закону условия как бы созданы, а фактически - нет.

Очевидно, поэтому к геологоразведочным проектам в нашей стране многие иностранные инвесторы относятся настороженно.

Казахстану нужен национальный цифровой банк геологических данных. Это должен быть открытый для всех, постоянно обновляющийся новой информацией источник, интегрированный с земельным кадастром и картой инфраструктурных объектов.

Tn:

Но ведь сейчас инвестиционный рынок сокращается во всем мире, и это связано не только и инфраструктурными проблемами. Коронакризис заставляет бизнес менять планы, откладывая реализацию дорогих проектов. Насколько сейчас актуальны такие длинные инвестиции, учитывая высокую степень риска геологоразведки?

Канат Кудайберген

Геологоразведка на сегодняшний день - одно из самых привлекательных направлений в горнорудном секторе. Мировая тенденция такова, что многие крупные компании идут в геологоразведку несмотря на риски, в противном случае горнорудная промышленность столкнется с серьезным кризисом, вызванным дефицитом ресурсов. Новых месторождений становится все меньше, почти все залежи, находящиеся близко к поверхности, разработаны, добывать ресурсы становится все сложнее. Казахстан – не исключение. У нас на рынке сейчас нет новых проектов. Все значимые месторождения были разведаны еще в советский период, где-то они эксплуатируются до сих пор, где-то уже нет, но факт в том, что новых данных по разведке и крупных месторождений за последние 30 лет не появилось.

"Степень неизученности" территории позволяет Казахстану активно наращивать объемы геологоразведки - в Казахстане имеются значительные перспективы для новых открытий. Конечно же, есть финансовые риски, связанные с возможностью необнаружения коммерчески значимых месторождений, но эти риски совсем не такие, как было еще лет 15-20 назад. Новые технологии позволяют существенно снизить степень рискованности и уменьшить стоимость геологоразведки - применение дистанционного зондирования спутниками, аэрогравиразведка, использование беспилотных летающих аппаратов, масштабная цифровизация геологических данных.

Tn:

Какие геологоразведочные проекты сейчас реализует ТКС?

Канат Кудайберген

Сейчас у нас в работе два крупных инвестиционных проекта совместно со стратегическими партнерами - "Фортескью Казахстан" и юниорской компанией Discovery Ventures Kazakhstan, успешная их реализация станет существенным вкладом в повышение изученности недр Казахстана.

В рамках сотрудничества с "Фортескью" поисковые работы ведутся на площади порядка 18 000 квадратных километров на территории Карагандинской, Актюбинской и Кызылординской областей.

Совместно с юниорской компанией Discovery Ventures Kazakhstan мы начали геологоразведку на территории Жамбылской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей. Операторское соглашение предусматривает разведку золота, меди, цинка и сопутствующих металлов.

Кроме того, мы сейчас ведем поисковые работы на Кундыздинском и Берчогурском участках Актюбинской области. Также мы заинтересованы в расширении минерально-сырьевой базы проекта "Алайгыр" и рассчитываем получить положительные данные геологоразведки по месторождениям Беркара и Самомбет. На этих двух участках планируем проведение геологоразведочных работ до 2025 года.

Tn:

Помимо этих проектов, какие еще задачи ТКС ставит себе по стимулированию развития рынка геологоразведки?

Канат Кудайберген

Мы видим большие перспективы в развитии юниорского рынка. В рамках программы поддержки юниоров "Тау-Кен Самрук" готов профинансировать до 49 процентов от стоимости проекта, оказать экспертную и маркетинговую поддержку, помочь довести проект до коммерчески привлекательного уровня. Здесь важно понимать, что мы не покупаем долю, а даем деньги на развитие, так называемый cash in. Интерес к программе высокий – уже поступило более 100 заявок, предварительно отобраны 6-7 перспективных юниорских проектов.

Также совместно с МФЦА мы разработали правила привлечения финансирования для горнорудных юниорских компаний. На AIX открыта специальная площадка с облегченными требованиями для эмитентов. Не секрет, что биржа предъявляет к публичным компаниям высокие требования: подтверждение состоятельности аудитом большой четверки, технический аудит, публикация информации о ключевых событиях и так далее, эмитенту не обойтись без различных консультантов и букраннеров. Площадка AIX для юниоров работает по-другому: положительного заключения отечественной консалтинговой компании достаточно для выхода на IPO.

Tn:

Как вы можете прокомментировать мнения, которые периодически звучат в обществе, мол, нужно оставить полезные ископаемые для будущих поколений и зачем нам иностранные компании в горнорудном секторе?

Канат Кудайберген

Мы видим, как мир меняется. Сейчас все активно ищут альтернативу нефти, и уже прослеживается тенденция снижения актуальности углеводородов как ресурса. Такая же ситуация с рядом металлов, например оловом, которое в свое время считалось едва ли не белым золотом. Многие металлы уходят с рынка, им на смену приходят полимеры. Возможно, востребованные сегодня металлы и минералы завтра уже не нужны будут. Но они важны сейчас для будущего развития страны. Мы должны создать экономически и социально зрелое государство, возможность полноценного участия в глобальных экономических процессах, приумножить интеллектуальный капитал.

Казахстан - малонаселенная страна, большого внутреннего рынка сбыта у нас нет. Вместе с тем мир стал глобальным, крупные компании имеют налаженные системы сбыта продукции, компетенции и средства.

Запуск производства даже на одном месторождении – это трудоустройство минимум тысячи человек. Еще тысяч пять (индикативно) могут быть задействованы в поставках, сервисах и подрядных работах. Налоги и ренты, которые платят компании-недропользователи, - существенная статья пополнения бюджета страны. Кроме того, инвесторы приносят в страну новые технологии, компетенции, практики по управлению проектами. В целом приход иностранных инвестиций дает хороший импульс развитию.

На мировом инвестиционном рынке сейчас очень высокая конкуренция, я бы даже сказал, идет настоящая охота за инвесторами. И Казахстан не должен проиграть в конкурентной борьбе за инвестиции, в том числе в геологоразведку.

Tengrinews
Материал подготовлен при поддержке АО "НГК "Тау-Кен Самрук"
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 512.1  course up  590.94  course up  6.44  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 24
Астана 22
Актау 22
Актобе 23
Атырау 28
Б
Балхаш 25
Ж
Жезказган 22
К
Караганда 21
Кокшетау 24
Костанай 30
Кызылорда 23
П
Павлодар 22
Петропавловск 26
С
Семей 27
Т
Талдыкорган 26
Тараз 31
Туркестан 21
У
Уральск 23
Усть-Каменогорск 30
Ш
Шымкент 23

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer