После критики Президента. Аким Астаны о том, как сделать столицу комфортной
"Когда в нашем дворе наведут порядок?", "Почему так долго едет скорая?", "Почему бездействует КСК?" - это далеко не все вопросы горожан, ежедневно поступающие акиму столицы. За время работы акимом столицы Асет Исекешев снискал репутацию открытого и отзывчивого чиновника и стал одним из самых популярных госслужащих в казахстанском сегменте Facebook. Он не только размещает в соцсетях сообщения, связанные с буднями города, но и активно комментирует наиболее интересные посты пользователей, реагирует на острые сигналы астанчан и отчитывается о проводимой местными исполнительными органами работе. В интервью Tengrinews.kz Асет Исекешев рассказал о том, как планирует сделать жизнь астанчан комфортнее. "Важно, чтобы каждый житель города мог быть услышанным", - уверен он.
- TENGRINEWS:
В июне прошлого года Глава государства доверил Вам свое любимое детище - главный город страны. В этой связи логично узнать: какие, по-Вашему, изменения произошли в Астане и изменилась ли она?
- Асет Исекешев
Астана - это столица, поэтому ведется непрерывная работа по ее развитию. Она меняется и преображается даже не из года в год, а изо дня в день вне зависимости от того, кто аким. Именно здесь реализуются крупнейшие проекты, и главный стратег-урбанист, главный архитектор - наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Благодаря программе инфраструктурного развития "Нұрлыжол", инициированной Елбасы, проведению технологической индустриализации и поддержке МСБ в Астане удалось сохранить положительную динамику развития. Для наглядности приведу ряд цифр. По итогам прошлого года валовой региональный продукт увеличился на 3,7 процента и достиг пяти триллионов тенге. Объем промышленного производства возрос до 426 миллиардов тенге, инвестиции составили 840 миллиардов тенге, причем 74 процента из них - частные. У нас сейчас около 100 тысяч действующих субъектов МСБ, наблюдается рост по сравнению с прошлым годом. Это тем более отрадно, что именно в этом секторе формируется почти половина валового регионального продукта и создается около 70 процентов новых рабочих мест.
- TENGRINEWS:
Асет Орентаевич, сейчас широко обсуждается одна из последних инициатив акимата - изменение рабочего графика астанчан. Вы полагаете, что эта мера позволит разгрузить дороги и избавить город от пробок?
- Асет Исекешев
Это лишь одна из мер комплексного плана по развитию столичной инфраструктуры. Для быстро развивающегося города проблема трафика всегда актуальна. У нас зарегистрировано 350 тысяч транспортных средств, плюс около 100 тысяч - транзитные и иногородние. Итого 400-450 тысяч автомобилей передвигаются по городу. Чтобы изменить эту ситуацию, мы ставим задачу увеличить долю населения в поездках общественным транспортом с 33 до 45 процентов. Для этого мы закупили 380 новых автобусов, они поступят до конца мая. Параллельно со строительством дорог в новые жилые массивы будут увеличиваться количество и протяженность автобусных маршрутов.
Комплексный план предусматривает краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные меры, которые рассчитаны до конца 2019 года. Долгосрочные меры - это строительство легкорельсового трамвая, которое завершится в 2019 году. Будут построены 18 станций от нового вокзала до международного аэропорта. Это и развитие дорожной сети: в данное время ведется строительство 13 дорог, связывающих новый железнодорожный вокзал, аэропорт, Ботанический сад и территорию вокруг ЭКСПО. Планируем завершить этот проект до 1 июня 2017 года.
Продолжается строительство Малой кольцевой дороги протяженностью 47 километров, из которых 22,8 километра, или 48,5 процента, уже готовы к эксплуатации. Построено девять развязок, мостов, путепроводов из 14 запланированных.
В июне приступаем к строительству улицы Ұлы Дала Елі в направлении нового железнодорожного вокзала с двумя мостами. На сегодняшний день идет разработка проектно-сметной документации по строительству проспекта Тауелсыздык от улицы Ш. Қалдаяқова до улицы Ұлы Дала Елі с последующим строительством, что позволит значительно разгрузить улицу Мәңгілік Ел, проспект Тауелсыздык.
Пробивка улицы Сарайшык и продолжение улицы Бейсековой снимут транспортную загруженность с проспектов Туран, Кабанбай батыра и улицы Орынбор.
Полное завершение строительства Малой кольцевой дороги позволит более 90 тысячам автомобилей миновать центр города. Это проекты, строительство которых займет минимум два года.
Есть проекты среднесрочные. Мы приступили к проектированию более десяти развязок. В 2018 году построим самые приоритетные - четыре развязки с надземными и подземными переходами, отдельно будет вестись строительство 12 пешеходных переходов. В основном это районы ТРЦ "Керуен Сити" (бывший ТРЦ "Мега-Астана"), Дом Министерств и другие.
Идет работа по внедрению "умных" светофоров. В этом году будут подключены 90 ключевых перекрестков, что позволит создавать "зеленую волну", то есть управлять дорожным трафиком. Для безопасности людей мы будем устанавливать освещаемые пешеходные переходы. Есть ряд и других мер, которые в комплексе должны обеспечить решение вопроса трафика.
Что касается изменения рабочего графика, это одна из мер, которые применяются в мире. Например, в Минске у каждого предприятия есть свой график, в Пекине, если номер машин заканчивается на какую-то определенную цифру, то вы в обозначенные дни не можете передвигаться по городу. Есть более жесткие меры, как в Сингапуре, где почти все дороги платные. Есть улицы в центре города, где очень высокая плата, поэтому люди туда вовсе не заезжают.
У нас сейчас как? 45 процентов трафика приходится на утренние часы. То есть все одновременно едут к 9.00 утра. Кто на работу, кто на учебу, кто в торговые центры, ЦОНы и так далее.
Поэтому мы предлагаем разделить потоки. Сейчас уже многие жители работают по этому графику. Например, строители выходят на работу уже в 7 утра. Акимат и городские службы работают с 8.30. Полицейские работают с 6.00 утра. Время посещения школ и детских садов мы не меняем. В настоящее время в городе число школьников составляет около 130 тысяч, а студентов - 85 тысяч. На данный момент график учебы студентов обсуждаем совместно с Министерством образования и науки Республики Казахстан. Мы предлагаем начинать учебу с 9.30 или с 10.00 утра; ЦОНам, банкам рекомендуем также с 10.00. Тогда мы потоки разобьем, и нагрузка уменьшится примерно с 45 до 36 процентов.
Вторая мера - это ограничение движения грузового транспорта, которая также используется во многих странах мира. И очень успешно. То есть грузовой транспорт, включая всю коммунальную технику, будет передвигаться исключительно с 23.00 до 6.00.
Поэтому хочу заверить всех астанчан, что мы применяем лучший мировой опыт, сбалансированные меры.
- TENGRINEWS:
Только ленивый не критикует работу общественного транспорта: это и несоблюдение интервала, и низкая культура вождения, и хамство со стороны кондукторов…
- Асет Исекешев
Сейчас меняется вся система работы общественного транспорта. За полгода мы при поддержке правительства и Парламента республики внесли предложения по внесению изменений в законодательство, чтобы внедрить новый механизм, который позволит акимату обеспечить высокую культуру обслуживания пассажиров: без гонок по городу, исключение фактов хамства со стороны кондукторов и водителей. То есть мы переходим на новый принцип, когда акимат нанимает автопарки для обслуживания пассажиров и требует от них неукоснительного соблюдения графика и культуры обслуживания. И в случае нарушения мы будем привлекать виновных к ответственности, применять санкции, расторгать договоры. То есть мы меняем формат работы. Это опыт многих стран мира.
Вводится система безбилетной оплаты проезда. С августа внедрим ее повсеместно с учетом опыта и ошибок других городов.
Много жалоб по поводу несоблюдения автобусами интервалов движения. Основной причиной являются пробки, перегруженный трафик. В развитых странах во избежание этого создают условия, отдавая преимущество общественному транспорту - выделенные спецполосы для автобусов, троллейбусов. В то же время создают дополнительную нагрузку на личный автотранспорт - платный въезд в центр и парковки, убирают паркинги там, где они мешают проезду, переводят их под здания. Передвигаться на машине в европейских городах неудобно. Приоритеты таковы: сначала - пешеходы, потом - велосипедисты, третье - автобусы и только затем - личные автомобили.
Мы уже сейчас создаем общественные пространства, пешеходные маршруты, велосипедные дорожки. В этом году у нас будет устроено 37 километров для велосипедистов, в 2018 году увеличим до 200 километров.
В фокусе нашего внимания также удобные, комфортные для ожидания остановки. Таковых необходимо построить более четырехсот. Их планируем построить на основе ГЧП. Большая часть будут ветрозащитные, где-то теплые остановки, особенно возле больниц, школ, поликлиник.
Работа такси также вызывает нарекания, поэтому недавно запустили на основе ГЧП службу "Астана-такси", где все таксопарки соединились под одним брендом.
Это только три шага из "20 шагов", которые позволят за три года достичь существенного прогресса по обеспечению качества жизни горожан. Разумеется, по остальным пунктам программы также будет вестись постоянная работа.
- TENGRINEWS:
В последнее время закрывается множество дорог. И это создает неудобства горожанам.
- Асет Исекешев
Конечно, мы за это приносим извинения. Но это столица. Во-первых, готовимся к EXPO. У нас только во второй половине апреля наступает такая погода, когда можно укладывать асфальт или заниматься озеленением, благоустройством. Вы знаете, что асфальт кладется при температуре +15 градусов. И сейчас строятся новый железнодорожный вокзал, аэропорт. Пробиваются новые улицы: 24, 26, 31, Туркестан, Акмешит. Осуществляем озеленение, строим тротуары, разбиваем цветочные клумбы, ставим различные малые архитектурные формы. Стараемся максимально безболезненно проводить работы по прокладке сетей, строим дороги, чтобы до 1 июня успеть. Где-то в связи с этим возникают определенные неудобства. По завершении этих работ наш город станет красивее и комфортнее.
EXPO - знаковое событие, как для Казахстана, так и для Астаны, которое позволит раскрыть наш туристический потенциал. К нам за три месяца приедут более двух миллионов человек. За весь 2016 год прибыло менее 1 миллиона человек. И для нас важно, чтобы эти туристы вернулись к нам на следующий год, так как туризм - это важная часть экономики. Будут загружены объекты обслуживания, малый бизнес, рестораны, кафе, театры и другие.
Мы ставим задачу, чтобы турист получал здесь высокий уровень комфорта. Это касается работы и аэропорта, и пограничных служб, и ресторанов, парков, полиции и других служб.
И для нас принципиально, чтобы городские службы и жители находились "на одной волне", понимали и поддерживали друг друга. Мы непрерывно анализируем ход подготовки к ЕХРО, ведь каждая мелочь важна, по каждому направлению есть какие-то недоработки, которые надо по ходу исправить.
Все городские службы перешли на круглосуточный режим работы, чтобы обеспечить бесперебойное жизнеобеспечение столицы.
- TENGRINEWS:
Недавно Президент высказался о дальнейшем развитии столицы. Было немало критики и пожеланий. Что было сделано акиматом после президентского "разбора полетов"?
- Асет Исекешев
По тем поручениям, которые дал Президент, идет большая работа. Это: уборка несанкционированных свалок, которые появляются каждый год после зимы, устранение недочетов по фасадам. Мы устраняем все эти недостатки, это оперативные меры.
Параллельно мы планируем решать эти вопросы на системной основе. Мы разрабатываем новые регламенты строительства дорог, зданий.
Нам необходимо изменить культуру строительства, то есть непременно обеспечить качество. Изучаем опыт работы других стран, таких как Канада, Швеция, для того, чтобы повысить качество дорог. Вводим новую систему планирования строительства дорог, контроля качества. У нас будет новый классификатор и алгоритм строительства, а также ремонта дорог.
- TENGRINEWS:
Наверное, у каждого астанчанина есть любимые уголки города. А куда любите ходить Вы?
- Асет Исекешев
Каждая часть города интересна по-своему. Например, Левобережье - это ультрасовременный футуристический город. Историческая часть города имеет свой неповторимый колорит, там очень уютно и по-домашнему тепло. Нравятся набережная вдоль реки Ишим, городские парки. В Астане много мест, которые импонируют мне, где можно с семьей хорошо провести время.
- TENGRINEWS:
Вам по долгу службы, да и просто как горожанину, какие недостатки в городе особенно бросаются в глаза? И главное, как Вы намерены их устранять?
- Асет Исекешев
Недостатки есть в любом городе. Повторюсь, город очень быстро растет, сюда стремятся люди со всех концов страны, тем самым складывается особая субкультура Астаны. Президент в программе "100 шагов" поставил задачу, чтобы Астана стала одним из ведущих центров евразийского пространства. Акимат продолжает в этом направлении работу, чтобы сделать город чистым, комфортным, красивым, гостеприимным, безопасным. Ставим перед собой задачу развивать общественные пространства, места для семейного досуга, для пеших и велосипедных прогулок.
Мы провели социологическое исследование, чтобы понять, что такое благополучие людей, своего рода "формула счастья" астанчан. Кроме того, тысячи обращений ежедневно поступают через службу 109: здесь люк открытый, там кондуктор нагрубил пассажиру, кто-то жалуется на чиновничий бюрократизм, качество дорог или работу КСК. Я это к тому говорю, что у нас есть понимание того, какие ключевые вопросы беспокоят астанчан, живут ли они в Коктале или на левом берегу. Для нас важен контакт, мы развиваем систему партнерства. Ведь, работая в унисон, реагируя, прислушиваясь, мы формируем культуру "активного гражданина", того, кто не только недоволен чем-то, но и знает, что городские власти прислушиваются к нему, что у него есть возможность повлиять на те или иные вопросы, тем самым он становится более ответственным. С учетом такого подхода мы скорректировали Программу развития Астаны до 2020 года, главной целью которой является социальное благополучие населения.
Есть две задачи, решение которых позволит обеспечить благополучие горожан. Первая - улучшить качество жизни. Это среда, в которой мы живем, - жилье, общественный транспорт, экология, здравоохранение, образование, безопасность людей, детские сады, спорт, досуг.
Вторая задача - обеспечить рост доходов населения через развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест.
- TENGRINEWS:
Вы говорите о новой программе. Программ было принято немало. Вы уверены, что они смогут улучшить жизнь горожан?
- Асет Исекешев
Глава государства и в своем Послании, и в Плане нации ставит задачу, чтобы все министры, акимы изменили свой подход, особенно в работе с населением. Поэтому мы совместно с экспертами, специалистами переосмыслили модель развития города и выстраивания взаимоотношений с населением с учетом интересов горожан.
Важно добиться того, чтобы они были реально выполнимыми. Мы не даем ложных обещаний людям, что решим их проблемы моментально. Поэтому сейчас работаем над механизмами реализации программы развития города "20 шагов", исходя из тех ресурсов, которые есть.
В ее рамках мы определили ключевые задачи, которые можем решить за три года, с учетом финансовых ресурсов и на основе поэтапности. Возьмите мировой опыт: Нью-Йорк, Лондон, Сингапур. У каждого из этих мегаполисов есть приоритетные задачи, есть второстепенные. Нельзя браться за все сразу. Можно размыть те силы и ресурсы, которые у нас есть. К примеру, один из 20 шагов - это социальное развитие города. Здесь мы определили 32 социальных стандарта, которые должны быть доступны для любого жителя. И город условно разделили на 129 секторов, примерно по десять тысяч человек в каждом. В каждом секторе должны быть поликлиники, школы, остановки, магазины продуктов питания, спортивные секции, детские площадки. И это делается не просто так, а для сокращения ненужных транспортных потоков. Если в каждом квадрате будет все необходимое для жителей, то садиться лишний раз за руль и ехать куда-то нет необходимости. И у нас есть понимание, в каких секторах чего не хватает. В каких-то районах нужно открыть поликлиники, сделать парки и скверы, создать больше торговых площадей, аптек и так далее.
Острый вопрос, вызывающий нарекания горожан, - дороги. Например, в районе юго-востока из 127 дорог лишь половина асфальтирована. Мы хотим добиться, чтобы не только в центре, но и на окраинах города были полноценное дорожное покрытие, уличное освещение, остановки, ходил общественный транспорт.
Или, например, ликвидация переуплотненности школ и повышение качества обучения в них. В прошлом году в школах города училось 117 тысяч детей. Мы готовимся, учебники закупаем. Тут 1 сентября приходят 130 тысяч школьников. Хорошо, мы прогнозировали естественный прирост семь-восемь тысяч. Но откуда еще пять-шесть тысяч пришло? Контингент учащихся школ только за прошлый год увеличился на 13,5 тысячи человек, при этом пять тысяч детей приехали в Астану с семьями летом. Кто-то на работу, кто-то просто решил переехать. Пять тысяч детей - это четыре большие школы. А мы же не можем сразу их построить. Их надо планировать.
Для решения вопроса переуплотненности школ в текущем году в 27 школах мы построим пять пристроек на 2 600 мест и начнем строительство десяти новых на 9 000 мест.
Еще один шаг - это качество обучения в наших школах. Мы на уровне города сейчас смотрим, как можно поднять уровень столичного образования, анализируем материально-техническую базу. Сейчас образование основано на ІТ-технологиях, поэтому повсюду проводим внутренний Wi-Fi. У нас есть проект "Смарт-школа", который будет обеспечивать безопасность детей, внедрение электронных форм обучения.
Важный приоритет - здоровый образ жизни и развитие массового спорта. Обычно мы здравоохранение сводим к работе больниц и поликлиник. Такая формула неправильна. На самом деле это здоровый образ жизни, качественное питание, вода, занятия спортом, экология. Планируем создать физкультурно-оздоровительные комплексы на базах школ, где-то будем достраивать, особенно на основе ГЧП. Развиваем общественные пространства - скверы с тренажерами для прогулок пожилых людей. Чтобы жители больше гуляли, занимались спортом.
У нас 24 процента горожан занимаются массовым спортом, хотим, чтобы этот показатель значительно вырос.
- TENGRINEWS:
Кстати, по поводу "Фейсбука". Вас очень часто "тэгают" по самым разным вопросам - не приезжает вовремя карета скорой помощи, не убран снег и так далее. Вы, наверное, единственный чиновник, который регулярно, а главное, лично отвечает на все комментарии. Когда Вы успеваете? И не отвлекает ли это от работы или же, наоборот, помогает держаться в тонусе?
- Асет Исекешев
Работа в социальных сетях - это отправная точка. У нас имеются диалоговые площадки для обсуждения новых инновационных проектов, в том числе поступающих от самих жителей. Пишут много: специалисты, расписывая предложения по оптимизации развития города, присылают свои жалобы и мнения жители, идет оживленная дискуссия по поводу мер, которые могут улучшить жизнь. По сути, все делается с оглядкой на жителей. Я вечерами просматриваю "Фейсбук". Прослеживаю, какие мессенджи, скажем так, вызывают ажиотаж, тут же отсылаю своим заместителям в работу. Сейчас заместители читают сообщения, акимы районов, начальники управлений открыли свои аккаунты.
Благодаря соцсетям можно услышать мнения горожан, понять их проблемы, совместно найти пути решения. Нас радует активная гражданская позиция жителей. Это и есть формирование гражданского общества. Общества, которое болеет за свой город, за развитие страны.
- TENGRINEWS:
Расскажите о том, какой аким Исекешев дома, какой он папа?
- Асет Исекешев
Стараюсь проводить больше времени с семьей в выходные дни. Ходим в кино, парки, зимой - на ледовые горки, катаемся на лыжах, летом - на рыбалку, помогаю с уроками иногда, как и любой отец. Это обязанность родителей. Как и всех родителей, меня беспокоит качество образования, уровень здравоохранения. Для меня, как и для всех людей, дети - это будущее и, конечно, я трепетно к ним отношусь.
Беседовала Асемгуль Касенова