1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Как у министра "девятка" всплыла. Интервью с Аскаром Жумагалиевым

Интервью на тему ✅ Как у министра "девятка" всплыла. Интервью с Аскаром Жумагалиевым ⚡ Читайте важные интервью и конференции на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Цифровизация стала сегодня трендом. По мнению Аскара Жумагалиева, во многом это случилось благодаря тому, что процесс поддержали на самом верху, как когда-то в Корее. А это важно, потому что цифровизация не только делает нашу жизнь легче, но и прозрачнее, вскрывая больные мозоли.

О своей старой "девятке", моде на цифровизацию и планах на 2020 год рассказал в интервью руководитель цифрового министерства Аскар Жумагалиев.

TENGRINEWS:

Аскар Куанышевич, не так давно во время презентации мобильного приложения eGov вы рассказали, что просили разработчиков сделать его простым и понятным, "как для своих мам". В итоге что ваша мама думает об этом приложении?

Аскар Жумагалиев

Приложением она пользуется. В целом оно ей понравилось, в особенности то, что можно получать услуги, используя отпечаток пальца (Touch ID), привязав к нему ЭЦП. Понятно, что нам еще есть к чему стремиться, и в этом отношении мама тот еще критик (смеется). Пока доступно 34 услуги и сервиса. В ближайшие недели выпустим еще несколько десятков. Учитывая, что у каждого сегодня смартфон, я думаю, это приложение скоро станет главным каналом для получения госуслуг. Между собой мы его уже называем "ЦОН в кармане". Кстати, только за два месяца его установило более 300 тысяч человек.

TENGRINEWS:

Услуг в приложении еще маловато. Какие планы по его развитию?

Аскар Жумагалиев

Несколько услуг мы уже готовим к запуску, тестируем. К примеру, до конца декабря можно будет через приложение отправить заявку на замену водительского удостоверения, сделать временную прописку или выписать проживающих из квартиры, прикрепляться к медицинской организации, а уже в начале 2020 года - зарегистрировать свой автомобиль и сразу же заказать доставку техпаспорта и госномера на дом. Говоря же о наших планах на следующий год, то в общей сложности доведем количество услуг в приложении до 120.

TENGRINEWS:

А когда все услуги, которые есть на сайте eGov, вы переведете в приложение?

Аскар Жумагалиев

Мы планируем вывести на смартфоны 220 услуг. Остальные можно будет получать через компьютер. При этом, даже получая услуги через компьютер, вы можете использовать для авторизации и подписи ЭЦП на своем телефоне. Технология будет примерно схожа с тем, как мы, сканируя QR-код с помощью камеры телефона, входим в WhatsApp на компьютере.

TENGRINEWS:

До сих пор люди жалуются на некорректную информацию в базах данных. В том же мобильном приложении иногда люди видят давно проданные машины...

Аскар Жумагалиев

Да, и у меня такое было. Пару месяцев назад увидел, что на мне числится моя первая "девятка", которой у меня уже нет лет 20. Все эти ошибки сейчас всплывают из-за того, что министерства централизуют свои системы, интегрируют их с другими госорганами. Я знаю, много таких фактов было именно по налогам и транспорту, так как раньше, что у Налогового комитета, что у МВД, были свои базы в каждом регионе. Сейчас они все объединяются, интегрируются между собой, поэтому все эти неточности всплывают. За этот год более 25 миллионов сведений было обработано и актуализировано 3,6 миллиона ошибочных данных. Кстати, то, что моя старая "девятка" объявилась, это своего рода показатель, что работа ведется не только в отчетах. Но в любом случае в вопросе актуализации данных всем государственным органам нужно ускоряться.

TENGRINEWS:

Людям из-за этих ошибок приходится обращаться в различные инстанции, чтобы разобраться...

Аскар Жумагалиев

Мы хотим запустить сервис корректировки данных. Сегодня, когда вы заходите в личный кабинет, то видите информацию, которая подтягивается из разных баз данных госорганов. Сам eGov ведь ничего не хранит, это такое окно, через которое вы можете видеть, какая информация о вас хранится в базах госорганов. Обнаружив через него неточность, мы хотим, чтобы у пользователя сразу была возможность запросить корректировку. Система автоматически отправит этот запрос ответственному госоргану, в котором эти данные должны будут откорректировать. Думаю, этот механизм облегчит и ускорит процесс корректировки.

TENGRINEWS:

Есть те, кому вся эта цифровизация не по душе?

Аскар Жумагалиев

Цифровизация же делает процессы прозрачными, поэтому, конечно, она будет по душе не всем. Вы не представляете, сколько разных лазеек для мошенников перекрыла автоматизация. Раньше могли сделки задним числом оформлять или вообще от умерших людей выдавать доверенности, квартиры по несколько раз перепродавали, потому что информация не сразу в базы попадала, а "ускорение" разных справок - это вообще была отдельная история. Автоматизация все это исключила. Сейчас, к примеру, ведется работа по созданию единого государственного кадастра недвижимости, после внедрения которого сфера земельных отношений станет прозрачной, выявятся неучтенные земли, незаконно используемые, и так далее. Конечно, кому-то это тоже будет не выгодно.

TENGRINEWS:

Отменили адресную справку. Люди восприняли это очень позитивно. Какие справки на очереди?

Аскар Жумагалиев

Мы рекомендовали исключить еще более 20 справок. Среди них - сведения о совершении административного правонарушения, разные справки из медицинских организаций (из психоневрологической организации, противотуберкулезной организации, о допуске к управлению транспортным средством) и так далее. Что касается сроков, то здесь сначала нужно завершить интеграции, как это было с адресной справкой. Чтобы все заинтересованные могли получать эту информацию онлайн. Как только госорганы будут к этому готовы, эти справки будут отменены.

TENGRINEWS:

Вы сказали, что у госорганов есть возможность в автоматическом режиме получать сведения на гражданина. Можно ли сделать так, чтобы человек видел, кто и что запрашивал на него?

Аскар Жумагалиев

Такой вопрос нам задавали цифровые комиссары. Мы это предусмотрели в законопроекте о новых технологиях, который скоро уйдет на рассмотрение в Парламент. Если эта норма пройдет, то вы сможете в личном кабинете видеть, кто и какую информацию по вам запрашивал.

TENGRINEWS:

В чем задача ваших цифровых комиссаров? Они же не специалисты?

Аскар Жумагалиев

Как бы это странно ни звучало, мы просим их нас критиковать, указывать на недоработки, ошибки и так далее. Да, многие из них не работают в сфере IT, но в этом их преимущество, потому что они нам дают рекомендации с точки зрения обычного пользователя. Цифровизация направлена на то, чтобы жизнь казахстанцев стала качественно лучше, и они дают нам свой фидбэк на все проекты "Цифрового Казахстана". Мы провели с ними всего несколько встреч, но получили порядка 70 важных предложений. Какие-то мы сами смогли внедрить, что-то выносим на межведомственные комиссии, так как вопросы касаются нескольких госорганов.

TENGRINEWS:

Вы, как министр цифрового развития, наблюдаете за работой по цифровизации всех госорганов. Как вы оцениваете их успехи?

Аскар Жумагалиев

Оценку все-таки вам давать нашей работе. Коллеги большую работу провели, это однозначно. Для того чтобы в этом году нам довести до 80 процентов долю автоматизированных услуг, всем нужно было автоматизировать свои бизнес-процессы. Безусловно, все активизировались по сравнению с 2017 годом. Да, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Но самое главное - есть инициатива.

TENGRINEWS:

Какие у вас ожидания от других госорганов в части цифровизации?

Аскар Жумагалиев

В течение следующего года процент автоматизированных услуг мы должны довести до 90. Это было поручение Елбасы. Минздрав в этом году, вы знаете, запустил паспорт здоровья. Теперь нужно все процессы отточить, чтобы там собиралась информация из всех государственных медучреждений, куда человек обращается. С МВД у нас есть планы по совершенствованию госуслуг. Учитывая, что сотрудники полиции сегодня оснащены планшетами, в принципе, можно было бы дать автовладельцам возможность подтверждения наличия прав и техпаспорта через приложение. Технически это несложно, будем совместно прорабатывать. В Министерстве образования, знаю, должны запустить Национальную образовательную базу данных, которая позволит централизовать многие услуги, в том числе очереди в детские сады, чтобы акиматы не имели возможности их двигать. Минфин в этом году реализовал возможность просмотра налогов, и упрощенный способ оплаты вывели в приложения банков. По словам коллег, в три раза увеличился объем онлайн-платежей по налогам. Думаю, в следующем году они сведут к минимуму проблемы, связанные с уплатой налогов физическими лицами, и продолжат работу по цифровизации МСБ. Это если вкратце.

TENGRINEWS:

Вы курируете "Астана хаб". Какие возможности он дает молодежи?

Аскар Жумагалиев

Если у вас есть идея IT-проекта, вы придумали приложение или какую-то систему, то в феврале следующего года хаб начнет рассматривать заявки стартаперов для очередной программы инкубации. Хаб помогает стартаперам пройти "мертвую зону", это этап, когда умирает большая часть идей, не имея поддержки. Государство ее дает. За каждым проектом закрепляется индивидуальный ментор, который помогает стартаперам. Доступ к образовательным ресурсам, офис, интернет, оборудование – все это участники получают бесплатно в течение года. Помимо этого, там ребят прокачивают по разным направлениям, предлагают их проекты инвесторам и так далее. Мы верим, что у нас много талантливых ребят, которым просто немного нужно помочь в самом начале. Например, в хабе есть проект ребят из Караганды, который направлен на решение проблемы мошенничества в киберспорте. В него инвесторы уже вложили более миллиарда тенге.

TENGRINEWS:

Много говорится о том, что скоростной интернет в села проводится. Но как так получается, что даже в областных центрах и в крупных городах есть школы, где скорость интернета очень низкая?

Аскар Жумагалиев

Мы недавно проводили анализ. У 6823 школ сегодня есть техническая возможность получать интернет со скоростью 4 Мбит в секунду и более. Несмотря на это, у 326 из этих школ скорость интернета низкая. Вы знаете, что самое обидное, 56 из них действительно находятся в городах, где уж точно есть техническая возможность, но им закупили дешевые пакеты с низкой скоростью. Сегодня только в 152 школах на самом деле нет технической возможности повысить скорость. До конца следующего года до них тоже дойдет скоростной интернет, в том числе по оптике. И здесь важно, чтобы на местах для них закупали нормальные пакеты с хорошей скоростью.

TENGRINEWS:

Сколько стоит провести оптику в села и какое количество сел в следующем году подключите к скоростному интернету?

Аскар Жумагалиев

Это очень дорогостоящий проект, учитывая нашу территорию, но операторы реализуют его за свой счет. Их затраты на этот проект - более 200 миллиардов тенге. За три года они должны проложить более 20 тысяч километров кабеля, чтобы подключить 1250 сел к скоростному интернету. 20 тысяч километров – это половина экватора примерно. Государство в свою очередь в течение 14 лет обязуется оплачивать услуги интернета для школ, больниц и акиматов сел, в которые проводится оптика. Это формат государственно-частного партнерства. По итогам прошлого и этого годов будет подключено 761 село, в следующем году мы планируем не только подключение оставшихся 489 сел к оптике, но и начать еще один проект, который позволит в течение ближайших трех лет обеспечить 4G 3143 села. Качественный интернет сегодня архиважен для населения, учитывая количество услуг, которое мы автоматизировали, проекты в образовании, в здравоохранении, развитие электронной коммерции…

TENGRINEWS:

Как изменилась сфера электронной коммерции за последний год?

Аскар Жумагалиев

Наблюдается очень хороший рост. Сегодня у нас работает более 1700 торговых онлайн-площадок. За 10 месяцев этого года, если сравнивать с прошлым, казахстанцы сделали на 71 процент больше покупок в местных интернет-магазинах, а выручка увеличилась в два раза, до 300 миллиардов тенге. Положительно, конечно, повлияла проведенная работа "Казпочты" по увеличению количества супермаркетов посылок, расширению отделений и сети фулфилмент-центров. Посылки стало получать быстрее и удобнее. В результате люди стали больше заказывать товаров онлайн.

TENGRINEWS:

В начале этого года, помнится, был аврал с посылками…

Аскар Жумагалиев

Да, я помню, была неразбериха с посылками. Знаете почему? "Казпочта" внедряла новую информсистему, которая им сейчас позволила полностью автоматизировать систему учета корреспонденции и посылок. Можно было, конечно, работать и в старой системе, которой было больше 20 лет. Но тогда бы просто они не смогли сократить сроки доставки с 14 дней до трех дней, как сейчас. Она была морально устаревшая. Сегодня благодаря новой системе весь процесс стал прозрачным. К примеру, если посылка не уходит с сортировочной в течение суток, то система уже начинает бить тревогу. Кстати, в 2017 году в день в "Казпочту" заходило максимально 4 тысячи посылок, сейчас в некоторые дни - до 250 тысяч. Представляете объемы? Без автоматизации процессов они бы просто захлебнулись.

TENGRINEWS:

Аскар Куанышевич, если отбросить то, что вы министр, насколько цифровизировалась ваша жизнь за последние несколько лет?

Аскар Жумагалиев

Недавно ходили с коллегами в кино - сейчас даже билет бумажный не нужен, можно с телефона показать. Заказом еды, такси с оплатой по карте сегодня уже никого не удивишь, а вспомните, как было еще пару лет назад? Сегодня некоторые вообще перестали носить с собой наличку. Процент безналичных переводов вырос по сравнению с прошлым годом в два раза. Те же справки через Telegram можно получать за минуты – не так давно об этом вы еще даже не думали, правда же?

TENGRINEWS:

Вы считаете, госпрограмма "Цифровой Казахстан" как-то повлияла на это?

Аскар Жумагалиев

Что такое "Цифровой Казахстан"? Это всего 120 мероприятий, которые должны запустить механизм цифровизации общества. Упрощение и автоматизация госуслуг, развитие инфраструктуры умных городов, изменения в законодательстве, IT-экосистемы, открытие IT-университета - все это послужило катализатором, в этом и есть ее задача. Программа дала названия всем цифровым процессам, которые начались в обществе, и сделала цифровизацию трендом. В Корее было так же, когда о цифровизации начали говорить на высоком уровне, начался бум. Сегодня у нас тоже цифровизация стала модной. Бизнес очень активизировался, одновременно люди поняли, что это удобно, и пользуются всеми новшествами. Вот влияние программы. А если говорить цифрами, то за два года эффект от реализации госпрограммы составил 600 миллиардов тенге.

Реклама
Реклама