1. Главная
  2. Почитай

Музыка Густава Малера имеет сенсационный успех во всем мире

Интервью на тему ✅ Музыка Густава Малера имеет сенсационный успех во всем мире ⚡ Читайте важные интервью и конференции на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

Признанный в мире знаток и интерпретатор музыки Густава Малера Алан Бурибаев 26 апреля представит премьеру Симфонии № 5 на сцене Большого зала "Астана Опера". Концерт симфонической музыки, на котором прозвучат классические произведения в исполнении Симфонического оркестра, украсит выступление виртуозного пианиста из Великобритании Фредерика Кемпфа. В преддверии симфонической премьеры прославленный маэстро Бурибаев рассказал интересные подробности о профессиональной деятельности и о подготовке к концерту.

TN:

Вы продолжаете исполнять цикл симфоний Густава Малера, на этот раз вместе с Симфоническим оркестром "Астана Опера" публике представите Симфонию № 5. Как считаете, в Астане симфоническая музыка, в частности музыка Малера, становится популярной, более востребованной?

Алан Бурибаев

Мы очень удачно начали исполнять симфонии Малера, его имя уже хорошо знакомо нашей публике, люди заранее приобретают билеты, это о многом говорит. Когда мы с оркестром брались за подготовку к исполнению Симфонии № 2 Малера, то было опасение, сможем ли мы? Это очень сложная для исполнения музыка. Спустя годы работы, сейчас уже для музыкантов оркестра этот материал становится доступным, то есть повышается наш профессиональный уровень. Мы подошли к Симфонии № 5 Малера, которая является квинтэссенцией малеровского творчества. Условно его творчество делится на три периода: с Первой по Четвертую симфонию, так называемые программные симфонии "Волшебного рога мальчика", где вдохновением многих тем явился этот сборник народной немецкой поэзии и в которых Малер использовал голоса с симфоническим оркестром. Затем следует триада чисто инструментальных симфоний с отказом от конкретных программ: с Пятой по Седьмую. Восьмая симфония "Тысячи участников" стоит особняком, с ее невероятным, колоссальным составом. И замыкает этот список триада так называемых "симфоний прощания", где Малер уже чувствовал близкое дыхание собственной смерти - Девятая, неоконченная Десятая и симфония-кантата на стихи китайских поэтов "Песнь о Земле".

Мы представляем творчество одного из главных симфонистов человечества. В мои планы входит исполнение всех симфоний Малера в Астане, которые здесь еще не исполнялись.

TN:

Симфония № 5 Малера является наиболее исполняемым сочинением австрийского композитора. В чем заключается особая популярность этого произведения?

Алан Бурибаев

Это связано с четвертой частью симфонии "Адажиетто". Это безумно красивая часть, наверное, самая узнаваемая музыка Малера, которая на сегодняшний день очень сильно растиражирована. К примеру, оно исполняется в фильме "Смерть в Венеции" итальянского режиссера Лукино Висконти. События этого фильма происходят под музыку "Адажиетто" на фоне умирающей, декадентской красоты этого города.

На самом же деле "Адажиетто" - это одно из самых изысканных признаний в любви, когда-либо сделанных человечеством. Это то, что Малер послал своей будущей супруге Альме, и нотами, языком музыки рассказал ей о своих чувствах. Она была первой красавицей Вены, ей было 23 года, ему - 41. В нее был влюблен весь артистический круг Вены. Они встретились на званом ужине, Альма безумно понравилась Малеру, и он в свою очередь тоже произвел на нее неизгладимое впечатление. Она знала его как оперного дирижера, потому как обожала оперу и часто бывала в театре на его спектаклях, в основном на операх Вагнера. Малер написал четвертую часть "Адажиетто" и послал ей по почте ноты, партитуру "Адажиетто", в конце которых написал: "Ты - мое солнце, моя душа". Будучи тонкой натурой, она не могла устоять, и в скором времени они поженились. Финал Пятой симфонии полон радости и дышит оптимизмом. И действительно, судьба подарила им несколько счастливых лет.

TN:

Есть ли в этой симфонии переклички со Второй или с Восьмой симфонией, которые уже исполнялись на сцене "Астана Опера"?

Алан Бурибаев

Я убежден, что все симфонии Г. Малера представляют собой одно неделимое целое, потому что он каждый раз пытался в них описать мир. У него был большой спор с великим композитором Яном Сибелиусом. Когда Малер ездил в Финляндию, они встречались там и говорили о том, что такое симфония. Сибелиус был большим знатоком этого жанра. Он написал Седьмую симфонию, а Восьмую сжег, и последние годы жизни провел в изоляции, не написав ни ноты. С чем связано его молчание - для многих до сих пор большая загадка. Малер говорил, что симфония должна охватить и описать весь мир. Это можно сравнить с попыткой прочитать и понять одновременно труды Стивена Хокинга, Ричарда Докинза, Чарльза Дарвина и так далее, то есть великих ученых, и все это нужно сжать в рамки 90 минут музыки. Ян Сибелиус же говорил, что симфония должна отличаться строгостью формы и ясной логичностью развития. Хотя я считаю, что у них есть точки соприкосновения. К примеру, я вижу, что то "тематическое зерно", из которого выросла вся Вторая симфония Яна Сибелиуса, схоже "тематическим зерном" в финале Пятой симфонии Малера. Знаете, из "зерна" вырастает весь мир, макрокосмос - это отражение микрокосмоса. То, что мы видим в микроскопе, есть отражение всей вселенной. Так думали и раньше люди, и многие разделяют эту точку зрения сегодня. В Пятой симфонии Малер отказался от какой-либо программности и стал пользоваться только средствами инструментальной музыки. Повторюсь, что все его симфонии связаны между собой. Нет разительного изменения музыки. Малер слышен и узнаваем с первых нот как в Первой, так и в Десятой симфонии. Так же как, на мой взгляд, Фридрих Ницше всю жизнь писал на самом деле одну книгу, а не несколько, так как идеи одних книг продолжаются в следующих. Как, например, идея Вечного Возвращения впервые появляется в конце книги Ницше "Так говорил Заратустра", а впоследствии эта идея развивается в более поздних трудах, так и у Малера. К примеру, первая тема Пятой симфонии впервые появилась в середине разработки Четвертой симфонии, написанной за несколько лет до того. Вот еще почему я хотел бы исполнить абсолютно все симфонии Малера в Астане.

TN:

На протяжении ряда лет Малер возвращался к работе над симфонией, вносил существенные изменения, а в 1911 году полностью переоркестровал ее. Мы услышим именно эту версию?

Алан Бурибаев

Это связано с изменением стиля. Во-первых, эта симфония инструментальная, в ней нет больше партии для голоса, как это было ранее. Перед тем как к ней прийти, он изучал творчество старинных полифонистов, в частности Баха. Инструментовка Малера отличается от оркестровки Чайковского, как отличалась бы живопись Клода Моне от живописи Анри Руссо. Переход от четких линий к смазыванию границ между оркестровыми тембрами. Например, оттенки постоянно переходят один в другой: зеленый - в густо-зеленый, в изумрудно-зеленый. То есть у него нет отдельных цветов, обособленных контурами. У него постоянное ощущение, что он смешивает краски и добивается большей густоты и интересных тембров. Оркестровка должна выделять главное и затушевывать второстепенное. Ему нужна оркестровка не ради оркестровки, чтобы оркестр блестел, хотя у него оркестр блестит, а ради того, чтобы это было органичным целым. Мне хочется сравнить оркестровку Малера с таким блюдом, где все ингредиенты находятся вместе, а не разложены по местам: струнные, духовые и так далее. Композитор сказал такую вещь: "Если вам что-то не понравится после моей смерти, переоркеструйте это". То есть он не считал эту версию финальной, но мы считаем, что лучше Малера никто не смог бы сделать ее.

TN:

Существует мнение, что оркестры, исполняющие музыку Малера, имеют мировой уровень. Так ли это?

Алан Бурибаев

Не каждый оркестр может себе позволить исполнение симфоний Малера. Во-первых, нужен колоссальный аппарат, то есть много музыкантов, во-вторых, это технически очень сложные произведения, даже вместе их очень сложно сыграть. Кроме нашей основной деятельности оперного или балетного оркестра, произведения Малера выводят наш оркестр на другой уровень. Они ставят нас в один ряд с малеровскими оркестрами и не только в Европе, но и в Японии, например. Малер сейчас -"бум" по всему миру. Наверное, на сегодняшний день это один из самых популярных композиторов. Его творчество очень сильно привлекает молодую публику.

TN:

Получается, вы - законодатель музыкальной моды?

Алан Бурибаев

Дело совсем не в моде, поверьте мне, я буду играть Малера, даже если он выйдет из моды. Для меня это один из самых любимых и самых трудных композиторов. Я постоянно о нем читаю: новые публикации, посвященные Малеру, появляются постоянно. Его музыка связана с его жизнью, это был удивительный человек.

TN:

На этом музыкальном вечере вместе с вами выступит выдающийся пианист Фредди Кемпф с концертом № 1 Брамса. Работали ли вы ранее с этим музыкантом?

Алан Бурибаев

Мы очень дружны с Фредди, он любимейший мой друг. Мы сыграли с ним огромнейшее количество концертов. Он интересный человек и как музыкант, и как личность. Он постоянно изучает множество языков, например африканские языки. Я поражаюсь тому, что он постоянно занимается спортом. Где бы он ни был, он три часа в день ежедневно проводит в спортзале. В этом плане я смотрю на него с какой-то завистью и восхищением. В музыке он, как и в жизни, большой романтик. Когда мы с ним говорили про Бетховена, он мне сказал: "Я хочу найти самый романтический звук для Пятой симфонии". Кроме того, он прекрасный семьянин и отец троих детей.

TN:

Расскажите о своих планах, входит ли в них отдых?

Алан Бурибаев

Нет, у меня нет возможности отдыхать (смеется). У меня начинается горячая пора - подготовка к премьере оперы "Турандот" Пуччини, празднование 20-летия Астаны. Отдыхать не приходится, через два дня после Симфонии № 5 Малера у нас будет опера "Абай" Жубанова, Хамиди, которая для меня очень ценна и ответственна. Постараюсь найти хотя бы один день, чтобы просто выспаться. Потом у меня будет большое турне с Королевским оркестром Лондона (Royal Philharmonic Orchestra). В дальнейших планах у меня возвращение к работе в Новой Зеландии и Австралии.




Join Telegram